Зелёные лёгкие города...

Когда мне исполнилось три года, из старого деревянного барака на берегу Тёплого озера, откуда папа на шее таскал меня в детский сад за пять километров, мы переехали в большой и светлый посёлок городского типа. Пятиэтажные панельные дома и кирпичные четырёхэтажки в шахматном порядке стояли высоченными страшными серыми монолитами над моей головой. Бабушка Маша, дедушка Коля и моё любимое озеро стали совсем далеко. Зато родителям до проходной своего завода было «рукой подать», минуты три идти и до детского садика две минуты. Мы зажили комфортабельной городской жизнью. Вместо удобств на улице или на мостке, пристроенном на берегу озера, ванна с холодной и горячей водой, все дела. Благодать! Сказка, а не жизнь!..

Маленький, стриженый «под чёлочку» Стасик пошёл во второй класс. За окном жёлто-рыже-красная симпатичная осень шуршит под ногами начинающими опадать и слетаться на землю винтокрылыми «вертолётиками» листьями. На уроке природоведения Тамара Павловна задаёт очередной вопрос ученикам:
- Ребята, а кто из вас посадил хотя бы одно деревце?
Пара человек, у чьих родителей есть сад или свой дом, подняли бойко руки, желая, наверное, показать, что помогают родителям. В нас ещё нет того бахвальства, которое подрастёт годика через три-четыре и нет той самой, взрослой, застенчивости, которая заливает краской юное искреннее личико, если жизнь вынуждает выделиться чем-то из общей массы. Всё происходит само и непринуждённо. Вопрос учитель задал, получил наивный и искренний ответ. Лучистый, голубоглазый или сероглазый, улыбающийся во все щербинки рта, где пока не выросли все «взрослые» зубы...

Сначала в недоумении, а потом со слегка надутыми губами, что я чего-то не сделал в своей «взрослой» жизни, посмотрел на одноклассников, завидуя тем, кто «в курсе» происходящего. Потом, только потом я понял, что учительница собирается направить нас только на «путь истинный», помогая засаживать новыми деревцами молодой посёлок, заселённый молодыми же рабочими военного завода и бумажного комбината.
- «Зелёные лёгкие» необходимы нашему городу и нашим улицам для вашего же здоровья. Для того, что бы вы, новое поколение советских школьников и будущее нашей большой и дружной страны росли здоровыми и крепкими.
- А что такое «зелёные лёгкие»? – задала вопрос моя соседка по парте, Оля Блинова, девочка с толстыми чёрными косичками, красиво забранными в большие коричневые банты…

Меня к ней подсадили на пару месяцев, что бы я ей «подтянул математику». Вот и мучаюсь. Нет, так-то, вроде, и симпатичная, и приветливая, и отзывчивая она девчонка, да только очки её толстые и некрасивые портят весь внешний вид. Да и бестолковость какую-то проявляет часто, ничего на уроках не понимает, потому и списывает у меня, отличника. Да и вопросы какие-то детские задаёт, во втором-то классе!

Мне давно всё понятно и надо папу спросить, как восполнить пробел моего доброго и тёплого детства, где высадить «зелёные лёгкие» в нашем дворе. Надо же помочь родному посёлку лучше дышать от газов и дымов больших заводов. Мне же тут жить да жить, учиться, жениться, детей растить и всё такое. Ого, какие планы в голове второклашки! А что? Галка меня любит, я её тоже, вот и строю планы в своей светлой умной головке, подстриженной так коротко для «пущего развития ума и чтоб волосы не мешали хорошо учиться», как говорит часто моя мама…

- Пап, а мы можем помочь городу легче дышать? – папа пришёл на обед со второй смены и за ужином я задаю «риторический и судьбоносный» для меня вопрос.
- А что надо сделать? – папа с мамой переглянулись и смотрят на меня.
Старшая сеструха тоже с интересом косится, наверное, думая, что опять придумал её непоседливый и «с шилом в мягком месте» брат. А мне-то что, я подал идею, теперь всем воплощать в жизнь. Не скучно же!

- Нам Тамара Павловна сказала, что надо деревья новые сажать во дворах. Так мы поможем нашему городу легче дышать от газов вашего завода, - я улыбнулся во все белоснежные зубки, кои имеются у меня во рту на данный момент…

Наступила небольшая пауза. Папа жуёт свою котлету, наверное, думая, как помочь сыну. Дело в том, что мои молодые и отзывчивые на все школьные заморочки родители с этого учебного года оба вошли в родительский комитет класса и папа на собрании пообещал всячески помогать нам техническими средствами. Он уже выточил на станке железные конусы и прикрепил к ним красные звёздочки. В классе их учительница ставит на парты отличников, без четвёрок оканчивающих неделю. У кого звёздочка простоит три недели, тому она достаётся на парту до конца четверти. У меня, конечно, она стоит, красуется!..

- Хорошо, завтра утром схожу на опушку, посмотрю, что можно выкопать и посадить, - папа молодец и я знаю, что он мне поможет и здесь.
- А что можно? – не унимаюсь своим любопытством.
- Давай берёзку и осину посадим. Они очень хорошо защищают от пыли и легко приживаются.
- А есть для них место?
- Найдём. Завтра, пока ты будешь в школе, принесу.
На том и порешили, папа если сказал, сделает. Это же мой папа и он всегда меня поддерживает, так, ведь, и я ничего плохого не прошу. Я же отличник с хорошим поведением!..

- Вот, смотри, берёзка и осинка, - папа встаёт с кресла, как только я, с нетерпением высидев все уроки, влетаю в квартиру.
- А где сажать?
- Я подобрал место и лопату из подвала принёс. Пообедаем и пойдём сажать. Как раз хорошо в зиму сажать, лучше приживётся…

В нашем дворе нашлось замечательное место для двух молодых тонких саженцев осинки и берёзки. Папа выкопал ямки и принёс ведро воды, а я с добрыми словами посадил туда деревца. В посёлке городского типа, он же городок моего счастливого детства, быстро и беспощадно оголяются деревья, стоит конец октября 1975 года. Я счастлив и через пару дней на уроке природоведения с удовольствием поднимаю руку, когда Тамара Павловна опять спрашивает нас, кто посадил деревца во дворе. К первоначальному количеству прибавилось ещё с десяток высоко поднятых рук и класс озарился столькими же счастливыми улыбками. «Зелёные лёгкие» посёлка пополнились небольшим парком новых берёзок и осин, клёнов и тополей…

Время неумолимо бежит вперёд и через пару месяцев, когда весь двор занесло белым скрипучим снегом, я позабыл о своих деревцах. А весной они начали давать первые почки, о чём мне напомнила мама:
- Нельзя, сынок, завывать тех, кому ты дал новую жизнь…

В середине моего восьмого класса папа и мама развелись и мы покинули наш любимый двор. Вскоре я поступил в речное училище и навсегда уехал из посёлка счастливого детства. Я забыл о своих питомцах, подросших и возмужавших за эти годы…

- Стас, а помнишь деревца, которые мы с тобой сажали во втором классе? – мы сидим с папой на кухне того самого дома, где мы когда-то жили и отмечаем «рюмкой чая» мой приезд в отпуск. – Я когда сюда вернулся восемь лет назад, вспомнил о них, стоят и растут, большущие стали.
За окном глубокая серая осень 2008 года.
Волею судьбы папа снова переехал в этот дом, только в соседний подъезд, а окна так же смотрят во двор. Прошло тридцать с лишним лет, долгих и так быстро пролетевших по рекам России тридцать лет. Лет двадцать мы с папой не виделись и не общались, а сейчас…

Всё надо уметь прощать. Всем надо учиться прощать. Простил его и я. Было за что. На старости лет он понял, что родные дети останутся родными навсегда. А я понял, что как ни крути, у нас одна фамилия. Я и мои сыновья являемся продолжателями рода Климовых, продолжателями дела его фамилии. Жизнь ставит всё на свои места. Хорошо, что места эти оказались хорошими…

Мы вышли в освещённый бело-голубыми «кобрами» пустынный осенний двор и подошли к деревьям. Какие они стали большие! Какие они стали взрослые! Да и я, собственно, не тот второклассник, а давно уже стал… Кем стал… Доволен своей судьбой и жизнью, не смотря на все горести и падения, утраты и…

А деревца, пусть растут и дальше, выше, сильнее… Завод-то снова дымит, ожил после лихих девяностых… А я приеду ещё через десяток лет, посмотрю на «зелёные лёгкие» города…

29 июля 2016 года


Рецензии
Моими первыми саженцами были 4 яблони, которые мне подарил учитель биологии Иван Францевич Валух, в честь того, что мы получили новую трёхкомнатную квартиру, я был одним из самых активных учеников по работам на пришкольном участке, через несколько дней ещё и 4 саженца крыжовника подарил. Спустя годы я посадил яблони, груши, облепиху, шесть кустов красной смородины и длинный ряд красной малины на нашем участке в садовом товариществе на берегу Даугавы. А в 90-ые годы, уже в Белоруссии, на нашем большущем участке в 64 сотки, я там столько деревьев и плодовых кустов посадил, что долго перечислять. Наши 11 яблонь я сначала садил дичками, по дороге от Бигосова до дер. Опытная этих дичек росло много, а потом сам их все привил, веточки от яблонь мне давали люди из своих садов, спустя годы я и другим людям прививал их яблони, по их просьбе. Хорошее было время! Ещё много было сил, не то, что сейчас, когде мне уже 78 лет... Р.Р.

Роман Рассветов   29.10.2023 18:08     Заявить о нарушении
А в тоже любитель садовод, Роман... Я всегда любил сажать, прививать, копать и окучивать.. Как говорил мой дедушка Коля "мы все пришли из земли, в землю и уйдём"... Спасибо вам...

Станислав Климов   29.10.2023 18:21   Заявить о нарушении
Взаимно, Станислав! Роберт.

Роман Рассветов   30.10.2023 15:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.