Ты моя мама? Глава 11. Впервые в магазине

       Вроде, усвоено, что мы - семья, есть папа, мама, сын. И мы впервые отправляемся всей семьёй по магазинам. Я тоже давно не была в магазинах, и надо многое купить. В первую очередь продукты.
 
       Питание теперь должно быть разнообразное, молочные продукты, мясо, рыба, овощи и фрукты обязательны, хорошего качества. Всё, что полезно. Да и красиво быть должно. Ну что мне стоит ложечку горошка зелёного к гарниру в тарелку положить и пару цветочков из морковки вырезать?  Вот и зелёная лужайка получилась, и кушается с удовольствием и интересом.  Да ещё можно вместе посчитать количество цветочков. Конечно, их должно быть не больше трёх! Чтоб Саша справился.
 
       Заходим в магазин, тогда ещё с прилавком, очередью, и за прилавком продавец-женщина. Сашу держу за руку. Стоим в очереди, что-то рассказываю ему, объясняю, что для чего нужно.

       Вдруг он резко выдёргивает свою руку из моей, быстро бежит через открытую дверь в подсобку и начинает из картонных коробок горстями хватать конфеты и разбрасывать в другие коробки и по сторонам.
 
       Крик продавца:

       – Мамаша, как вы воспитываете своего ребёнка? Что он себе позволяет?..

       Все покупатели взирают на меня молча. Что делать? Не напишу же я табличку, что я воспитываю этого ребёнка последние две недели. Ну, не успела ещё.
 
       Пытаюсь Сашу остановить словами – не слышит и не воспринимает. Под громкий вопль продавщицы иду в подсобку, забираю ребёнка и за руку силой вывожу из магазина, проверив, не осталось ли конфеты в руке. Пускай милицию вызывает, там всё и объясню, если потребуется.

       Суббота. Купить продукты всё равно необходимо. Идём на рынок. Может, там без очереди. Да, полным-полны прилавки, такое красивое всё, в цветных упаковках, расфасованное. И нет очередей.
 
       Начинаю перечислять, что мне нужно. Здесь продавец-мужчина, изображая очень вежливое лицо, складывает мои покупки в пакет. Пакет наполняется, а Саша в это время свободной рукой (другую руку я держу теперь крепко!) начал стучать по жести, из которой прилавок был сделан. Вы же помните те приспособленные киоски, прилавки и столы из «подсобного» материала. Не знаю, что за жесть это была или другое что, только грохот раздался внушительный.
Ребёнка это увлекло, и он сразу сообразил, что ногой в сапожках стучать гораздо эффективнее, а главное, грохот на весь рынок получается!

       Увлёкшись с головой своим занятием, конечно, Саша не видит и не догадывается, как на прилавке заплясали все товары, а главное – часы и посуда китайского производства. Вот-вот с прилавка посыпятся.
 
       Прошу посчитать сумму к оплате, а ему, продавцу, не до суммы. Лицо вначале побледнело, затем покраснело, вся вежливость куда-то исчезла, кричит, чтоб ребёнка успокоила, а я не могу отойти не заплатив, в одной руке держу пакет, в другой руку Саши, а Саша колотит ногой по прилавку! Хорошо, что муж подошёл. Иначе неизвестно, чем бы всё завершилось.
 
       Пришли домой и обнаружили в почтовом ящике извещение на посылку. Придётся в понедельник идти на почту. Но я теперь учёная. Я поняла, что так, без подготовки, ходить нельзя. Да и откуда ребёнок, проживший три с половиной года в закрытом учреждении, может знать, что такое магазин или почта. Такие понятия нам известны с раннего детства, и кажется, нет ничего особого, что в годовалом возрасте мы уже всё это видели и знаем. А самое больное, что он абсолютно не вписывается пока в этот мир. Все делают замечания, поправляют или ругают. А Саше так хочется, чтобы его хвалили...
 
       Хвалить детей надо, особенно в этом возрасте – от трёх до шести лет, мы все это знаем. Но здесь особый случай. Здесь дефицит любви и внимания и до трёх лет присутствует. Я не хочу ни слова плохого говорить о детском учреждении. По крайней мере, детский дом, из которого мы Сашу усыновили, оставил очень хорошее впечатление. Я видела своими глазами и чувствовала душой сопереживание персонала.
 
       Но сколько бы любви и тепла не отдавали воспитательницы, нянечки, врачи, это никогда не сравнится с количеством любви и внимания к одному ребёнку от всех членов семьи. Поэтому хвалить и днём и ночью без устали надо было. Хотелось, чтоб поверил в себя, поверил, что любимый, хороший и единственный для нас.

       И вновь вопрос:

       – А как учить? Учить тому, чему не научился раньше. Ребёнок социален должен быть, уметь общаться и вести себя в обществе.
 
       Итак, хвалить и заложить в голове правила поведения? Я начинаю экспериментировать и лучшим образом срабатывает сказка. Надолго в нашем доме поселился «плохой» и «хороший» Серёжа.

       Плохой Серёжа пришёл с мамой в магазин и начал бегать, кричать. баловаться. Всем это не нравилось, у одной бабушки голова заболела...
 
       Хороший Серёжа постоял с мамой, пока очередь подошла, помог маме салфетки домой донести...

       Плохой и хороший – это Сашино определение. Имя героя придумали вместе. Вначале был просто Серёжа.
 
       Я чувствовала себя этаким победителем, нобелевским лауреатом. Теперь не надо было всё время держать крепко за руку, достаточно рассказать нужную сказку. А сказки я сама придумывала, в зависимости от того, что надо объяснить ребёнку.
 
       Все дети (да и не только дети) хотят быть хорошими. Вот так, прослушав две истории, малыш выбирал тип поведения и учился себя вести в новой жизни. А я хвалила.

       Возможно, это было моим первым маленьким успехом. Теперь был выход, как научить ставить книжки на полки, не выбрасывать всё подряд на пол из ящиков и шкафов, не бросать кота со второго этажа...

Продолжение  http://www.proza.ru/2016/09/02/1329


Рецензии