Имя
— На сей раз я заставлю их рукоплескать! — он решительно откладывает кисть.
— Не заставишь! — я зловредно ухмыляюсь. — Беда в том, что ты художник, а я журналист. Ты веришь в силу искусства, а я знаю, что такое пиар. Известность — это всё. Если ты известен — можешь рисовать бред, но все восхитятся. Если же ты неизвестен, то можешь быть трижды гением — никто не оценит твоих картин. -
— Что за чушь?! — отзывается художник.
— Не чушь, — отвечаю я. — Хочешь, проведём эксперимент? -
И я тащу его к соседу по даче, учителю физики.
— Вот эти строчки знаешь? — и декламирую:
Вельми искусству быть прекрасным,
Не попираемо оно,
Сверкается в очах так ясных,
Не бысть ему вовек темно!
Учитель физики недоумённо молчит.
— Ну, как тебе? -
— Что за бред?? -
* * *
Для пущей наглядности я выждал три дня. И опять подошёл с тем же вопросом. Мы давно обсуждаем то картины, то литературу, кино с театром. Учитель служит нам скорее в качестве слушателя, чем собеседника. И я вновь декламирую:
Вельми искусству быть прекрасным,
Не попираемо оно,
Сверкается в очах так ясных,
Не бысть ему вовек темно!
— Это что? — спрашивает наш физик.
— Это Михаил Лермонтов! -
— Лермонтов? — физик припоминает школьную программу, старательно рассматривая облака на небе. — Да, прекрасные строки… -
* * *
— Ты — злодей! — говорит художник, когда мы возвращаемся на свою дачу. — Так издеваться над людьми… -
— Такая профессия, — отвечаю ему. — Впрочем, видишь ли, что делает имя? -
— Так Лермонтова все в школе проходили! -
— Ладно. Через три дня поставим ещё один опыт. -
* * *
Я повторил нашему физику те же строки. Занятый огурцами, он опять ничего не вспомнил.
— И кто это написал? -
— Сам Червон Бриллиантов! -
Физик снова сосредоточенно изучает облака.
— Ну да, прекрасные стихи! — выдаёт он вердикт.
Мы отходим с художником в сторону.
— Ладно, допустим, что имя играет свою роль. Но ведь халтура не станет от этого шедевром, и шедевр не станет хуже… -
— Боюсь, что во многих случаях это определяют люди. Я как-то цитировал опрошенным «Онегина», называя автором Донцову, и девяносто процентов решили, что стихи похабнейшие. -
— Так что ж, выходит, что мировая классика — это лишь потому классика, что люди так решили? — художник совсем сник.
— Не совсем, — улыбаюсь я. — Подожди, пока забудутся имена. Для этого нужно время. -
Свидетельство о публикации №216090100901