1973 - 6

(Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2016/09/02/122)

Из Гори можно было попасть на север через Рокский перевал (2995).  Но быстро выяснилось, что перевал закрыт из-за обилия выпавшего снега.

Продолжаю движение на восток.  Впереди - Мцхета, священный город грузин со знаменитым храмом Светицховели.  Пределом моих мечтаний было послушать уникальную полифонию, которой на весь мир славился этот храм - но сейчас было не до того.  На север, на север - через Крестовый перевал!!

На заправке при выезде из Мцхеты стоят две металлические вышки, увенчанные надписями - одна на русском, другая на грузинском языке.  Информация на русском гласила: "Крестовый перевал _ _ _ крито".  Вероятно, в зависимости от того, открыт или закрыт перевал, вакансии в надписи заполнялись приставками "за" или "от".  "Аткрито" или "закрито". Но в данный момент в прописях зияли дыры и никаких приставок не было.  В грузинской надписи, состоящей из лошадиных подков, расколотых яиц и крючков для подъемных кранов, также не хватало каких-то важных букв.

Если перевал открыт - слава Богу, а закрыт - это надо возвращаться к Черному морю и ехать по маршруту, который я уже одолел.  Или продолжать движение на восток, а дальше на север через Дербент и Махачкалу.  В том и другом случае - потеря дня, а в России меня ждет суровая зима и время терять никак нельзя.

Спрашиваю водителей, едущих с севера - открыт или закрыт перевал.  Один не знает, потому что из Хевсуретии едет.  Другой по-русски ни бум бум (а я ни бум бум по-грузински).  Третий...

Короче, поехал на свой страх и риск.  К счастью, перевал оказался АТкрит.  С юга, со стороны Гудаури, я достиг перевальной точки без проблем.Но то, что я увидел дальше, заставило меня мелко задрожать и трусливо подумать о возвращении:  на 3/4 покрытая льдом крутая разухабленная дорога, с которой было куда падать...

Спускался на четырех точках - на двух колесах и двух подошвах.  Подошвы, конечно, снес полностью.  Обутый в обмотки, захожу в поселке Казбеги в сельмаг: "Сапагы есть?" - спрашиваю.  Столь нужной мне обуви нет, конечно.  Сапоги купил в Орджоникидзе (теперешний Владикавказ) за последнюю десятку.

(Следующая глава: http://www.proza.ru/2016/09/02/124)


Рецензии
Горькому и не снилось такое "хождение по Руси")))
С уважением к Вашему мужеству и стойкости,

Айза Барзанукаева   02.01.2017 23:59     Заявить о нарушении
Да уж... Дочитала большое путешествие, будучи вся в напряжении и переживании за героя!

Ксения Шамшурина   28.02.2017 21:22   Заявить о нарушении