Почти как люди. 4

Психологические аспекты власти

1. Категория нормы
http://www.proza.ru/2016/08/23/1118
2. Прагматизм отрешенности
http://www.proza.ru/2016/08/26/1133
3. Вторая душа тупицы
http://www.proza.ru/2016/08/30/1120

4. Образ и подобие

    Третье Правило Дурака гласит: «Дурак накажет себя сам»,
    Почему дурак так силен? Слишком много желающих спасти его от последствий его собственной дурости. (Почему?! Обратите внимание: не разрешенная загадка.) Кажется, это Троцкий говорил, что «дураков надо убивать». Nego. Достаточно им не помогать. Это пустая трата сил и времени. Во-первых, вы же сами и останетесь виноваты; а главное, что помочь ему все равно не сможете. Чем упорнее вы спасаете дурака, тем энергичней и настойчивей он стремится себе напакостить. Дурака достаточно не спасать – и он сам себя покарает; точно в меру его собственной дурости.
    Как же! Не тут то было! Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют… Дурак стал нормой, еще немного – и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистичный, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!)
    Педагогические методики объясняют, как воспитать дурака из нормального ребенка. Целая отрасль знания старается помочь тем несчастным, которых недовоспитали педагоги. Это у них называется «социализация личности». Причем после этой «социализации» от личности не остается ничего. «Личность конформиста»? – это катахреза, вроде «независимого обозревателя» или «свободного журналиста». Дурак – это и есть полностью обобществленная, «социализированная» персона.
    Достаточно проницательному наблюдателю удастся без особых усилий увидеть наличие хотя бы признаков расщепления личности даже у нормальных людей. Это «духовная личность» (внутренний «поэт» или «смокинг») – во-первых. И «конформная персона» (внутренний «ватник» или «торговка») – во-вторых. Именно в обществе, в родной среде, доминирует и до конца раскрывается конформная персона. Как именно раскрывается? Для того, чтобы ощутить себя частью коллектива, человеку приходится поступаться теми или иными индивидуальными особенностями и ориентироваться на то общее, что характеризует коллектив. Но «отказаться» предполагает некую свободу воли, а когда коллективом становится все общество, никакой свободы выбора человек не имеет. Стадный инстинкт с одной стороны и давление социума – с другой редуцируют нормального обывателя до примитива.
    Расовое бессознательное проступает на первый план, гетерогенное тонет в гомогенном и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый. У более грубых и элементарных чувств наибольшие перспективы распространяться в массе взаимной индукцией.
    Кроме того, одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек опускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Будучи единственным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он – варвар, т.е. существо, обусловленное первичными позывами. Он обладает спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также энтузиазмом и героизмом примитивных существ. Социальные влияния могут быть порою очень сильными, сильными до такой степени, что побуждают людей совершать насилие над своими глубокими убеждениями.
    Но пока существует деление мира на внешний – враждебный и внутренний – семью, всегда существуют две логики, две модели поведения. Обычные люди мечутся между иллюзорным миром человеческих отношений и истинным миром своей души, постоянно предавая второй ради первого. Обыватель выберется из троллейбусной давки, из уличной толпы, откроет дверь квартиры и окажется дома. И выбросит из головы все служебные проблемы. Дурак никогда из толпы не выберется, его поступками всегда будет руководить «ватник»; взращенный обществом гомункулюс, подменяющий собой данную нам от рождения духовную личность. «Дурак всегда дурак» – гласит Второе Правило. Он тем и характеризуется, что личной жизни у него нет, она ушла глубоко в подсознание вместе с его личностью. Но даже блуждая в темных глубинных лабиринтах подсознания, изгнанная духовная личность сохраняет волю к свободе. Завулон, ты не имеешь власти надо мной.
    Дурак – общественное достояние, пассионарный конформист, воинствующий примитив. И наиболее яркая его черта, разумеется, – конформность. Все дураки одинаковы. Они знают, что они люди – и такими должны быть. И обязаны быть такими. Все и всегда. «Дурак всегда прав», – гласит Первое Правило. Нечто подобное реализуется в рое пчел и муравейнике. Как знать, может Апокалипсис – не тотальный катаклизм, а просто остановка в развитии. А железная саранча и всадники – просто торжествующие дураки.   
    – Как же так? – воскликнет читатель. – Ведь известно же, что «дураки бывают разные». Есть дураки круглые, полные, набитые…
    Правильно. Я вам даже больше скажу: сколько общественных групп, столько и видов дурака. Все национальные различия – это различия между двумя дураками. Социопсихологи до сих пор ищут воплощение «массовой души», «общественного сознания», как бы на него посмотреть? Так вот же оно, по своему образу и подобию созданное обществом воплощение, точнее не придумаешь. Берите любого, они все одинаковы, берите и изучайте.
    Вы говорите – идеал? Ну да. Тупица – это процесс, бегство от разума. Он делает то, что он есть и становится тем, что делает. А конечная точка этого процесса – дурак как представитель особого психологического типа. Он среди нас как пришелец-инопланетянин: совершенно иная система ценностей, незнакомая и чуждая психология, иные цели существования, А то, что мы считаем заскорузлым комплексом неполноценности, болезненным отклонением от психологической нормы, есть исходно здоровый костяк его миропонимания. 
    – Когда-то один легендарный профессор – подсказывает мне комментатор, – поставил диагноз на титульном листе истории болезни: «Психических заболеваний нет. Просто дурак».
    Если я правильно понял легендарного профессора, «дурак» – просто невроз:
    – Мы нашли, что для невротиков существенна не объективная, а психическая реальность. Истерический симптом основывается на фантазии. Массы имеют явную тенденцию не видеть разницы между реальным, нереальным и ирреальным. Это преобладание фантазии, а также иллюзии, создаваемой не исполнившимся  желанием, определяет, как мы утверждаем, психологию неврозов.
    Меньше всего я ставил перед собой описательные цели. Вполне достаточно привести описание толпы, составленное классиками, заменяя везде слово «масса» словом «дурак». Судите сами:
    Дурак непоследователен, и притом в своих действиях всегда готов к крайностям, ему доступны лишь более грубые страсти и более элементарные чувства. Он чрезвычайно поддается внушению, рассуждает легкомысленно, опрометчив в суждениях и способен воспринимать лишь простейшие и наименее совершенные выводы и аргументы. Дурака легко направить и легко его потрясти, он лишен самосознания, самоуважения и чувства ответственности, но дает сознанию собственной мощи толкать его на такие преступления, каких можно ожидать лишь от абсолютной и безответственной власти. 
Дурак не знает ни сомнения, ни неуверенности, не выносит отсрочки между желаемым и осуществлением желаемого. И наконец, дурак никогда не знал жажды истины. Он требует иллюзий, без которых он не может жить. Так как дурак в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, он столь же нетерпим, сколь и подвержен авторитету.
    – Большинство из них сильны, беспринципны, умеют выживать. Нужно лишь хвалить их, хвалить безудержно – и они не отстанут от вас ни на шаг. Убедите их, что они соль земли…
    – Дайте им власть.
    – И что тогда?
    – Над ними произносится особая инвольтация, после чего они перестают быть людьми, а становятся частями чрезвычайно сложного чародейского инструмента.
    – Что это значит?
    – Они сойдут с ума.

5. Восхождение к абсурду
http://www.proza.ru/2016/09/06/1162


Источники скрытых цитат:

К.Юнг. «Архетипы коллективного бессознательного».
З.Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я».
Роберт Музиль. «Малая проза».
А. и Б. Стругацкие. «Хищные вещи века».
А. и Б. Стругацкие. «Хромая судьба».
Андрей Лазарчук. «Кесаревна Отрада…»
С. Лукьяненко. «Ночной Дозор»
С. Лукьяненко «Дневной Дозор».
С. Лукьяненко  «Звездная тень»
В. Рыбаков. «Камо вставляши?»


Рецензии