Культурно-нравственное воспитание на уроках литера

Литература всегда оставалась индикатором прогресса, резко реагируя на изменения к худшему в социальной среде. Тысячелетняя история сопротивления творческих сил инерционному давлению  человеческой лени, косности мысли и животных инстинктов поистине могли возвести человека на пьедестал природы, однако до сих пор в обществе остаются неизжитыми стремления к регрессии и упадку, подчас будучи навязываемы населению с самых высших инстанций. Вопрос "могут ли уроки литературы в школьных классах быть одной из основ культурно-нравственного развития в современном обществе?"  - как раз и рассматривается в данном докладе.
Культурно-нравственное воспитание на уроках литературы:
Спустя тысячи лет своего существования человечество, безусловно, может гордиться своими достижениями. Увы, не всеми, поскольку узнать цену самым значительным из них весьма затруднительно. Человек в своем увлечении познать окружающую действительность достиг возможности решать поистине божественные вопросы: "создать ли жизнь путем клонирования?", "освободить ли колоссальную энергию квантов?", "достичь ли регенерации путем искусственной органики?". Отвечать на эти вопросы на позволяет этическая сторона вопроса, лишенная опыта в подобных вещах. Даже гипотетический результат неизвестен, а неизвестность, как водится, пугает больше всего. 
Однако метод проб и ошибок был ярко продемонстрирован в другой сфере: социальной. Именно благодаря ему человек открыл такие прекрасные понятия, как: гуманизм, демократия, права и свободы, конституция, общественное достояние, социальная защита и многое другое. Если в научно-технической сфере дать положительную или отрицательную оценку каким-либо  изобретениям весьма сложно ввиду неоднозначного воздействия на испытуемых, то в случае вышеописанных культурных феноменов никакой неолуддит или консерватор не посмеет высказаться против. Современная вершина морально-нравственного развития остается незыблемой и безоговорочно упоминается со знаком плюс. Дело в том, что невозможно без ужаса вспоминать путь, по которому человечество пришло к современным ценностям. 
Человеческая мысль пробивалась к свободе самыми трудными и потаенными тропами. Для того, чтобы просто выжить, нужно было преодолевать чинимые самой природой непредсказуемые препятствия в виде холодов, засух, ураганов и паразитов. Однако страшнейшим противником человека на пути его развития оставался сам человек. Ограничивающая кругозор и свободу познания традиция заблуждаться существовала с незапамятных времен. Профессор Сергей Савельев считает что человеческое сознание отдает предпочтение в своем развитии пути наименьшего сопротивления лишь потому, что расходы энергии на питание мозга при активной мыслительной деятельности сопоставимо с затратами организма во время интенсивных физических упражнений. Чем и объясняется то, что из общей человеческой массы выделяется лишь очень малый процент представителей и тех, и других: одни тренируют тело, другие разум. 
И эти усилия не прошли даром. За спиной у интеллигенции и религиозные войны, и гонения, и ссылки. Костры инквизиции и ритуальные жертвоприношения, казни инакомыслящих и травля оппозиционеров, репрессии и тюрьмы. Пользуясь традиционным народным безволием, наверх всегда выбивались те, кто спешил воспользоваться доверчивостью граждан, вгоняя население в как можно более тесные рамки и ограничения, потому что раб послушней, чем свободный.  Мотив такого стремления прост - власть. А власть, как известно, развращает. И потому всякий, кто из лучших побуждений приходил на смену узурпирующему предшественнику, в итоге сам становился узурпатором. 
Однако память о всех лозунгах, с какими свергалась предыдущая деспотия, сохранялась у единичных носителей народной мудрости, которые сберегали ее для потомков на случай новой беды. Именно они по крупицам собирали правду, чтобы "всем напомнить вдруг, когда забудется, чтобы утешать, когда не сдюжится, и всех вдохновить, когда пора придет". Устное народное творчество, письменные источники - всё было частью единой культуры, указывающей вектор вертикального развития человеческих отношений к самим себе и к окружающему миру. Литература во все времена была неотъемлемой частью прогресса, отзываясь на любые изменения социального строя, фиксируя неудачи в коллективной памяти как табу, а приобретаемую свободу, как цель дальнейшего существования.
Вклад литературного творчества в нравственное становление общества нельзя переоценить. Современную эпоху глобализации потряс кризис неправильного распределения благ. Кризис всегда несет депрессию и упадок, однако наряду с модой на инфернально-маргинальных писателей вроде Пилевина и Мураками, в обществе также не утихает спрос и на ищущих выход из создавшегося положения интеллектуалов, таких как Жак Фреско или недавно почившие Станислав Лем и Умберто Эко. И, возможно, наша планета прочтет искомый ответ именно в художественно книге, как это случалось и раньше. Царь Александр Второй, например, будучи заядлым охотником, прочел тургеневские "Записки охотника", проникся жалостью к фигурировавшим в них крестьянам, и отменил крепостное право. А чуть позже царь погибнет, потому что бомбисты заминируют его поезд, вдохновившись чтением Герцена и Чернышевского. Впоследствии они сами сгинут в застенках НКВД, чтобы Алексей Толстой смог написать "Хождение по мукам"  - проторить новый путь, очередной этап к духовному просвету.
Что ж, такова цена прогресса. Она страшна, но нам нельзя ее забыть. Поскольку непоправимой ошибкой будет недооценить волю человека, решившего властвовать над другими.  В русском народном эпосе запечатлен переход от языческого родноверия к христианству, как событие благоприятное, победившее тьму суеверий и обычаев новым взглядом на вещи. И это вполне понятно: племенные верования жестко привязывали народ к календарной ритуалистике, в которой целая жизнь терялась на совершение магических обрядов, наблюдение звездных процессов, чтение наговоров и на просто на страх потустороннего вмешательства. Христианство же стерло грань между национальностями, подарило единый способ обмена информацией, наделило верующих большей свободой благодаря понятию всепрощения. Однако уже через несколько столетий литературная характеристика православия изменила направленность. Речь разнообразилась новой терминологией, окрашивающей понятие духовенства в саркастические цвета. Появились притчи и частушки про попов. А во времена Никоновских реформ, отметившихся превращением патриархии в настоящую диктатуру со всеми присущими ей атрибутами (вплоть до массовых казней), стало понятно, что облагораживающая функция церкви дискридетирована, а сама она стала тем же, от чего некогда спасла славян.
Фиксируя эти настроения, литература менялась сама, изменяясь от поколения к поколению. Социалистического реализма, как сплава натурализма и футуризма, не было бы, не возникни они на основе: один - реализма, другой - символизма  и декадентства, к которому тяготел реализм Достоевского. Тот же, в свою очередь, тяготел к реализму историческому, например, "Капитанской дочки" не было бы без "Роба Роя" Вальтера Скотта, основоположника этого жанра также не на пустом месте, но благодаря своему увлечению балладами и песнями о настоящей старине, сменившими буколистические и романтические произведения. 
И не случайно изучение культурного наследия на уроках литературы осуществляется в хронологическом порядке. Таким образом сохраняется ассоциативная привязка цепи событий к сопровождающему их информационному ряду. Это единый принцип, который используется в методологии преподавания и любых других школьных предметов: от химии до философии. Человечество совершало открытия постепенно, не лишним будет и ребенку усвоить их в таком же порядке. Однако, стоит отметить, что из всех преподаваемых в школе дисциплин именно литература способна развить у человека гибкость мышления и явиться для него одним из аспектов духовно-нравственного воспитания. В других областях знаний разум ребенка оперирует лишь набором ограниченных данных: в физике это модели физических систем, в математике - средства вычислений, в обществознании - правовые нормы, а в истории так совсем мрак: вместо фактов и доказательств ребенка кормят бульоном домыслов и теорий по вопросам, общего мнения по которым до сих пор нет  и быть не может.
Литература же не ограничена ничем. Да, можно возразить, что существуют жанры и стили, однако это их подгоняют под конкретное произведение, потому что автор не пользуется шаблоном для творчества. Когда перед автором чистый лист, он не ограничен ничем, кроме своего воображения и опыта, реакцией на который и будет появляющийся опус. Структура произведения может и быть похожей на другие, однако трехфазность сюжета - вовсе не обязательное условие сочинения. Такая схема диктуется лишь отношением к читателю и попыткой удержать его внимание до конца. Как и в любой цивилизованной сделке отношение "аудитория/писатель" регулируется здоровой конкуренцией и свободой выбора читателя вызвать предложение, а автора - удовлетворить спрос. Так науку жизни постигает и ученик на уроках литературы, удовлетворяя свое любопытство, проводя время за чтением приятно и с пользой, тренируя гибкость своего ума.
С чисто метафизической точки зрения можно, конечно, попытаться оспорить необходимость воспитания полноценного сознания человека посредством изучения литературы. Ведь сама жизнь, а тем более разумная жизнь, являясь конкретным нарушением второго закона термодинамики, доказывает силу своей сопротивляемости энтропии. Обладая таким потенциалом выживаемости, человек, казалось бы, совсем не нуждается в помощи и подсказках на эволюционном маршруте. Однако, человечество это сумма взаимодействующих индивидов, и мы не можем сейчас говорить о методах выживания на первом этапе формирования общества, поэтому духовно-нравственное воспитание, как часть стимула к развитию, отбрасывать не стоит. Но главное то, что правильное эволюционное развитие, как например, у всей биосферы, возможно лишь в незамутненном информационном потоке, когда реакция субъекта на объект является приобретенной, а не навязанной со стороны. Социальная среда - это абсолютно не то место, где можно хвалиться чистотой доносимой информации!
В большом городе, а тем более в квартире, почти всё наше представление о мире основано не на эмпирическом опыте, а на информации, полученной из третьих рук. Книги, Интернет, журналы, телевизор, разговор с кем-либо - занимают неизмеримо больший объем нашего мозга, чем воспоминания о поездках, встречах или самостоятельных исследованиях чего-либо. В-основном, сведения о том, из чего состоит наша мебель, еда или техника, мы даже не добываем, доверяя тому, что услышали или прочли. Таким образом мы выносим мнение о чем-либо, основываясь не на конкретных данных, а гипотетической лжи. Упустить такой случай манипулировать общественным сознанием вряд ли захотят те, кто добрался до власти. 
Вот здесь-то мы и сталкиваемся даже не с конкуренцией, а с конкретными противниками в борьбе за нравственность молодежи. Участниками процесса воспитания ребенка в современном мире становятся не только родители и школа, но и те источники внушения, которые власть может позволить себе использовать для достижения своих интересов. Они могут быть любыми, смотря по тому, какую цель себе они поставят, однако многовековой народный опыт подсказывает нам, что слишком долго удерживающаяся у кормушки власть в любом случае предпочитает подавленное и покорное население. И нет раба послушней, покорней и преданней, чем тот, что принимает свои цепи как данность, не осознавая своего рабского положения.
Но разве к этому ведет нас путь прогресса? Гуманизм и высшие ценности человека означают только одно - свободу! И эту ценность должен защищать закон, даже несмотря на грубые нарушения конституции прямо в праздник Дня Конституции. Закон о "праве на забвение" похоронил свободу печати в России. Расходы на образование сокращаются в шестнадцать раз. Сокращаются школы и учителя, но мы, живя в искаженном информационном поле, всё равно продолжаем ничего не замечать и относиться к ограничениям ментального и материального комфорта, как к данности. Когда как поводовв для тревоги предостаточно: В 1990 году наша страна занимала 3 место по уровню образования в мире, в 2001 году - 19 место, а в 2012 году - уже тридцать пятое. Заинтересованность власть предержащих направлена явно не воспитание думающих специалистов.
И когда, казалось бы, противостать этому угнетающему диссонансу чужих внушений, просто обязана школа, как главный носитель правды в нашу "фельетонную поху", я с недоумением и возмущением вспоминаю методы преподавания в моем собственном детстве. Это были уже нулевые, старшие классы. Заведующая учебной частью на уроке обществознания спросила меня: 
- К кому ты обратишься, если по отношению к тебе кто-нибудь применит противоправные меры?
- Ээм, в прокуратуру? - нашлась я, лихорадочно отыскивая в калейдоскопе скупых знаний о нашем обществе что-нибудь приблизительно верное.
- Нет, - был бесстрастный ответ.
- Хм, нуу, а! - в милицию.
- Нет, - ответила завуч, уже раздражаясь, - К кому надо обратиться в первую очередь?
Я молчала, не находя в голове названия нужной инстанции. К подобной практической стороне гражданской деятельности нас не готовили на уроках обществознания. Но напрасно я понадеялась, что узнаю нечто полезное хотя бы сейчас - учитель с нотками безмерного недовольства мною, повысив голос, наконец-то, выдала ответ на свой вопрос:
- К родителям!
Ну, спасибо, капитан Очевидность, ведь мы все еще имели неосторожность ожидать обучения в школе полезным вещам, а не того же покорного смирения, которого добивались от детей дьячки шестнадцатого века, пытаясь достучаться до их разума посредством порки и гороха. Да, кулачное воспитание очень эффективно. Настолько, что пока в тринадцатом веке британцы добились "Билля о правах", в восемнадцатом веке гремели французские революции, а американцы завоевывали независимость, мы лишь во второй половине девятнадцатого века освободили собственное население от рабства. Но ведь как трогательно: наместник Бога на земле повелел относиться к человеку по-человечески. У храма Христа Спасителя Александру Второму за это памятник поставили. А в школах тем временем вновь слышится поступь священников и шелест их черных ряс. Теологию и изучение сакральных текстов признали наукой. Вышел даже запрет изучать следователям священные книги на предмет экстремизма, что, кстати, очень неплохо эти книги характеризует. С другой стороны растет как на дрожжах список запрещенной литературы. Это в демократической-то стране? Пора признать, что железный занавес вновь опускается. "Закон о забвении" уничтожил свободу печати. Роскомнадзор тщательно борется со свободой слова в Интернете. Уже и запах костров инквизиции не за горами. О каком духовном воспитании идет речь? Прогрессивном, о котором мы читаем в классических книгах, как о несбыточной мечте?
К чему мы готовим учащихся? Восемь вузов за прошедшую неделю полностью или частично были лишены государственной аккредитации, еще три получили запрет на прием обучающихся. Расходы из бюджета на поддержание только армии из всех силовых структур значительно выросли в 2016 году, составив 42 миллиарда долларов. А с образованием что? Сокращения и снижение ставок. Совпадение? Так какое будущее ждет детей, покидающих школы под торжественные последние звонки, сопровождаемые звяканьем бокалов? Участие в очередных имперских завоеваниях страны, в которой за последние двадцать лет не возникло ни одного нового производства?
Наш президент в пресс-конференциях очень любит говорить о военных успехах. А помните, что, а главное как он ответил задавшей важный вопрос учительнице начальных классов? В плотно укомплектованных классах, сказала она, до пяти человек из среды приезжих семей, совершенно не знают русского языка. Что делать? Президент с усмешкой и цинично ответил: Учить русскому языку. И даже не обратил внимания. Отмахнулся. Куда приятней было обсуждать Крым и сближение с Китаем. А эта учительница не преподаватель иностранных языков, которые только азам лингвистики учат аудиторию по нескольку лет. У нее двадцать русскоязычных детей, которые даже читать не умеют. Но, видимо, они и уметь не должны. Современной России куда важнее иметь понятливую рабочую силу, чем грамотную и думающую молодежь. 
Сейчас мы находимся в той эпохе, когда голос учителя литературы - всего лишь один из множества каналов в потоке информации, обрушивающемся на родившегося человечка. И общий множитель этой матрицы очень активно и умело занимается его духовно-нравственным воспитанием в собственной, разумеется, системе координат. Взрослым тяжело противостать ей, что уж говорить о школьниках, которые также сами сформировывают свой жизненный цикл, заводят семьи и отдают в школы детей. Результат воспитания детей в условиях заговариваемого непрерывного экономического упадка на лицо, стоит только вдуматься в цифры, официально приводимые министерствами.
Каждый шестой ребенок в России подвергается насильственным действиям со стороны своего ближайшего семейного окружения. Да, эта цифра может казаться преувеличенной из-за ювенальной истерии и традиционных приемов физического наказания в семьях, ограниченных в развитии. Но кто же это развитие ограничивает? Дефицит заработной платы, распространенность кредитов и вседозволенность коллекторских агенств, повсеместность алиментов и проценты прибыли от заведенных дел судебных приставов в сумме с легализацией курения и продажи алкоголя, основным правообладателем которых является, кстати, РПЦ, превратило Россию в то, что мы видим сегодня, и куда ежегодно отправляем своих выпускников. 
Данные следственного комитета, который подвел итоги за 2015 год просто ошеломляют. За два года военных действий на Востоке Украины, где, как мы видели репортажи, бомбили даже школы, погибло 49 несовершенных лиц. В России же от непосредственных убийств, по которым возбуждены уголовные дела, погибло 2062 ребенка. Две тысячи детей за последний год! И это без учета неумышленных и случайных смертей в ДТП. Именно убийств. Не где-то там, в какой-нибудь Америке или Германии, а в России и в большинстве случаев - в собственных семьях. Эти показатели - результат воспитания нынешнего взрослого поколения. Воспитания не только депрессивной экономической атмосферой страны, заставляющей бросать предпринимателей свои дела за нерентабельностью, не только теле-, радио- и СМИ-пропагандой, и даже не только примером родителей, но и воспитания школьными уроками, без должной поощрительной стимуляции всё более и более предоставляющими учащихся самим себе. 
Неправильное следствие из потери интереса государства к образованию заключается в прекращении учителей выполнять свои просветительские функции. Однако, приложение стараний в деле духовно-нравственного воспитания детей на уроках литературы может обернуться созданием той силы, что во все времена, вдохновляясь литературой, в стремлении к свободе устраняло все препятствия на пути культурной эволюции. Качественное и всестороннее обучение детей вопреки провластной пропаганде подобно долгосрочной инвестиции в дело народной победы над косностью и эгоцентризмом случайных вождей. Но, уж какие бы смутные времена не наступили, главное, нельзя идти на разрыв с собственной совестью.
 
Литература: СВ Савельев, МЛ Серяков, ЛН Гумилев, РосСтат, доклад об итогах 2015 СК РФ, Российская газета


Рецензии