Сделано в России или Сто лет отставания

Стратегическая программа “Сделано в России”

(Сто лет отставания)

Предлагается вниманию широкой общественности России как один из вариантов выхода страны из экономического кризиса



Главный источник российского бюджета сейчас - это нефть и газ. Цены на эти энергоносители нестабильны и вне контроля правительства России. А значит, Россия зависит от мирового рынка, который находится вне ее контроля. Альтернативных притоков в госбюджет в сопоставимом масштабе на сегодняшний день  нет. Сейчас много говорится о поддержании несырьевого экспорта, и практически ничего  о его создании. Россия почти ничего не экспортировала, кроме сырья или слегка переработанного сырья, на протяжении последних 100 лет как минимум (не будем говорить о вооружении, ядерных реакторах и немногих примерах экспорта оборудования и комплектующих).

Когда в России используется слово “экспорт” имеется в виду, что в России уже имеется какая-то продукция, на которую есть спрос за рубежом. Или же эту продукцию можно произвести на существующих предприятиях. Остается только упростить таможенные процедуры, предоставить услуги по страхованию, помочь организовать транспорт и доставить товар к заграничному потребителю. Ну еще провести небольшое исследование рынка, чтобы помочь  эспортерам и импортерам найти друг друга.

Реальная ситуация совершенно иная. На данный момент, Россия не может выставить на мировой рынок ничего, кроме сырья. Индустриальные страны ушли далеко вперед,  и уже наводнили рынок всеми возможными товарами. Они не только не заинтересованы покупать какую-либо продукцию у России, но они сделают все возможное, чтобы эта продукция никогда не была произведена. Иными словами, они скорее затоварят российский рынок своей продукцией, даже по более низким ценам, чем позволят России создать что-то свое.

Пора осознать простую истину: мир не нуждается ни в чем, что Россия теоретически могла бы произвести. Мир нуждается только в сырье, природных ресурсах и территориях, и главные мировые игроки сделают все возможное, чтобы заполучить это у России. Ни Запад, ни Восток не нуждается в индустриально развитой России. Только сама Россия должна биться  за свое место в мире. Эта битва гораздо важнее, чем сегодняшние локальные “горячие” войны с применением оружия.

Сейчас правительство России “поддерживает” экспорт, формируя многочисленные новые   агентства для упрощения бюрократических процедур, которые оно же  само и создает. Все они “способствуют, содействуют, продвигают”. Но никто ничего не производит и не отвечает за рост объемов несырьевого экспорта, создание рабочих мест и за рост поступлений в госбюджет от экспорта. То есть вся эта инфраструктура нужна и важна, но она бесполезна без создания самого экспортера. Это вроде как организовать министерство спорта и построить стадионы и бассейны, но не растить своих спортсменов.

Созданный Центр поддержки экспорта (“одно окно”) вроде бы призван способствовать налаживанию экспорта. “Одно окно” упрощает процедуры, но это окно просто держат открытым в случае, если какой-нибудь экспортер обратится за содействием. Ясно, что экспортеры не валят валом.

Особенно смешно слушать про экспортеров из числа малых и средних предприятий. Это говорится в эпоху глобализации, когда в мире идет жестокая война между глобальными корпорациями за источники сырья и рынки сбыта. Раньше это были в основном западные корпорации плюс Япония. Сейчас включаются Корея, Китай, Индия и другие. У них многомиллиардные бюджеты на производство и продвижение своей продукции. А мы говорим об экспортерах из числа малых и средних предприятий России, которые не обладают практически никакими преимуществами в контексте международного рынка и с трудом выживают в самой России.

В интернете вы найдете информацию о наиболее затребованных товарах России на международном рынке (опять же, не будем об оружии и энергоносителях). Вы знаете, что названо? Грузовики и тракторы, водка, удобрения и зерновые. И это в 21 веке!

Где глобальные корпорации России в этом раскладе? Где российские компьютеры, смартфоны, планшеты? Где товары массового спроса в широком смысле этого слова? Почему высокие технологии, разработанные в России для нужд космоса и обороны, не внедряются для производства продукции массового спроса и выхода на зарубежные рынки? Ведь основные деньги идут именно от массового производства и сбыта, а не от продажи нескольких ракетных двигателей, вертолетов или танков.

Пора говорить не об экспорте в узком его понимании (таможенные процедуры, кредитование, страхование, исследование рынка). Пора говорить о срочной необходимости создания комплексной стратегической программы “СДЕЛАНО В РОССИИ” (“MADE IN RUSSIA”), которая предполагает налаживание производства на базе современных технологий для выпуска конкурентоспособной продукции как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Только так можно поднять экономику, технологически перевооружить производство, создать рабочие места для россиян и направить денежную прибыль в российский бюджет.

Экспорт - это  критерий конкурентоспособности. Это сделать невозможно без участия государственных организаций, российских производителей и иностранных производителей, которые уже работают на российском рынке или которых необходимо привлечь. Для этого необходима совместная многопрофильная группа участников, которая разработает стратегию программы “СДЕЛАНО В РОССИИ” и затем определит ряд конкретных проектов производства товаров массового спроса под конкретными торговыми марками со специальной маркетинговой кампанией внутри страны и за рубежом.

Программа “СДЕЛАНО В РОССИИ”  обязательно предполагает разработку российских торговых марок или брендов, используя опыт и деятельность международных корпораций с громкими  именами, которые уже оперируют на российском рынке сегодня.  Цель программы - не сдавать свои рынки и сырье без требования налаживания производства в России путем создания совместных предприятий и разработки совместных брендов для последующего выхода на международные рынки. Иностранцы, торгующие на российском рынке сегодня должны послужить трамплином для создания модернизированных российских предприятий, которые будут выпускать конкурентоспособную продукцию из категории товаров массового спроса. Этого сейчас не делает никто. Никто в России не понимает, что такое брендинг, реклама, выход на рынки сбыта продукции массового спроса вглобальных масштабах. Будь то спортивная одежда и инвентарь, бытовая техника, нефтехимия, косметика и одежда, пищевые продукты и добавки и многое другое.

В России не создаются бренды. Между тем, именно бренды сегодня владеют миром. На создание и продвижение брендов сегодня тратятся миллиарды долларов. Для примера, затраты крупных корпораций на рекламу товаров конкретных брендов, не говоря о самой разработке бренда, только за один год (в долларах): Apple 1млрд, L’Oreal 5,5 млрд, Coca Cola 3,5млрд.  Сегодня в России нет ни одного бренда, известного за рубежом (кроме возможно автомата Калашникова и водки Столичная - очень показательно).

Пока Россия экспортирует сушеные грибы и ягоды или винтики и шпунтики, потому что металл дешевле, или фанеру, потому что дерево у нас дешевле - ни о каком росте экономики и речи быть не может.

Необходима обсуждение и разработка комплексной национальной программе “СДЕЛАНО В РОССИИ” (“MADE IN RUSSIA”) с теми лицами в правительстве и в промышленности, у которых есть реальная власть для принятия решений и их реализации. Это не просто замещение импорта, потому что санкции. Это не просто продвижение экспорта, потому что нельзя торговать только нефтью и газом. Необходимо комплексное перевооружение производства с применением новых технологий и разработкой российских брендов, способных конкурировать с мировыми. Звучит слишком глобально, но по-другому этого сделать нельзя. Это единственный путь к интеграции России в мировую экономику на положении серьезного партнера, а не сырьевого придатка. Это делают Китай, Корея, Индия. Это должна делать Россия.

Конечно, что-то из этого понимают в правительстве. Что-то делается:

1. Есть Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте, созданный в июне 2016, но создание конкурентноспособного производства в России, к сожалению, не рассматривается как приоритетное направление стратегического развития. Развитие несырьевого экспорта упоминается между прочим, после образования, здравоохранения и ЖКХ. Эти программы важны, но они не дают существенных доходов в госбюджет. Они не являются двигателем экономики.

2. 26 мая 2016 было создано Агентство по технологическому развитию. В его наблюдательный совет входят федеральные органы исполнительной власти, общественные и экспертные организации, институты  развития. Цель: “способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий за счет их вовлечения в процессы модернизации и технологического обновления, а также росту несырьевого экспорта”. Никто не конкретизирует, как это будет осуществляться. Нет конкретных проектов с конкретоной оценкой эффективности и конечных результатов.
3. Есть Центр Развития НИУ ВШЭ. Там также записано - наращивание несырьевого эспорта без всякой конкретизации.
4. Есть Внешэкономбанк (ВЭБ), госкорпорация, цель которой “создание условий для экономического роста и стимулирования инвестиций; поддержка экспорта; предоставление госгарантий по кредитам, развитие государственно-частного партнерства, привлечение иностранных инвестиций. Звучит отлично! Но это - банк, он сам ничего не производит и на экспорт не высталяет. Он может быть только одним из участников предлагаемой многопрофильной группы по разработке программы “Сделано в России”.

При ВЭБ создан Российский экспортный центр (РЭЦ) - это единое окно. Он также ничего не создает, тем более не разрабатывает брендовую продукцию российских глобальных корпораций. Но Центр поддержки экспорта может быть очень важен для обсуждения программы “СДЕЛАНО В РОССИИ” (“MADE IN RUSSIA”).

5. Есть кредитно-страховая поддержка несырьевого экспорта Эксар и Росэксимбанк (РЭБ). Поддержка, а не налаживание.
6. Есть постановление от 17 июня 2016 “О порядке предоставления субсидий на поддержку патентования российских разработок за рубежом”. Это хорошо. Правительство понимает важность разработки технологий и их патентования за рубежом. К сожалению, нет данных о том, сколько российских патентов зарегистрировано за рубежом за последние годы. Тем более нет информации о том, сколько российских патентов привели к созданию новых технологий, были пущены в производство и какую экономическую выгоду получила Россия и конкретно госбюджет от этого. При этом мы знаем про патентные войны, которые бесконечно ведутся между современными корпорациями высоких технологий, таких как Google, Samsung, Apple, Microsoft. Это только наиболее громкие имена. Патентные регистрации и патентные войны ведутся всеми глобальными корпорациями - в химической промышленности, фармацевтике, и практически в любой сфере производства. Потому что это борьба за многомиллиардные доходы от сбыта продукции на мировом рынке. Где во всем этом место России?

Я провела небольшое исследование потребительского рынка в Европе на примере Испании. Я искала российскую продукцию. Нашла только пиво Балтика (только потому что это совместное предприятие с Carlsberg). Пылится на полках, нет никакой рекламы, никто про Балтику не слышал, тогда как про Carlsberg слышали все.

Идем дальше: русская водка. В супермаркетах Европы найдена водка, произведенная в Швеции, Франции, Финляндии, Польше, США, Латвии. Только один тип водки произведен в Санкт-Петербурге в России - Imperial. Знаменитые торговые марки водки Московская и Столичная произведены в Латвии (!!!).  Что поступает от этого в госбюджет России?

Вопрос: сколько стоит запатентовать водку как напиток, производимый исключительно в России по аналогии с шампанским, которое может производится исключительно в Шампани во Франции? Доходы от этого патента в госбюджет будут огромные, а производство водки наладить не так уж сложно, особенно при нынешнем прекрасном урожае зерна. Торговые марки Московская и Столичная должны производиться в Росси, а не в Латвии. Все остальные марки водки должны будут заменить свои названия на что-то другое, но не водка. Вот и конкретный проект для продвижения несырьевого экспорта и российских брендов.

Кроме пива Балтика и водки Империал я не нашла никакой российской продукции массового потребления на рынке Испании. Если бы я ее не выискивала, я бы вообще ее не увидела. Рекламы никакой нет и не было.

Мы можем говорить о конкретных проектах. Даже о строительстве фабрики по производству бумаги и продуктов деревообработки в Карелии вместо бесконтрольного вывоза древесины в Финляндию, как это происходит сейчас. Но важно запустить национальную программу “СДЕЛАНО В РОССИИ” и под этой маркой развивать отдельные проекты.

“СДЕЛАНО В РОССИИ”.

Развитие экспорта на базе анализа импорта и импортозамещения:

Мы говорили об экспорте, хотя лучше избегать слова “экспорт” потому что экспорт понимается слишком узко. Назовем это план создания конкурентоспособной продукции. При этом главным является создание российских торговых марок (брендов), потому что сегодня на международном рынке имидж - это все. Покупают то, что известно, то, что рекламируют, то, что считается престижным. Россия в этом ряду не предлагает практически ничего.

Теперь посмотрим с другой стороны. Поговорим об импорте: что сегодня есть из зарубежной продукции на российском рынке. Я рассмотрела 50 крупнейших корпораций, оперирующих на российском рынке, как например IKEA, PepsiCo, CocaCola, Nissan, Mercedes, Mars, LG, Nestle, Apple, Dannon, BASF, Samsung и другие. Вы и сами можете их увидеть в интернете: Top 50 Foreign Companies in Russia. Доля их доходов от российского рынка относительно небольшая - от 1 до 14 процентов. Если есть производство - это в основном финальная сборка или упаковка. Большинство - просто дистрибьюторы. Они - временщики в России. Их философия - соберем, что сможем, а накроется рынок, так и потери не велики. Для них - невелики! Но велики для российских производителей, которые в этих условиях никогда не встанут на ноги.

Задача программы “СДЕЛАНО В РОССИИ” пересмотреть контракты со всеми зарубежными компаниями, работающими сегодня на российском рынке и поставить обязательным условием их деятельности в России налаживание производства, передачу технологии, поставку нового оборудования и создание рабочих мест для россиян. Одновременно с этим, необходимо говорить о создании совместных предприятий для разработки новых линий продукции с упоминанием российского участия (совместный бренд), например, Dannon-Russia, Nestle-Russia или путем добавления к известному брендовому имени какого-либо российского названия. Новые линии продукции под совместными торговыми марками пойдут как на российский рынок, так и за рубеж. Понятно, что Россия со своей стороны должна предложить определенные условия и технологии, которые бы мотивировали иностранных производителей на создание и продвижение совместных брендов. Это тема для обсуждения по каждому конкретному проекту.


Анализ состояния российского рынка:

У нас всех, в том числе и у правительства, есть возможность посмотреть, что сегодня есть на российском рынке из зарубежных товаров. Просто небольшой эксперимент: в течение 5 дней вы отмечаете, какой продукцией вы пользуетесь - все от долгосрочных товаров (автомобили, бытовая техника) до одежды, продуктов питания и товаров гигиены. Отмечаете, какие есть бренды - российские и зарубежные. Если есть возможность, можно сравнить по цене и качеству. На базе этого эксперимента мы можем говорить о том, кому принадлежит рынок в России и посмотреть затем, что из этого произведено в России, а что в других странах. Следовательно можно сделать вывод о том, куда направляются денежные потоки от сбыта продукции.

Этот эксперимент  даст более конкретную информацию для разговора о том, с каких компаний надо начинать работу по созданию конкурентоспособной российской продукции. Опять же, мы говорим только о товарах массового спроса, которые видны невооруженным взглядом. В данном случае, любой россиянин выступает как нейтральный потребитель, который выбирает продукт по репутации (имиджу), цене, доступности на рынке и качеству.

Как потребитель продукции, вы абсолютно не интересуетесь тем, какие существуют таможенные процедуры, страхование, финансирование, патенты и прочее, связанное  с экспортом/импортом. Вас интересует престиж товара (известная торговая марка), цена, качество, легкость приобретения, гарантия обслуживания и/или возможность возврата. Однако, все известные нам российские центры по продвиженю экспорта  и развитию экономики занимаются только тем, что абсолютно не интересно и не нужно потребителю: тарифы, страхование, кредиты и тд.

Все организационные процедуры важны, но без изучения потребителя, без производства, нацеленного на потребителя, без агрессивной рекламной кампании, доказывающей преимущество вашей продукции перед другими, вся эта государственная бюрократия ни к чему не ведет. То есть то, что уже создано в России по стимулированию производства и продвижению экспорта пока не работает на конкретный результат, потому что не включает в себя ни производителя, ни потребителя.

Предлагаем правительству конкретный предлагаемый план:

Исследование российских товаров массового спроса за рубежом (то, что уже есть).
Исследование зарубежных товаров на российском рынке.
Определение потенциала создания совместных предприятий: определение российских и зарубежных перспективных компаний для организации совместного производства.
Ведение переговоров с иностранными компании о создании совместных предприятий.
Инженерная проектировка и внедрение новых линий на существующих предприятиях или строительство новых.
Разработка совместных брендов типа Nestle-Russia, Unilever-Russia,  и так далее.
Разработка новых технологий с российским участием (например, использование экологически чистого сырья, новый состав, улучшенный дизайн - в зависимости от конкретного производства)
Создание долгосрочных партнерств: иностранная корпорация, российская корпорация, научно-исследовательские институты, центры развития, центры поддержки экспорта и тд для выпуска новых брендов с российским участием и их продвижение на рынок как в России, так и за рубежом.
Использование маркетинговых каналов зарубежных корпораций для продвижения новых совместных разработок на зарубежный рынок.
Используя опыт совместных предприятий, создавать чисто российские бренды как следующий этап развития российского производства.

Разумеется, это очень общий набросок плана действий. Здесь есть масса конкретных вопросов (производственных, технологических, юридических, финансовых, и тд). Все это решается только на основании конкретных проектов. Работа будет идти по конкретным проектам в рамках одобренной генеральной программы “СДЕЛАНО В РОССИИ”.

Возможные возражения:

Зачем иностранным корпорациям вкладывать в развитие совместных с Россией брендов?

На это есть несколько причин:

Рынок всегда требует чего-то нового. Успех на рынке - это сочетание уже известного с элементами новизны. Поэтому Nestle-Russia и Unilever-Russia - это возможность заинтересовать покупателя. Экологически чистые продукты - гарантия отсутствия GMOs (генетически модифицированные продукты). Пойдет особенно в Европе, где Америка агрессивно навязывает GMOs. Россия - это экологически чистая продукция, которая давно отсутствует в индустральных странах Европы, Америки и Азии.
В России есть чистая вода, травы, грибы и ягоды, которых нет в других странах. По крайней мере, экологически чистых. Это можно включать в состав новых разработок и особенно акцентировать в рекламе.
В России есть космические технологии и другие уникальные разработки, которые можно использовать в производстве (спортивная одежда, системы навигации и тд)
В России есть дешевое сырье, квалифицированная рабочая сила  и относительно дешевая энергия.
Россия - это огромный потенциал для сбыта продукции, особенно при росте покупательной способности населения.

Что дает программа “СДЕЛАНО В РОССИИ” российской экономике:

Скачок вперед на несколько десятилетий с точки зрения оборудования и базовых технологий для прозводства.
Рабочие места для россиян.
Освоение новых территорий и создание их инфраструктуры.
Увеличение доходов в госбюджет, рост ВВП.
Прозрачность и контролируемость экономической деятельности.
Совершенствование законодательной базы производственной и торговой деятельности.
Укрепление национальной валюты.
Продвижение имиджа страны на международной арене, рост авторитета страны.
Привлечение инвестиций на более выгодных условиях.
База для создания российских глобальных корпораций, способных конкурировать на международной арене.
Прекращение оттока человеческих и научно-технических ресурсов из страны.
Укрепление позиций во внешней политике.


Предлагаемая программа создания конкурентоспособного производства в “Сделано в России” продиктована имеющимся международным опытом (США, Япония, Корея, Китай) и просто здравым смыслом.

Россия вынуждена идти по этому пути или окончательно отстать от уровня глобальных лидеров. Вопрос в том, есть ли достаточно политической воли в руководящих кругах, чтобы признать, что по-старому жить уже нельзя. Нельзя собирать крохи от продажи импорта и терять миллиарды от удушения своего производителя. Нельзя сдавать позиции в экономике и развитии технологий и торговать природными ресурсами.  Если политическая воля есть, пора действовать всем сообща: правительство, российский бизнес, иностранный бизнес, заинтересованный в сотрудничестве. Если нет, Россия вряд ли сможет дальше позиционировать себя в качестве мировой державы и вынуждена будет смириться с положением поставщика сырья и трудовых ресурсов.


(Эта информация направлялась в различные правительственные организации и ведомства России пока без существенных сдвигов. Если есть предложения и комментарии - примем с благодарностью)


Рецензии
Вы написали такую замечательную статью, ничего равного на Прозе не читал, и вдруг в ответе на отзыв Вы пишете:

"Америка есть величайшее зло, и в этом я твердо убеждена - убийство всего живого во имя наживы. И, к всеобщему глобальному удивлению, только Россия, отсталая, косная, брошенная на произвол судьбы, показушная в своем упорном милитаризме и наплевательская во всем остальном - эта самая Россия является вечной костью в горле у Америки, уже пожравшей весь остальной мир"
Вы ли это? Если в России даже такие умные люди, четко ясно мыслящие, как Вы могут написать такой бред, то дело плохо.

При Сталине американские фирмы помогли индустриализовать СССР
Во время войны Америка из кожи лезла помогать СССР победить

А Вы Америку злом считаете.

Михаил Гольдентул   22.09.2018 17:39     Заявить о нарушении
Михаил, Америка не бесплатно "из кожи лезла". И второй фронт открыла только в 1944 году, когда мы уже гитлеровцев добивали. Хитрожопая эта Америка.

Николай Иванович Кирсанов   22.09.2018 17:58   Заявить о нарушении
Хитрожопая это власть в России и СССР всегда была и гнобила свой народ. Пора уже это понять.

по поводу ВОВ
Патон разгромил Роммеля (1940-1943), потом выбил немцев из Италии
Америка с 1941 года оттянула на себя Японию,
не говоря об английских и американских транспортах сражавшихся с немецкими подлодками во время доставки продовольствия для Советской армии и всего остального

СССР вытащил войну ценой жутких жертв, но не из-за хитрожопости Америки, а из-за бездарности и преступности Сталина

Желаю здравствовать, читайте книги по истории.

Михаил Гольдентул   22.09.2018 22:34   Заявить о нарушении
Под "Америкой" я понимаю американскую элиту с ее глобальными амбициями. Простой народ в Америке так же страдает, хотя массовое промывание мозгов массовой американской культурой дает свои ужасные плоды - масштабы массовой безмозглости в Америки ужасающи. Американская элита пытается распространить эту безмозглость и на остальной мир, чтобы беспрепятственно им управлять. Что касается России, то с правителями ей всегда не везло. Тут, как говорится, мухи отдельно, а котлеты отдельно. Все эти временные олигархи, порожденные прозападническими тенденциями, не отражают дух России.

Наталья Чаусова   23.09.2018 00:25   Заявить о нарушении
Гольдентул, со своими правителями мы сами как-нибудь разберемся.
А что касается помощи Америки, то почитайте переписку Сталина с Черчиллем и Рузвельтом в годы войны. В 44 году, года немцы накостыляли союзничкам на западном фронте, Черчилль молил Сталина, чтобы наши войска перешли быстрее в наступление и спасли их от разгрома. Вояки хреновы. Они храбры только перед слабыми: сербами, ливийцами и т.п.
Не успели еще остыть орудия после войны, американцы уже планировали сбросить на наши города атомные бомбы. Два японских города уничтожили атомными бомбами, в чем не было никакой необходимости. Уничтожили столько невинных людей. Варвары. И сегодня продолжают уничтожать.

Николай Иванович Кирсанов   23.09.2018 01:02   Заявить о нарушении
Кирсанов, тошно читать Ваше вранье и нежелание принимать во внимание факты.
Сталин действительно помог тогда, но ценой сотен тысяч советских солдат, котрые для него ничего не значили.

А насчет того что Вы разберетесь со своей властью, так я же пишу 1000 лет,
что ж Вы с царем не разобрались и зевнули такую кровавую революцию.

О Роммеле, японцах Вы решили промолчать, решили не заметить факты против Вас

Михаил Гольдентул   23.09.2018 01:36   Заявить о нарушении
Наталья, Вы правы, элита везде мерзкая.
Еще раз, замечательная у Вас статья - Ваши слова, как говорят, Богу бы в уши.

Михаил Гольдентул   23.09.2018 01:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.