Оглашение победителей

Вступительные речи с поздравлениями придумывают идиоты, которые никогда не узнают, какого это — стоять на сцене и ждать, пока чьё-то имя не выделят среди всех прочих финалистов. Пальцы мёрзнут, голова болит от волнения, взгляд безвольно скользит по залу, не останавливаясь ни на ком. Пёстрая толпа смеётся над шутками, пёстрая толпа постигает глубину мудрости древних философов, пёстрая толпа любит и обожает в этот момент только одного человека - ведущего.

Мы — главные декорации этого представления — ждём своего часа, своего имени. Так ждут войны и мира египетские пирамиды, гробницы императоров, великая китайская стена, так ждут техногенных катастроф и стихийных бедствий улицы Праги и Рима, Парижа и Мадрида, так ждут страницы ненаписанных учебников по истории кровавых распрей, крестовых походов, лжецарей и освободителей: настойчиво, страстно, верно.

Справа от меня стоит человек, с которым я соревнуюсь помимо конкурса. Он занял второе место в предыдущем году — ему не хватило всего шесть шагов до победы — и я, просматривая весь список, выбрала его своим главным соперником. Наверное, потому что в прошлый раз с широкой руки судейства мне не хватило семь голосов. Даже если не займу первое место, то хотя бы обойду его: этого должно быть достаточно, чтобы доказать самой себе своё превосходство.

Ряженный шут вскрывает белый конверт, толпа замирает в предвкушении. Из-за широкой спины ведущего не видно ни одной строчки, и мне остаётся только слушать. Третье место занимает хмурый парень в очках, второе достаётся низкой девушке с короткой стрижкой. И конечно же, небольшая пауза перед оглашением победителя. Самый напряжённый момент, сердце бьётся, как попавший в капкан зверь, по спине катится пот. Пара стандартных фраз, победитель...

Я. Чёрт возьми, Я. Подхожу к трибуне, жму руки спонсорам, получаю призы и грамоты. Ты видел, видел? Оборачиваюсь. Он улыбается мне сквозь шум аплодисментов, тепло и искренне, и гадкое чувство разливается в груди.

Как будто бы я опять что-то упустила.
Как будто бы даже победа ничего не доказывает.


Рецензии