Почему мы не видим Бога?

Причин, по которым мы не видим Бога, то есть, не способны иметь живой религиозный опыт, может быть очень много. Вряд ли я смогу их все учесть и рассмотреть в своей работе. Остановлюсь на причинах хорошо мне известных и понятных.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
Когда человек рождается и вырастает в светском государстве, в гедонистическом обществе, в окружении людей живущих потребительской жизнью, лишь формально выполняющих предписания своей религии или вообще далеких от нее, ему трудно стать на путь религиозной веры. Информация, получаемая в учебных заведениях и через СМИ, усвоенная извне ценностная ориентация, царящая в обществе атмосфера погони за мирскими благами, становятся барьером на пути к Богу и возможному религиозному опыту.

ЭГОИЗМ.
Все мы, в той или иной степени, эгоисты, и с этим ничего не поделаешь. Эгоизм является одной из главных преград, закрывающих от нас Бога, убивающих в душах живую веру. Чем эгоистичнее человек, тем холоднее его сердце, тем меньше в нем любви к людям, и тем дальше он отстоит от Бога. Эгоист может даже верить в существование Бога, но он не способен жить для Бога, искренне искать Его и ощущать в своей душе.

ВНУТРЕННЯЯ НЕЧИСТОТА.
Главным условием единения с Богом многие проповедники, религиозные писатели, святые называют чистоту сердца. А что же загрязняет наше сердце, делает его непригодным для восприятия Бога? В первую очередь, это наши нравственные пороки, называемые в христианской литературе страстями: гордость, тщеславие, завистливость, обидчивость, жадность, нетерпимость, корыстолюбие и так далее. Другими причинами сердечной нечистоты являются наши нераскаянные грехи и непрощенные обиды. Только сердце, свободное от страстей, грехов и обид, способно к ощущению в себе Бога, но много ли таких сердец?

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОТИП ЛИЧНОСТИ.
На мой взгляд, есть два типа личности, мало расположенные к восприятию Бога и получению религиозного опыта. К первому типу относятся люди астенического склада характера, неуверенные в себе и депрессивные. Такие люди одержимы разнообразными страхами, больше склонны видеть в жизни плохое, чем хорошее. Чем больше у человека страха перед жизнью, перед возможными будущими несчастьями, тем меньше в его душе радости, душевного тепла и любви, которыми он мог бы поделиться с окружающими. А чем меньше в нем любви, тем дальше он находится от Бога. Ко второму типу личности, мало расположенному к восприятию Бога, относятся люди эмоционально холодные, бесстрастные, рассудочные, флегматичные. Эти люди верят в разум, живут головой, а не сердцем, тогда как Бог познается именно сердцем.

ИНТЕЛЛЕКТ.
Человеческий интеллект не есть нечто бесформенное, он имеет свою структуру, плохо отражающую жизнь, во всей ее сложности и многообразии. Применяя в своем познании абстрактные понятия и схемы, интеллект творит свою особую реальность, с настоящей реальностью не совпадающую. И если в познании явлений естественных, опираясь на математику и логику, интеллект способен приходить к важным, имеющим практическое значение, открытиям, то в познании явлений духовных, сверхчувственных, он постоянно впадает в иллюзии. В познании сверхчувственном, интеллект вынужден использовать «слепые» понятия, то есть, такие понятия, за которыми не стоят созерцания. (Кант). Возможна только непосредственная встреча и связь человека с Богом, а интеллект относится к Богу опосредованно, через понятия и концепции. Оттого-то интеллект не соединяет человека с Богом, а скорее разъединяет с Ним.

ЗНАНИЯ.
Маленький ребенок, еще не отягощенный знаниями, смотрит на жизнь «широко открытыми глазами», и она представляется ему сложной, богатой, таинственной, загадочной. Но постепенно, по мере взросления, он познает вещи с утилитарной, практической точки зрения, узнает их названия, функциональную принадлежность, полезность или вредность для жизни. В результате его взгляд «замыливается», он утрачивает способность живого, эмоционального восприятия жизни, которая становится для него обыденной, «понятной» и скучной.

Дж.Кришнамутри так писал об этом:
«Наши умы так напичкан знаниями о том, что сказали другие, что мы стали неспособны быть простыми и иметь непосредственный опыт. Не будучи простым, человек не может быть чувствительным к деревьям, птицам, солнцу, ветру – ко всему, что происходит вокруг нас в мире».

Чем больше образован человек, чем больше набит знаниями, тем больше он оторван от реальности, как она есть, и, соответственно, от Бога. Л.Толстой как-то сказал о таких людях: "чем учёней, тем глупее". Да, такой «знающий» человек тоже способен верить в Бога, но он верит "головой", а это совсем иное, чем иметь живой религиозный опыт.

РАССЕЯННОСТЬ УМА.
Этот пункт непосредственно связан с двумя предыдущими, так как, отягощенные знаниями интеллектуалы «страдают» от рассеянности ума, в первую очередь. Ежедневное поглощение разнообразной информации запускает механизм бесконтрольной ментальной деятельности, в результате чего ум человека утрачивает свою ясность, осознанность, свежесть восприятия жизни. Множество мыслителей говорили о пагубности механической, бессознательной работы ума и предлагали средства для его обуздания. Приведу пару цитат на эту тему.

"Наш взгляд, когда он распылён и рассеян, теряет способность видеть Бога". А.С. Экзюпери.

«Люди не замечают естественного недуга, терзающего их разум; он все рыщет да ищет, колобродит, что-то строит и путается в своих построениях, как шелковичные черви и под конец задыхается в них. Ему кажется, что он усмотрел вдали свет некоей воображаемой истины, но пока он стремиться туда, путь ему преграждают такие препятствия, трудности и новые задачи, что он шалеет и сбивается с дороги».
Монтень.

Нельзя, конечно, утверждать, что рассеянность ума свойственна исключительно интеллектуалам, поэтому я выделил ее в отдельный пункт.

«ИДОЛОПОКЛОНСТВО».
Один из любимых мыслителей Л.Толстого, Дж.Рескин, писал: «У кого религия на втором месте, у того ее нет совсем. Бог совместим со многим в сердце человека, но несовместимо, чтобы он был в сердце на втором плане. Тот, кто отводит ему второе место, не отводит никакого».

Если человек, вместо Бога, ставит на первое место работу, жену, мужа, ребенка, деньги, любимое увлечение и т.д., он создает для себя своего рода «идола» и его жизненная ориентация искажается. Чем сильнее вера человека, тем меньше он привязан к земным вещам, людям, в том числе, к своим домашним. И наоборот, чем больше он привязан ко всему, чем владеет и пользуется в земной жизни, тем меньше в его сердце остается места для Бога.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И УВЛЕЧЕНИЯ.
В ограниченном количестве, как отдых от основной деятельности, развлечения и увлечения безопасны, а в познавательном отношении иногда полезны. Но, чем больше мы уделяем им времени, тем более опасными они становятся, порабощая наш ум и удаляя от Бога. Особенно опасны для нас увлечения, перерастающие, зачастую, в сильные страсти. Если развлечения занимают наше внимание и грузят ум, лишь в то время, когда мы ими заняты, увлечения претендуют на все наше время, отвлекая даже на основной работе. А очень сильное увлечение способно совсем поглотить наше "я", до предела сузить наше сознание и превратить в раба своего объекта.

УРБАНИЗАЦИЯ.
На внешнем плане бытия Бог живет и проявляет себя в природе, в травах, деревьях, насекомых, животных, птицах. В эпоху урбанизации, люди живут в отрыве от природы, в многоэтажных домах-клетках, в окружении неживых, бездушных приборов, пользуются механическим транспортом, ходят по закованным в асфальт улицам. Мы перестали быть частью природы, не чувствуем ее, воспринимаем, как чуждый и внешний, по отношению к нам, объект. В результате, наш ум становится таким же механическим и безжизненным, как окружающие нас предметы, и способность ощущать жизнь эмоционально, целостно нами утрачивается.

СПЕШКА, СУЕТА.
Все атрибуты современной жизни: учеба, работа, ежедневные поездки в городском транспорте, посещения магазинов, уход за детьми или родителями, разнообразные домашние обязанности, бесконечные праздники, к которым нужно готовиться, покупать подарки и т.д., поглощают большое количество нашего времени, не давая возможности остановиться и расслабиться. Даже многие пенсионеры загружены "под завязку" и жалуются на недостаток времени. Что же говорить о людях работающих? Интенсивный жизненный ритм, постоянная загруженность делами, спешка, препятствуют осознанному восприятию жизни, отодвигают Бога далеко, на задний план.

ДЕФИЦИТ УЕДИНЕНИЯ.
О важности уединения для развития души говорилось множество раз самыми разными мыслителями. В уединении, мы сбрасываем маски, перестаем играть социальные роли, расслабляемся, становимся собой.
Об этом А.Шопенгауэр: «Всецело быть самим собой человек может быть лишь тогда, когда он один».
И только такое состояние предрасполагает к общению с Богом, делает его возможным. Вспомним слова Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему…»
Увы, в наше время, уединиться порой бывает очень непросто.

ШУМЫ.
На первый взгляд, эта причина не очень существенна и мы, обычно, шумы не замечаем. Однако, они также отрицательно влияют на наше духовное состояние. Шум трассы за окном, гудение холодильника или компьютерного процессора, голоса в квартире или за ее пределами, стук открываемых и закрываемых дверей и другие звуки, в сумме, создают шумовой фон, сопровождающий нас почти круглосуточно. И этот шум «оглушает" нашу душу, препятствует глубокому, осознанному восприятию жизни. А как же расправляется, как же оживает душа в тишине и уединении! И если побыть в уединении, мы, при желании, можем найти возможность, то спрятаться от шумов гораздо труднее.

Не всегда перечисленные "помехи" присутствовуют у нас в полном комплекте, но даже двух – трех из них порой достаточно, чтобы надежно заблокировать Бога и исключить возможность религиозного опыта. Понятно, также, что для человека, находящегося на высоком уровне духовного развития, не существует никаких преград для общения с Богом, но я имел в виду не таких редких одиночек, а нас, обычных людей.


Рецензии
Удивительно,
но нужно всего лишь желание увидеть Бога.
Любовь к тому, что нас окружает на земле, это и есть та кнопочка, которая
запускает в нас желание видеть - ПОЗНАВАТЬ - Бога.
Вот тогда мы и начинаем понимать, что ОН ЕСТЬ! ОН - во ВСЁМ. ОН - в НАС.
Всегда с нами: предостерегает, поддерживает, наставляет, обличает!
ОН во всём, но не во всех людях, а только в тех, кто, приближаясь к познанию ЕГО,
углубляясь в познание ЕГО, становится другим человеком, ведомый ЕГО мудростью, силой ЕГО любви.
Открывается тем, кто жаждет этого.
Откровение одной из наших авторов:
"Верою распахнула сердце Иисусу Христу и доверилась Создателю,
счастливы ВМЕСТЕ".
Присоединяюсь.
Спасибо за правильную, нужную, очень нужную статью.
Люди, откройте сердце Богу, и вы увидите и в себе и вокруг совсем другой мир!
Слава Богу за всё!
Наталья

Натали Соколовская   15.07.2023 21:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Натали, за внимание и добрый комментарий!

Евгений Терещенко   16.07.2023 06:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.