Берегите себя

       Берегите себя.
Ну, кто не плутал в лесу? Со всеми наверное бывало.  Любой маломальский  грибник, обходя свои владения в километре от города, пару раз оглянется на девятиэтажки,  прежде  чем сунет нос в густой ельник.  А уж безалаберные ягодники, безбашенные  дети, и говорить нечего. Плутают охотники, опытные и матерые. Даже сейчас вездесущий ГЛОНАСС  не поможет, если вдруг сядет батарейка в навигаторе. Да и места в лесу есть такие, что просто не ловятся спутники. Особенно в густую облачность, в шеломе какой ни будь. Говорит, что вы в здании и все. Если случилось , думайте головой, не паникуйте. Верьте  в свою звезду ,которая выведет вас к людям.
Я в МЧС не работал и в охране заповедников не служил. Расскажу вам  о том, что пережил сам. Все, что здесь написано- чистая правда, ни имена ни название местности не изменены.
 Впервые серьезно мне жутковато было, когда я поздно вечером в дождь подошел к известной избе в отроге Зигальги, на реке Евлахта. И с ужасом увидел, что кто- то ее откровенно сжег, вытащив из нее сначала все нужное и полезное.  Потом выяснилось, что это сделали сами хозяева, построив невдалеке новую.  Вполне логичное решение. Сожгли, для  того чтобы поменьше шастали по лесу, такие горе- охотники, как я.
Ох, и пришлось же мне тогда ночью в дождь искать туристическую тропу,  и шлепать до утра в деревню Тюлюк,   перейдя холодную реку Юрюзань. Потом  пойду я прямо по деревне, мокрый и холодный на шум молодежной дискотеки.  Выручили молодые пацаны, катавшиеся на старенькой копейке . Отвезли меня на 23 км,  где стояла моя Нива.  Тогда отогревшись в теплой машине, я неожиданно осознал, что где то уже видел подобную историю. Вспомнил. А я ведь почти повторил скитания одного охотника.
Где то лет 40 назад, в году наверное 1971  Саньку  ,молодого  водилу,  мужики, работавшие на заготовке сена в Александровке,  ночью послали в город Юрюзань за водкой , за 70киллометров. Такое вот было время. Я там тогда был с отцом, который работал поваром, помогал мыть посуду и чистить картошку. Заканчивал школьные каникулы  на  дикой природе. В ту дождливую августовскую ночь я увязался с Санькой , потому, что он пообещал мне дать порулить на ЗИЛ 130, где ни  будь по лесной дорожке. Сразу и поехали. Шел проливной дождь. Фары еле -еле освещали полную луж дорогу. « Зилок»  летел на предельной скорости. Вдруг в пелене дождя  в свете фар появился человек с оружием.   Ночь, тайга, и такое видение.  Охотника мы проскочили на скорости. Но Санек, отчаянный парень, остановился и стал сдавать назад.  Видя, мое волнение сказал:
-Не ссы Леха.
Подъехал, приоткрыл стекло и я увидел мокрое, уставшее лицо.
-Возьмите пожалуйста хоть в кузов . Эта же в Тюлюк дорога?
- Садись в кабину место есть, рюкзак в ноги.                Охотник,  по- видимому,  долго складывал оружие,  и ввалился в кабину вместе с хиленьким рюкзаком. Ну ,просто мешок с водой. Саня включил печку и пошутил.
-Ты, что на рыбалку?
-Да нет , туман накрыл на Поперечной. Избу не нашел. Вот кое- как вышел сюда.  Мост через реку вроде дальше. У меня уазик на 23километре за Тюлюком . Вчера там поднимался на Зигальгу.  Погода была хорошая ,а потом как началось- туман дождь, хорошо, что хоть сюда вышел.
Санек не сразу ответил , объезжая многочисленные колдобины на дороге.
-Повезло тебе , мы в Юрюзань. Здесь за трое суток, наверное, первая машина прошла.
Охотник  пытался сразу уснуть , но мокрая одежда  мешала ему согреться. Всю дорогу молчали .Каждый думал о своем.
В каком -то рассказе у Шукшина есть хорошая фраза: « Доехали, как по горнице босиком прошлись.»
Мокрый попутчик уточнил место остановки ,  снял с ремня настоящий охотничий нож, и протянул его Саньке.
-Вот на память .Спасибо, выручили.
 Вышел из машины снова в ночной дождь. Как в воду канул.
Санек  был уже весь  в дороге, как будто и не останавливался .Протянул мне подарок охотника.
-Леха зацени!...

Вспомнив, эту историю я в салоне жигуленка я без раздумий отстегнул свой нож и протянул его лихому водителю.
-Спасибо дружище, выручил. Давай еще бензин сольем с Нивы, как договаривались.
Кажется, какая то то жизненная спираль соединила две этих случайных истории…

А вот  еще один мистический случай я бы попросил прокомментировать  психологов или шаманов.
Сплавлялись по Юрюзани ниже Тюлюка. Там, кто знает, на петле реки, возле брошенной  деревни , справа на полянке памятник стоит  погибшему туристу.  Подвыпившая компания в мае месяце плыла на нескольких  лодках. Парень с Трехгорного,  звали его  Юра Носков, судя по надписи на памятнике, что то не аккуратно повел себя на сильном течении и перевернулся в холодную воду . Лодку и товарищей  унесла река ниже , а он остался один,  совершенно мокрый  без ничего.  Там, на этой петле отходить от реки бесполезно.  Кричи не кричи- тоже никого. В общем, не смог уберечь  он свою жизнь от майского холода Зигальги . Погиб.  Нашли его через несколько дней , сидящим у сосны. Там и памятник поставили  с фотографией. Стоит он и предупреждает  туристов , рыбаков и охотников быть осторожнее в лесу.
 Так вот, проплыли мы этот памятник тогда и ниже справа по реке остановились на ночь.  Палаточку  поставили, ушицу сварганили.  Компания хорошая, тепло уютно, беседа лилась о том, о сем.  Вовка с Васькой  друзья,  не пьющие,  да и я вроде не употреблял в тот вечер. Да уж лучше бы выпил пару рюмочек. Не дернул бы меня   черт по хребту с ружьишком пробежаться. Ну, и плутанул  второпях . Темно стало. Совершенно заблудился. Метался по лесу , как угорелый. Через часик -другой  наткнулся на речку. То ли выше костра, то -ли ниже, не пойму. Пошел вверх по реке, чувствую не то. Пошел вниз. Уже почти и надежду потерял костер найти.  Смотрю на полянке, что то блеснуло в свете луны. Сообразил памятник . Все, вроде ориентир есть, успокоится нужно.  Скоро и  огонь от костра увижу, и палатку. Но  какая- то сила вдруг толкнула меня к памятнику. Подошел , и что вижу!  На табличке свою фотографию и свое имя и фамилию читаю!  Ужас проник в каждую мою клеточку.  Смутно помню тогда свое состояние.   Ошалело   кинулся к реке. Споткнулся о какой то камень, и упал. Тело не слушалось.   Как- то нашел в  себе силы подняться и поплелся сквозь кусты вниз по реке. Помню, шел довольно долго, в жутком каком то состоянии. Спокойно, без радости увидел блики костра, и молча подошел к палатке. Мои друзья еще не  спали, но уже залезли  в спальники  и даже не собирались меня искать, зная, что я турист бывалый, и выберусь  из любых ситуаций. А у меня тогда коленочки  просто дрожали, и в голове  был кавардак. Промолчал я,  не стал рассказывать про свои приключения. Стыдно стало за свою слабость. Залез в палатку и спать . Из за темноты ни кто не заметил моего испуга.
 Только через некоторое время поведал другу Вовке о  том, что произошло на ночной полянке у памятника. Он  сплавлялся там раз двадцать не меньше. Ответил:
-Проклятое это место, река петлю делает, да и разливается по протокам –бесится. Ладно,   что все так обошлось. Предупреждение тебе на будущее  быть осторожным .
Вроде  где- то на  том же месте, девчонка ягодница заблудилась, ее  спасатели искали несколько дней. Потом случайно рыбак наткнулся. Еле выжила.
А иногда бывает такое, что действительно начнешь верить в потусторонние силы. Совсем недавно случай был. Вот пишу сейчас и сорок дней еще не прошло, как Петруха умер. Охотились вместе, избу строили в укромном месте.  Хороший  был мужик.
И вот  вечером, уставшие, пришли мы с Вовкой переночевать в ту избушку. Как обычно натопили, супчик сварганили, поужинали и спать.  Утром чуть рассвет я вышел погодку посмотреть.  Показалось мне тогда, что костер что-то ярко горел, как будто подкладывал кто. Подумал, наверное, пенек разгорелся, что я с вечера положил. Сыровато в лесу, темновато. Решил еще с полчаса поспать. Захожу обратно в избу и плотно с силой закрываю за собой дверь. Странный звук услышал, как будто кто по двери стукнул с обратной стороны. Тут же толкаю дверь обратно,  заперта намертво. Стучу поленом,  ногой, бесполезно.  Вовка проснулся, не поймет в чем дело. Да и сам -то я растерялся. Потом подумал и объясняю ситуацию:
- Там снаружи лопата стояла, наверно  свалилась набок и подперла нас . Не специально же нас кто- то закрыл. Кому мы тут нужны. Плохого вроде ничего ни кому не делали.
Вовка посмотрел на окно, в темноту, как будто хотел увидеть там кого-то.
-Петруха зарует.  Не налили ему вчера рюмочку, а ведь любитель был. Молись Леха.
Я перекрестился. Вовка хладнокровно разбил стекло в окне и вылез наружу. Действительно это была штыковая лопата аккуратненько упавшая набок за обналичку  двери.  Вот и подумаешь после этого носить крестик на груди, или нет.  И еще, понял я тогда, почему в некоторых охотничьих избах два бревна на стене у нар пропилены для запасного выхода. В своей избе то же пропилю на всякий случай.
Ну, это все мистика. Это когда жуть и растерянность одолевает. А если вы хладнокровны и в полной памяти,то все в порядке будет. Просто ищите любой ориентир. Точку отсчета.   У нас  тут все- таки проще. Определи в своем мозговом навигаторе  гору , хребет или ручей, то  обязательно  сообразишь где находишься. А там примешь правильное решение,  как выбраться из неприятной ситуации.  А если в тундре или в степи. По солнцу,  по звездам?
  Один охотник, Сазиков  Геннадий  Адрианыч  его звали.  Ныне покойный, рассказал мне пару критических случаев из его жизни. Он заготавливал соболя в Красноярском крае. По 2-3 месяца жил один в тайге. Как то в  тундре просто вышел по нужде в метель из избушки и искал ее полдня. Чуть не погиб в 50метрах от жилья!  Потом из избы в плохую погоду выходил только с веревочкой.  Или вот  не дай бог  в лесу в большой снег лыжу сломать. Целая трагедия. Я ломал однажды.  Привязал веревкой, как мог  осколок и кое- как докондылял до машины.  Адрианыч, когда его настигла такая беда, не запаниковал , а спокойно разжег костер. Поставил кипятить чай. Достал топор, и из подходящей березы тихонечко и аккуратно , выстрогал , что то подобие лыжи, и добрался  обратно по своей лыжне до избы, хоть и ночью, но живой.
 Вообще в лесу с головой дружить нужно . Экипировочка хорошая не помешает. Например,  все мечтаю себе купить хороший дорогой фонарик.  Ну, а напоследок расскажу то ли быль, то ли анекдот,  толи предостережение не  злоупотреблять спиртным.
 
Как обычно пришли  охотнички под вечер в избу при полной боевой.  Семь по ноль семь на четверых! Посидели хорошо до утра. Разговоров было, воспоминаний!  Кто бы, против. Да вот утром послали самого молодого в ручей за  холодненькой водой. Ну взял котелок побольше,  подошел к бурлящему ручью, наклонился , чтобы воды набрать. Хоп -и выпал лопатник с документами в воду. А там как обычно -разрешение на оружие,  водительское удостоверение  на машину, документы, карточки разные, кое какие  деньги. Течением потащило лопатник. Кинулся несчастный догонять по ледяной воде да по камням.  Не получается. Пошел звать на помощь своих собутыльников. В общем  полдня всей толпой искали в ручье  - бесполезно. Испорчено было настроение у всех. Время потеряно . Охотится не пошли. По бутылкам постреляли да домой  Вот такой печальный случай.
Всякое бывает. Вот и думаешь . Зачем в лес тащимся  приключения искать?  Здесь и в нашей жизни адреналина хватает. Другое что- то, неизведанное, неразгаданное. Так и хочется сказать в конце - будьте  осторожны, берегите себя.

    Ноябрь 2013г.               


Рецензии
Что-то есть в природе необъяснимое, а может наше предчувствие, которое нам помогает выйти из ситуации. С интересом причитала. Езжу на велике и не далеко, а спичек не беру...забываю про них, так как не курю. А брать нужно, мало ли что... С весны стала ложить в рюкзачок, что с собой беру, всегда там и лежат в пакетике целлофановом. Спасибо, Алексей.

Татьяна Чуноярочка   25.12.2016 11:35     Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2015/03/02/1239
Личный случай из приключений.

Татьяна Чуноярочка   25.12.2016 11:37   Заявить о нарушении
Как там у поэта.. Там лес и дол видений полны...

Алексей Тихомиров 3   25.12.2016 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.