Изучаем уроки Игоря Сухина. Задания 1-4

Изучаем уроки Игоря Сухина. Задания 1-4

Вот как комментирует позиции №№ 1-4 сам Игорь Георгиевич:
«Вернемся к нашим дидактическим позициям. Ребенок играет во всех положениях белыми и начинает. При точной игре противников белые выигрывают в позициях 1–10, 13, 14, 17–19, а в остальных положениях шахматные сражения заканчиваются ничьей. В четырех первых положениях белые выигрывают в один ход, сразу побив черную ладью.»
И.Г.Сухин «Шахматы для самых маленьких» М.: Астрель,АСТ, 2009
Глава 4. Бить или не бить? Советы родителям. Позиции №№ 1-4. Стр.32-34

Присмотревшись вы замечаете, что пара ладей как бы описывает «круг» по доске 2х2, при этом почему-то меняясь цветом. Однако для «полноты» картины не хватает еще четырех позиций с переменой цвета. Мы дополняем это нижним рядом диаграмм, после чего возникает любопытный полный комплект из восьми позиций, в котором перебраны все возможные комбинации расстановок  «попарно».
Здесь самое время обратить внимание на то, что расстановок восемь.
Между прочим, электрически нейтральные частицы содержат на внешнем электронном слое именно восемь электронов (кроме водорода и гелия).
Если мы просто пронумеруем поля квадрата 2х2 например слева направа и сверху вниз, то на горизонталях мы получим сакральные суммы – «тройку» и «семёрку» (1+2 и 4+3), а по вертикалям две отточенные пятёрки (1+4 и 2+3).
О философском смысле этих сумм мы поговорим в другом месте, а пока отметим любопытный характер этих чисел и числ.
Любопытно что во всех четырёх позициях выигрывает начинающий, причем даже не бьющий сразу, а отходящий в другой угол! Потому что у «второй руки» натуральный цугцванг!
Любопытно, что в этих четырех заданиях «вторая рука» проигрывает сколь угодно длинные серии ходов, поскольку каждый раз именно ладья «второй руки» вынуждена вставать под бой «отходящей» фигуры (если конечно мы не назначаем действующими правила троекратного повторения и 50-ходов).
При любой паре ходов ладьи накрывают ТРИ суммы: или 3, или 5, или 7!
А при произвольных расстановках сумм пять, к указанным добавляются суммы 4 и 6. Это суммы диагональных пар полей.
Таким образом появляется фантастическая возможность «математического описания» хода ладьи!!!
«Ходя ладьей избегай перемещаться по соседним полям сумма номеров которых чётная (или равна 4 или 6)»
Так или примерно так.


Рецензии