Грибная сила

*  *  *

Павел чувствовал - отношения с Мариной неуклонно и катастрофично идут вниз...

В этот мутный кризис заработки у него сократились - заказов на рекламу по сравнению с "тучными годами" стало раза в два меньше, да и платить заказчики стали прижимисто. Павел не сдавался и даже подрабатывать начал подсобником у мастеров на ремонтах квартир, чтобы удовлетворять вечерние развлечения Марины (клубы, рестораны, живые концерты, иногда театр). И всё равно денег на её запросы не хватало... А в клубах/ресторанах подруга всё чаще вертела своей милой головкой по сторонам, обращала внимание на шикарно одетых возрастных мужиков, на роскошно гуляющие компании, которые легко сорили большими суммами налево и направо, давали жирные чаевые. И глаза её начинали пульсировать недобрым хищным сиянием...

Так продолжалось несколько месяцев, начиная с праздничного Нового 2015 года, когда пьяная Марина устроила ему истерический слёзный скандал: "Ты меня совсем не любишь ... подарки дешёвые подгоняешь ... за границу не ездим ... машину мне уже год как обещал купить, ... млять,  я такая несчастная ... я ущербная ... ыыыыыыы..." Тогда он мужественно всё это вытерпел, но мысль о близком крахе отношений зародилась и уже не отпускала... Хотя казалось бы - парень он видный, добротно (пусть и не кучеряво) зарабатывает, съёмную квартиру за двоих оплачивает (Марина заканчивала универ, оставался последний курс и диплом) и девушки на улице внимание обращают (ловил порой взгляды). Ан нет - залезла эта Маринка змеёй коварной к нему внутрь и свила там логовище. Трудно выгнать, порвать...

В середине августа Паша еле-еле приплёлся поздно вечером с очередного ремонта. Настроение было нулевое - усталость накопилась, а заплатили скупо ... чертовы скупердяи. Ещё и Марина к родичам уехала на три дня с формулировкой "нам нужно взять небольшой перерыв и отдохнуть друг от друга". Тоска короче говоря. Поэтому проходя мимо магазина он не удержался и купил бутылку красного портвейна "Массандра" (пил он не часто и дрянь всякую в рот не заливал). В пустую квартиру идти ну совсем не хотелось. Сел на пол-этажа выше на лестничной площадке. Открыл бутылку. Налил полный стакан и выпил целиком. Приятное тепло разлилось внутри, и через 5 минут хандра немного смягчилась. Но только немного - думы невесёлые продолжали навязчиво бегать по серому веществу... Налил второй стакан. Выпил до половины. Отставил. Закурил. Решил попробовать не думать ни о чём. Так незаметно и прикемарил на площадке...

"Паш, Паш ... Ты что здесь развалился с бутылкой", - услышал он сквозь дрёму голос, похожий на голос соседа, пенсионера Михалыча. Открыл глаза - точно, Михалыч собственной персоной. "Я, я ... устал немного, сейчас в квартиру пойду, Михалыч". Было немного стыдно. Особенно перед этим стариком, который в свои 70 лет был бодр, не пил и совершал по утрам небольшие пробежки по кварталу... "Да ладно, бывает. Что-то лицо у тебя не весёлое. Случилось что?"- спросил сосед... И вдруг что-то нахлынуло на Павла и захотелось выговориться. "Пойдём, Михалыч, в твою квартиру, там посидим, винца немного выпьем...". Михалыч на удивление быстро согласился. Они зашли в однокомнатную квартиру Ивана Михалыча. Было чисто и свежо. Пошли на кухню. Старик нарезал на тарелки сыр, колбасу, яблоко. Разлили портвейн. Сели разговаривать.

* * * 

[Рассказ Михалыча]

Я, Паш, в городе не очень давно. Лет семь как из своей деревни переехал. Почему переехал? А там всё закончилось...

Да, родился и почти всю жизнь там провёл-отработал. Отец мой лучшим плотником/столяром в округе в своё время был. Но любил сильно погулять... казак, мать его ети. И всё же, когда я после армии пришёл, он мне за несколько лет часть своего умения и хитростей плотницких показал до кончины. Ну и я оказался не безрукий. Работал плотником в колхозе и когда в леспромхозе звали - подрабатывал. Бывало, что и новые срубы помогал ставить в нашей деревне и соседних. Ценили меня, уважали. И что важно я тебе скажу - не пристрастился я к вину, к змию этому коварному... Не, ну там выпить с устатку после сделанной работы и после бани - это святое.

Жена? Настей звали её. Да всю жизнь прожили. Как наметил её до армии, так всё и пошло по этой колее. Поженились в 21 год и прожили почти 35 лет... Только детей Бог не дал. Но ничего ... дружно жили. Пару раз поругались, когда меня мужики приносили тёплого после сдачи большой работы. А так - хорошо всё было. Она по дому справной была, готовила - ум отъешь ... ну и вообще ... по душе,  короче говоря. Никому мы не завидовали, эта темнота нас миновала... Но видно грызла её материнская нерешенность. И с годами похоже на болезнь это ущербство вышло. Заболела она близко к пенсии, и съел её рак за год... Приняла конец достойно. И мне в последние дни сказала: "Иван, живи дальше и думать даже не смей..."

Ну что ... начал я дальше пробовать жить один. Три месяца бодрился, но потом ... запил. Жутко запил на несколько недель. В синеву, в стекло, почти до дурки... И тут она меня выручила - явилась во сне и как заорёт: "Ты мужик или дерьмо? Ты мне обещал не убивать себя? Прекращай разлагаться. Иначе с того света прокляну... В лес на восток иди, ищи заветную поляну. Там пень тёмный, старинный и ... Сила". 

Проснулся я в испарине, в дрожи-страхе... Кое-как до утра чай погонял и стал думать про лес и поляну. Леса я окружные неплохо знал, но особо грибами-ягодами не увлекался до этого - времени раньше особо не было - работа, работа, работа. И лесов вокруг много, куда идти не совсем понятно. Поди, сыщи этот старый пень. Ладно, думаю, пойду в восточный лес - как она сказала. Сколько искал? Да не меньше двух месяцев.

Всё лето через день выходил с утра и до вечера. Время было, потому что уже не работал на постоянке - колхоз развалился, леспромхоз с этими реформами тоже на ладан дышал. Стал я сам по себе. Городские жители у нас с конца 1990-х дома начали в деревне покупать (старики местные примерли или дети их в город позабирали). Ну и обращались ко мне - крышу перекрыть, венцы подгнившие заменить, забор обновить... Так что и время у меня было и деньги на проживание. Не забедствовал. Еда, а значит, сила была по лесам кружить... И я умно начал лес прочёсывать - карту нашего района достал и отмечал, где уже был.

Долго искал. Но нашёл. В конце августа это случилось. Часа три я через чащу брёл, но солнца не терял, прикидывая как возвращаться. Благо день был солнечный. На грибы я внимания не обращал в тот день, хотя год урожайный на "лесное мясо" тогда случился. Но у меня Цель была. Поэтому проходил я мимо этого богатства... Шёл-шёл я дальше и вышел на три близкие поляны... А там белого гриба ... видимо-невидимо. И на третьей, самой большой поляне - точно, старый черный пень дубовый. Наверное давным-давно молния ударила (а может какой метеорит чудный? хе), и остался только огромный пенёк. Зашёл я на эту поляну ... и ... не знаю как тебе это, Паша, описать. Ну, как-будто я помолодел на время и внутри восторг непонятный. Сел я около пня и точно ток животворный из земли через меня пошёл. Забылся я...

Долго сидел я или не долго - сказать не могу. Время вроде как замерло, приостановилось. Очнулся я всё же. Оглянулся (сначала не обратил внимания) - вся поляна отборными белыми завоевана. Ну, думаю, надо набрать на запасы. Нарезал большую корзину (был ещё рюкзак на всякий случай). Весь гриб чистый, ни гнильцы, ни червя, особый гриб, с отблеском. Эге, во всех смыслах знатная, дивная поляна. Всё верно жена во сне сказала, не слукавила... Решил возвращаться. На двух других полянах тоже белых полно было. Но уже с червяком через раз. Не стал там брать, да и к вечеру день уже клонился. Надо было домой путь держать...

* * *

"Красиво", - в задумчивости промолвил Павел. "И почему же ты, Михалыч, с деревни в город сорвался, у тебя же там сильная подпитка была на той поляне?" ... "Да я и не собирался", - задумчиво ответил старик. Закашлялся от дыма Пашиной сигареты. "Опять Настёна приснилась и сказала, чтоб в город уезжал. Дескать, взял силы и хватит. Оставь тем, кому очень нужно"... "Продал я свой крепкий дом, гостевой домик, баню и огород богатым москвичам. Продал хорошо (места у нас красивые). На эту квартиру хватило и ещё неплохо осталось - к нищей пенсии добавлять и не нуждаться".

"Так вот... Ты говоришь, что у тебя с подругой ухудшение, так?" Павел кивнул. "Вот и надо тебе вместе с ней на ту поляну съездить. Опять же - год грибной. Вон на рынке куча продавцов и грибов немерено"... "Не знаю... Как я её уговорю? Она же "дитя асфальта", всю жизнь в городе, коровы живой в глаза не видела", - засомневался Паша. "А ты скажи ей, что нашёл в этом вашем ... тырнете статью про особые лесные места, а потом вышел на человека, который место указал. В газетах и по дуроскопу сейчас одно враньё. А в эту басню она поверит"... "Точно, она фанатка интернета и одновременно всяких гороскопов и магий", - усмехнулся Павел. "Возможно и сработает", - подытожил он. "Ну всё, Паш, мне спать пора. Встаю я рано. Старость", - усмехнулся Михалыч. "Вот тебе моя карта с крестиком на поляне, ты парень толковый - это место точно найдешь". Павел задумался на несколько секунд. "Да, найду я эту точку. И отмечу на навигаторе. Спасибо, отец" ... "Только за километр перед местом сядьте, отдохните, поешьте и стакан хорошего вина не помешает", - хитровански сузил глаза старик. 

Через три дня вернулась Марина. Павел устроил романтический вечер со всеми атрибутами и хорошей ночью в финале. И уговорил в момент засыпания съездить в этот лес по приколу "за чудесами". Ехали на электричке целых два с лишним часа. Марина напялила плеер и уплыла в музыки, а Паша одержимо изучал карту, прикидывая  путь по местным прогалинам, ручьям, болотам (а вдруг мобильник подведёт). Так что нудное время в пути прошло почти незаметно.

Со станции Павел забрал у Марины корзину и её рюкзак. Ну, чтобы дошла до места без большого устатку (она не отличалась крепкой физикой). Шли по навигатору. Шли весело и бойко. Дошли до деревни Михалыча. Там повернули к восточному лесу... А там ... грибов всяких-разных и правда выросло богато. Марина с восторженной непривычки сразу порывалась набрать крепких красноголовиков, которые стояли рядами как солдаты на параде. Но Паша убедил её, что можно будет набрать оранжевых красавцев на обратном пути и сохранить бодрость в хождении по лесу... Она покуксилась, но согласилась.

За полкилометра до Места Павел предложил отдохнуть и перекусить. Достал бутылку, и полчаса душевно попировали. В лесу еда и вино были особенно вкусны и показалось, что тело наполняется чем-то свежим, особенным. Отдохнувшие двинулись дальше. На первых двух полянах (как и обещал Михалыч) ... было ... больше 100 красавцев-боровиков. Марина странно замолчала и присела от удивления. Потребовалось некоторое время, чтобы она пришла в себя и они, наконец,  вышли на Поляну. В центре её чернел древний пень. А вокруг горделиво стоял полк королевских боровиков. И один, большого размера, реликтовый "Дядька-Черномор" - 25 см в высоту, в тёмно-красном шлеме. "Неужели такое бывает? Это не глюк?" - подумал Паша. А в это время его начал пронизывать ... Восторг.

Он почти забылся, но смог почувствовать как Марина тянет его за рукав куртки, к земле. Он встрепенулся и посмотрел ей в глаза. Это была не совсем обычная городская Марина. Такого призыва и желания в её глазах он ещё ни разу не читал... "Здесь и сейчас", - тихо, но твёрдо выдохнула она... Дальше он плохо помнил... Очнулись, когда солнце уже клонилось к закату. "Так. Режем до корзины. И не больше. Черномора оставляем. Потом быстро на станцию", - включился Павел.
 
Успели на предпоследнюю электричку... В дороге Марина не стала слушать плеер. Сидела тихо напротив и пристально смотрела на Павла. Через какое-то время ему стало даже не по себе ("не рехнулась ли девочка"). Не выдержал, спросил: "Марин, тебе хорошо?". Она ответила не сразу: "Мне не по себе. Но мне хорошо. Как никогда". Он не стал отвечать. Так и доехали, не заметив времени... А ночью, уже лёжа в постели, она спросила: "Паш, что Это было?" Он сначала хотел рассказать про Михалыча, но вовремя притормозил. "Марин, там болота рядом. Всякие газы выходят. Вот нас немного и накрыло"... "Мне от канабиса так не было. Честно..." Он обнял её и прошептал: "Спи, Мариша. Всё будет хорошо".

И с того дня многое стало значительно лучше. Марина сократилась с вечерними развлечениями, перестала загоняться по материальным нештякам, увлеклась чтением книг о природе и географии. У Павла дела не пошли быстро в гору, но небольшое движение было явным и выпуклым... Через 3 недели он забежал к Михалычу и вкратце (без подробностей) рассказал о результатах "на Поляне и после Поляны". Выпили по стакану портвейна. Старик сдерживал в уголках рта ехидную улыбку и был явно доволен. Договорились на следующее лето съездить вдвоём в деревню Михалыча вместе. Посмотреть местные озёра, порыбалить.

* * *

А в середине октября Ивана Михалыча не стало. Он как обычно в семь утра вышел на пробежку, пробежал от подъезда всего метров 70, остановился, вздрогнул, схватился за сердце и осел на асфальт. По случайности Павел встал в это утро тоже рано (плохо спалось) и видел из окна как Михалыч начал бег и решил догнать и тоже пробежаться. Были вопросы. Когда вышел из подъезда и включил бег ... увидел Михалыча, распростёртого на тротуаре. Быстро подбежал, проверил пульс - тишина. Трясущимися руками вызвал по мобиле скорую.

Врачи констатировали инфаркт и смерть. "Есть у него родственники?" - равнодушно спросила врач скорой, полная и усталая женщина. "Кажется нет никого... Есть я ... его сосед ... и друг", - выдавил Павел. "Вызывайте полицию - они зафиксируют ненасильственную смерть вне дома. А нам сейчас надо ехать по срочному вызову - вот от нас выписка. Машин мало. Запариваемся. Потом отвезёте в морг, завтра заберёте со всеми документами. Да, паспорт его не забудьте взять".

Павел нашёл ключи Михалыча в кармане и поднялся в его квартиру (соседка Валентина осталась рядом с Михалычем). Было очень чисто и особенно свежо - дверь на балкон была открытой. Он закрыл дверь на все задвижки, повернулся и обомлел. Рядом с фото жены (в рамке) на стене был приколот кнопкой развёрнутый тетрадный лист.

На нём был текст:
"Я, Иван Михайлович Рыжиков, 19хх г.р., проживающий по адресу такому-то, пишу это в трезвом уме и ясной памяти. В случае моей скоропостижной смерти завещаю эту квартиру моему соседу и другу Павлу Лемешеву. При одном условии - отвезти и похоронить меня в родной деревне такой-то, такого-то района. Рядом с женой Анастасией Рыжиковой (в девичестве Семёновой). Подтверждаю это своей подписью, которая аналогична паспортной. Паспорт находится в серванте. В железной коробке вместе с другими документами и моим не отправленным письмом старому другу. Там же в конверте деньги (95 т.р.) на доставку в деревню и другие похоронные затраты. Их должно хватить. Подпись - И.М.Рыжиков. Дата - октябрь 2015"

Ниже была приписка:
"Паша! Рад был с тобой поговорить по сердцу. Оставайся человеком. Не рыскай по сторонам. Держи свой путь".

Эпилог.

В июне 2016 (через восемь месяцев с похорон) Павел снова приехал в деревню Михалыча. Один (Марина защищала диплом). Сходил на могилу. Прибрался. Открыл четвёрку водки и налил половину в стакан. Поставил с куском хлеба на могилу старика. Поднял в приветствии бутылку и молча выпил остатки из горла. Закусил куском хлеба. Присел на лавочку, которую соорудил в октябре. Мысленно пообщался. Позже встал и повернулся к восточному лесу. "Нет... больше не пойду на Поляну. Мне и так сейчас неплохо... Если кого из друзей припечёт - дам метку. Тому, кому очень нужно будет".

____________________________

01/09/2016


Рецензии
Дмитрий, отличный рассказ получился.
понравился слог и сюжет хороший, думаю взят из жизни.
Спасибо!
С уважением и добрыми пожеланиями,

Елена Коюшева   04.11.2016 21:25     Заявить о нарушении
Из суммарной жизни. Прямых прообразов не было=)

Дмитрий Пакшев   04.11.2016 22:46   Заявить о нарушении
Значит я была права.

Елена Коюшева   04.11.2016 22:49   Заявить о нарушении
"Хуан и Луиза" по мне красочней получился. Тут наверное парадокс в том, что не про Россию... Иногда нам тесно.

Дмитрий Пакшев   04.11.2016 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.