О видении грехов

         «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской» (прп. Пётр Дамаскин). От сюда видно, что грехи открываются по мере духовного выздоровления человека. Выздоровление осуществляется через тщательное исполнение заповедей Христовых, которое  «...научает человека его немощи...» (прп. Симеон Новый Богослов). Осознание немощи побуждает человека искать помощи у Бога и тем очищаться от страстей.
         Впрочем, очевидное очевидно. Грубые дела неправды явственно видны и людям духовно незрячим. Однако, велика пропасть между тем, чтобы знать грехи и осознать их тяжесть, между тем, чтобы перечислять их и сокрушаться над ними. Но и здесь покаяние приобретается не иначе, как через духовное выздоровление человека. Искусственное же разжигание чувств недопустимо.
         Так пьяница может вполне осознавать своё непотребное состояние и будучи нетрезв, нисколько не смущается тем, что наг, чумаз и дурно пахнет. Однако, чем более трезвеет, тем более пробуждается в нём стыд и он спешит скрыться от взора окружающих.
         Дивен Бог во святых своих! В помощь нам жития святых, из которых научаемся, яко благ Господь и отвратна похоть, ибо всё познаётся в сравнении: чёрное невидимо на чёрном, заметно на сером и режет глаз на белом.
         А если кто и знает, что на темной скатерти его есть тёмное пятно и это нисколько не тревожит, то окажись пятно на скатерти белой, да уготованной к праздничному столу, сие обстоятельство много волнует её владельца, побуждает очистить либо заменить. Или:  однорукий вполне осознаёт отсутствие руки, но тем более сокрушается, когда видит искусные творения рук человеческих. А пьяница нистолько устыдится срамоты своей, пробудившись в кабаке в обществе себе подобных, сколько утром на людной площади среди трезвых и чисто одетых.

А. Миронов. 2016 г.


Рецензии