Плохой человек

Как то давным-давно я решил, засыпая, перед сном я буду думать о прошедшем дне, что я сделал хорошего, подводить своего рода черту. Я решал для себя, зря я прожил день или нет. Говорил себе, что не смотря ни на что я должен прожить день плодотворно и полезно. Я убеждал себя, что если я не сделал ни чего хорошего, то день прожить зря.
Первый вечер.
Сегодня я не проснулся вовремя и решил не идти в институт. Соседу по комнате сказал, что пойду на учебу позже. Он сказал, что не собирается меня ждать. Ушел. Через десять минут зашел. Похоже, пошел не учиться, а чистить зубы. Шумел. Открывал шкафчики, лез на дальние полки. Мне казалось, собирает тетради и кладет их в рюкзак. Опять вышел. Зашел. Лег на свою койку. Закрываю глаза.
Солнце светит прямо в глаза. Липкий свет проникает через веки, заставляет жмуриться. Поворачиваюсь на другой бок, но и тут лучи утреннего солнца находят мои глаза. Как я не люблю эти окна. Они выходят прямо на восход солнца. Как не завешивай их, все равно в это время года солнце светит тебе в глаза ровно в девять сорок плюс минус пятнадцать минут. Ни какой будильник не сравнится с восходом. Хочешь, не хочешь, а глаза откроешь. Прикидываю варианты, чтобы еще поспать, но это утро проиграно. Свет окончательно прогнал сон. Нужно идти умываться. Смотрю на соседнюю кровать. Паша спит. Сонный взгляд упирается в угол комнаты. Там у кровати, прям у ног соседа, стоит старый, видавший виды стол. Он по-прежнему стоял у окна, храня на себе маленькие остатки еды и крохотные крупицы гранита наук. Над ним весит полка. Среди книг и тетрадей мирно ждет своего часа будильник. Цифры показывают 9-44. Сегодня он уже бесполезен. Сквозь свист из щелей окна доносится шум проезжающего трамвая. Если бы я проснулся чуть раньше, я мчался бы сейчас в нем на встречу к новым знаниям. Но нет. Я все еще на своей кровати и думаю, как бы заделать эти щели в окне иначе зимой совсем будет холодно.  Поднимаюсь.
Сегодня среда, а значит первые две пары органическая химия. Пропускать не желательно, но это лекции, так что можно что-нибудь придумать. Третья пара физкультура. Тоже не Бог весь какой предмет, но сходить можно, тем более что успеваю. Иду умываться. На пять комнат один туалет. Повезло, свободно. Чищу зубы. Смотрю в маленькое зеркало, вроде бриться не обязательно. Прелести студента первого курса – на все насрать. Захожу в комнату говорю соседу, что пора вставать  и идти на учебу. Паша просыпается. Он уже умылся полтора часа назад, так что мы вдвоем выходим из общежития. Идем на остановку трамвая. Ехать четыре остановки до метро. В трамваи куча народу, в большинстве своем бабки. И зачем эти старушки в такую рань куда-то едут? Кто-то утверждает, что он блокадник, кто-то тычет, толкает тебя своей тележкой. Я не сижу, я стою. Рукой держусь за поручень, голова оперлась на руку. Я вроде выспался, но сейчас, в трамвае, опять захотелось спать наверно мерный стук колес и ровное покачивание убаюкивает. В какой-то момент хочешь на все плюнуть и вернуться в свою постель, ввернуться, чтобы провалиться в старую расшатанную кровать, накрыться грязным одеялом, обернутым в чистый пододеяльник. Головой прикоснуться к слюнявой подушке, окутанной в чистую, заботливо выстиранную вахтершей,  наволочку. Но нет. На следующей остановке пора выходить. Да и твоя одинокая постель уже так далеко. Из динамика донеслось название остановки. Пора выходить. Куча народу. Как же много людей. Вход в метро. Стоим на эскалаторе. Паша становится на ступень ниже, он высокого роста. Выше меня на пол головы, а может и даже на целую голову. На его плече мой рюкзак. В него он заботливо складывает учебники и тетради. Мало кто с собой берет на учебу книги, на моей памяти он ни разу их не доставал. Быть может он желал так подкачать свое длинное сухое тело. А может это были его талисманы. Глупо иметь талисман из институтской библиотеки, ведь к концу учебного года их нужно было сдавать обратно. Спуск в метро отвратительно долгий. Гораздо быстрее спуститься пешком по эскалатору, но мне не хочется. Я стараюсь завести разговор:
-  На невский?- этот вопрос, как мне показалось, риторический.
- Ты чего? – отвечает вопросом на вопрос сосед, - сегодня математика и инженерка. Едем на Моховую.
- Сегодня среда же? – неуверенно спрашиваю я.
- С чего это? Сегодня мы на Моховой. Математику проспали, успеваем к Уткиной – Паша явно недоволен тем, что проспал.
Как я мог пропустить из своей жизни среду. Он прав сегодня четверг. У меня ни чего не готово.  Но это не страшно. Это не школа. Можно не готовиться. Зачетная неделя не скоро, еще два месяца. А пока главное ходить. Зачем ходить не понятно, но так говорят все. Вагон метро. Сон стоя на руке.
- Горьковская. Следующая станция Невский проспект. Осторожно двери закрываются. – Противный голос метро меня разбудил.
Отлично. Самый долгий переезд, можно еще немного поспать.
- Невский проспект. Следующая станция……
Пора выходить. От метро идти минут двадцать.
Эскалатор. Подземный переход. Улица.
- А что сегодня на начерталке?- на самом деле мне не особо интересно, что сегодня будет на начертательной геометрии, но поддержать разговор надо, глупо идти и молчать.
- Будет объяснять третье задание, пересечение прямых. – ответил Паша.
 Явно он уже готов был записывать и тетрадки приготовил, и ручку с карандашом.  Я вспоминаю, что не взял нужную тетрадь. Но ни чего страшного на этот случай у меня есть тетрадь общая. В нее я пишу конспекты по всем предметам. В ней храниться очень много интересного. Есть рисунки красивые и не очень, есть много различных непонятных каракуль. Это не простые каракули, я уверен, в них есть какой то смысл. Как правило, они там появляются в субботу с утра. В субботу мы ходим на лекции по информатике. Волею случая, а может стараниями моего соседа, я сижу на первой парте. Как глупо ходить на лекцию к восьми утра. Как глупо сидеть на лекции на первой парте, как глупо делать вид, что ты ее записываешь. Закрыв рукой глаза, в полу дреме рождаются эти каракули. В них хранятся различные эзотерические тайны, я в этом уверен.
Мы идем мимо памятника Пушкину. Проходим здание цирка, в котором когда-то выступала Каштанка. Слева доносится призыв прогуляться по рекам и каналам города, это мы прошли Фонтанку. Толпа творческих студентов. Где же им еще толпиться как не рядом с мухой. Говорят где-то здесь студия, на которой записывается Шевчук. Удивительный город.
Заходим в корпус института. Поднимаемся на второй этаж. Мы успели и в то же время опоздали.
Сижу на лекции. Преподаватель рассказывает, как две параллельные линии в разных плоскостях могут пересекаться в определенной плоскости. Мне не интересно я по-прежнему хочу спать. Еще полчаса до перемены. А там можно сходить в столовую. У меня есть немного денег, и я смогу купить себе немного еды. Звучит долгожданный звонок. Я ни чего не записал в общую тетрадь. Но с чистой совестью иду в столовую. Там подают котлеты с макаронами и плов. На плов хватает денег, но я не покупаю. Он в столовой особенно отвратительный, похоже, из курицы. Узнаю, что на сегодня больше нет занятий. Отлично! Можно идти домой. В кармане пол пачки дешевых сигарет. Достаю сигарету, закуриваю. Еду домой в общагу. Еду со своим соседом. По пути мы рассуждаем, что курить бросить легко. Мы ведь курим в основном только дома в общежитие. Думаю, что бросить курить хорошая идея, но в пачке еще много сигарет. Наверно докурю их и больше не буду покупать. На самом деле я так себя обманываю.  Я не куплю себе новую пачку лишь потому, что денег хватает только на килограмм гречки. Бросить  курить легко, а вот бросить есть гречку невозможно. Осенний ветер пронизывает меня, но я решаю немного погулять. Говорю, что нужно идти по делам, сворачиваю на право. Если немного пройти, затем повернуть еще раз на право, то выходишь прямиком к Летнему Саду. Я так и иду, но в сам сад не захожу, делать там не чего. Но вот вид Марсово поля меня восхищает. Но и на Марсовом поле я не задерживаюсь. Я гуляю. Иду бездумно, иду, куда глаза глядят. Какая разница куда идти, тут везде эпоха возрождения. Дворцы, сады, каналы. Кругом что-нибудь, да и происходило важное в истории государства. Мерзкий ветер. Он проникает под кожу, заставляя кости трястись. Надо бы зайти куда-нибудь погреться. На моем пути лежит книжный магазин. Там можно погреться, почитать книги. Отложить что-нибудь себе, а когда будут деньги зайти и купить. Брожу по рядам книг. Кости уже успокоились, а вместе с ними и я сам. Прохожу стенды с книгами. Вот стенд с новой литературой, рядом полки, заваленные научным трудами по химии, этих талисманов полно в нашей библиотеке, иду прочь от них. Вот тут куча фантастики, тут классика, а вот тут труды философов. Надо бы посмотреть, что тут интересного. В этом магазине есть все книги. Кажется, на земле нет ни единого автора, ни единого сборника, которого тут бы не было. Людей здесь немного и немало. Тут хорошо, меня ни кто не беспокоит. Беру томик. Начинаю читать стоя. Погружаюсь в удивительный и мудрый мир древнего Китая. Книга не дешевая, но с первых денег я смогу ее купить, еще и на гречку останется. Часы в магазине показывают ровно шесть часов вечера. Пора бы уже ехать в общагу. Как оказалось сегодня четверг, а это значит завтра пятница. А пятница это день лабораторных и различных практических заданий, к которым надо готовиться. Кажется, я должен сдать два старых задания по физике, не считая новой лабораторной. Решено. Пора ехать домой  и готовится.
Спускаюсь в метро. Вспоминаю, что со вчерашнего дня в кармане лежит плеер. Как это я раньше не вспоминал о нем? Заряда батареек должно хватить на минут сорок. На новые жалко деньги. Надо бы купить аккумуляторы, но тогда придется покупать зарядное устройство. Жалко денег. А если самому смастерить? Нет. Нужно кучу запчастей, а где их найти? Наверно проще и дешевле купить китайский адаптер. Да и аккумуляторы не дешевые. В метро много народу. Час пик. Я стою на свободном месте. Прислоняюсь к надписи «не прислоняться». Сквозь шум вагона доносятся звуки музыки. Музыка играет до омерзения тихо, не смотря на полную громкость. Наверно плохие наушники. Выключаю плеер. Лучше послушаю на поверхности. Двадцать минут под землей проходят невыносимо долго. Начинаю разглядывать людей. Вот стоит мужчина. Среднего роста.  На вид ему около сорока лет. На его голове седые волосы, виднеются залысины. В рыхлом лице спрятался маленький нос и черные глаза. Это пустые глаза, в них нет ни какого интереса, ни какой мысли. Бровей почти нет, в место них жалкие волосинки, при желании их можно все сосчитать. Лицо его гладко выбрито. На нем темно серые брюки и кожаная куртка. На плече висит сумка. В такой сумке наверно удобно носить обед, книгу, блокнот и ручки с карандашами. Ведь там наверняка есть специальные отделы для всего этого. А еще в эту сумку очень удобно должна поместиться бутылка пива или банка газированного алкогольного коктейля, сидра или джин тоника. На ногах начищенные старые туфли. Мне становиться интересно, чем занимается этот человек. Смотрю на его руки. Руки кажутся огромными. Кончики черных чистых пальцев сверху обволакивают ногтевые пластины.  Под ними грязь.  Объявили мою станцию, мне пора выходить. Поднимаюсь наверх. На выходе достаю сигарету, замечаю этого мужчину. Он достает из своей сумки бутылку дешевого пива, открывает зажигалкой крышку и двумя жадными глотками осушает ее наполовину.
На вахте смотрю почту, вроде мне пришло письмо, но нет, оказывается похожая фамилия. Поднимаюсь на свой этаж, дверь в комнату прикрыта. Сосед сидит на стуле, на столе стоит открытая бутылка пива. Паша осушил ее уже чуть больше чем наполовину. В его руках  уже была гитара. Он умеет играть на гитаре и даже, как мне кажется, очень хорошо играет на гитаре. Наверно и Федор Чистяков оценил бы его игру.
- Ты физику сделал уже?- спрашиваю я.
- Я сегодня заберу свое задание. – Не обращая внимания на меня, ответил сосед.
- У кого заберешь?
- На итальянской. Там вся группа делает. Кидаешь в почтовый ящик 50 рублей, задание и срок к какому надо сделать. Потом приходишь в соседнем ящике забираешь решение.
- Интересно, а за час сделает? – я оживился. Можно не потеть над заданиями. Нужно только найти 150 рублей и вот уже допуск до зачета готов.
- Нет, конечно. Я свое вчера еще отнес.
- Ты когда поедешь? – сколько у меня есть времени, чтобы найти нужную сумму. Завтра я, конечно, не сдам все задачи, но их можно занести в любое время, когда преподаватель находится в институте.
- Думаю покушать и поехать. У меня есть картошка. Давай ты ее приготовишь, и мы поедим вместе. – Предложение должно было прозвучать заманчиво.
Я уже настроился варить гречку, но предлагать ее не стал, мало, кто ее любит. Хотя с кетчупом и с кушелевским хлебом она идет очень хорошо. Тем более если целый день ни чего не ел. К тому же гречку всегда можно приготовить, хранится она может бесконечно долго. Я согласился, перед этим спросив в займы 150 рублей. В долг он не дал, может не было, а может и не захотел давать. Я почистил картошку и пошел на кухню ее жарить. На кухне две плиты, на каждой из них по четыре конфорке. Из восьми конфорок готовить можно лишь на трех и все они свободны. Сейчас время ужина, а это значит, что кто-нибудь скоро выйдет на кухню. Можно будет потрепаться заодно попытаться занять 150 рублей. Из нашей комнаты доносилась песня «Человек и кошка». Умеет играть. Картошка уже почти готова, а на кухни ни кто не появился. Осталось минут десять до готовности, надо бы зайти к Леше. Леша был первый студент, с которым я познакомился в этом общежитии. Как только я появился у коменданта, меня определили к нему. По всему виду он был против. Какое-то время Леша не появлялся в комнате, потом приходил поздно, и лишь спустя неделю комендант поймала его и в тот же вечер заселила меня к нему. Он учился на моем факультете, но ВУЗ готовил его стать дизайнером. Его комната напоминала мастерскую художника. Кругом были разбросаны краски, кисти, различные работы и просто рисунки. На удивление у нас сложились хорошие отношения. Старшекурсник частенько меня выручал, давая взаймы немного денег. Но в этот вечер мне не везло, Леши  не было дома. Приготовив ужин, я отнес его в комнату. Сам есть не стал. Поднялся на два этажа выше, там жил Шурик, может он сможет мне занять.
Постучался, дверь открыта. Уже лучше. В комнате три человека пьют пиво. Двое на кроватях, сам Шурик за столом. Хозяин комнаты, так же как и Леша учился на дизайнера, но на первом курсе. Его комната не напоминала мастерскую художника, скорее это был притон. Окна были зашторены плотными занавесками, от того даже в ясный день в комнате царил полумрак. В углу стояла гитара. Стол стоял не у окна, а ближе к двери. Он казался новее и лучше нашего. Видно было, что час назад он начал готовиться к учебе. На столе лежали карточки, перо и чернила. Я обратил внимание на пару законченных работ. Так же на столе стояла причина, по которой Шурик отказался от выполнения домашнего задания. Это были четыре пластиковые бутылки в полтора литра наполненные пивом. Шурик пригласил меня и предложил выпить с ними. Я согласился. Денег у него не оказалось, и я отказался от идеи занять 150 рублей на решение трех задач по физике. К тому же через неделю, кажется, в среду у меня должны были появиться деньги. На столе появились карты, поступило приглашение поиграть. Паша наверно уже давно поехал на итальянскую улицу, так что я со всем спокойствием сел за игру. Меня учили с детства, что азартные игры ни когда не приводят к хорошему концу, но у меня было совсем немного денег и мне их было не жалко проиграть. Мы играли долго,  заходили и уходили разные люди, откуда-то появлялось еще пиво. В какой-то момент всем играть в карты надоело, и мы принялись просто пить. Алкоголь имеет свойство заканчиваться. Вот  и в этот раз он закончился, проблема была в том, что он закончился после часа ночи, а это означало, что раздобыть еще немного пива очень сложно, ведь общежитие закрывается в час. На вахте сидела принципиальная вахтерша, все знали, что она ни кого не выпустит после часа, только в аптеку. До аптеки идти было далеко, да и на входе она проверяла наличие лекарств и чеков. Нужно было думать что-то другое. Мы наскребли немного денег и отправились за пивом. Час ночи нас редко останавливал. Если не договоримся с вахтершей, придется лезть через второй этаж.
Три часа ночи. Я очень пьян. Не понимаю, что происходит. Мы опять сели за карты, но мне не до них. Наверно стоит сходить в туалет. Пересиливаю желание. Мои собутыльники один за другим покидают стол. Мне тоже пора, ведь с утра ехать в институт на Вознесенского ведь завтра суббота. Или нет? С утра  разберусь. Подсчитал выигранные деньги, вполне не плохо, хватает на пачку дешевых сигарет, буханку хлеба и лапшу быстрого приготовления. Встаю из-за стола и ухожу к себе в комнату.
Сосед уже давно спит. На полу семь или восемь пустых бутылок. Видно, что он тоже прилично выпил. Ложусь на кровать. Алкоголь мешает уснуть, может все таки в туалет. Понимаю, что не дойду. Уже привык так засыпать, нужно лишь немного времени. Что я сегодня делал, как провел день? Эти вопросы совсем не помогают уснуть скорее наоборот. Как проснусь, пойду куплю себе еды и сигарет, там вроде хватает и на кефир.  А потом уже можно будет подумать обо всем. И даже подумать о среде. Или сегодня четверг? Завтра, все завтра.


Рецензии