Крепость Эль - морро
…А солнце стояло в зените, щедро одаряя тёплыми лучами замшелые камни; умиротворяющий плеск зеленоватых волн навевал нечто вечное, неизведанное, манящее за горизонт…. Там, где морские воды сливаются с такого же цвета небесами, крохотной точкой маячит белый парус….
Я кладу ладонь на шершавые каменные стены, и это прикосновение, словно фантастическая машина времени, переносит меня в давние бурные годы….
…Много веков прошло с тех пор, когда на этом месте испанцами был заложен первый камень крепости, предназначенной для защиты города от нежданных гостей. Произошло это в 1589 году, и первоначально крепость носила красивое и гордое имя – Кастильо-де-пас-Рейс-Трис-Магос дель Морро. Это было великое строительство, фундамент и стены крепости строились с таким расчётом, чтобы ядра самых мощных дальнобойных пушек не могли нанести ей ущерб. Крепость охраняла городскую гавань Гаваны, вход в которую, помимо прочего, был защищён крепкой железной цепью. Да, это была неприступная цитадель, хотя мимо сновали на своих судах хищники, норовя вторгнуться в пределы заветной гавани. Храни Господь Крепость, её защитников, во главе с комендантом, и всех жителей Гаваны!
Некогда в стенах крепости находилась школа смотрителей маяков, романтиков морских просторов. Вынужденные находиться в постоянном одиночестве на берегу, подобно анахоретам, отшельникам, они приходили на помощь морским скитальцам. В бурную, туманную ночь вахтенный на корабле с радостным криком приветствовал этот крохотный лучик надежды на спасение…
О смотрителях маяков, вечных тружениках, и молчаливых философах, можно написать не один роман; что они чувствовали, думали, глядя с высоты башни маяка на далёкий горизонт? Может быть, их развлекало пение таинственных сирен, влекущих моряков в морские глубины, или чтение посланий в бутылках, выброшенных на берег?
Возможно, они вспоминали свою юность, когда, тайком покинув родной дом, нанимались юнгами на первый встречный корабль? О, влекущая тайна дальних морских путешествий с опьяняющими солёными ветрами! О, неизбывная романтика океанских дорог, спутница юности! Молодые моряки карабкались по вантам и реям, поднимаясь по раскачивающейся мачте на такую высоту, что горизонт раздвигался, словно занавес, а палуба корабля становилась крошечной, как материнская ладонь. Рядом хлопали под свежим ветром паруса, норовя сбросить смельчаков, но они цепко держались за канаты своими молодыми крепкими руками. А когда сходили на берег, ловили на себе огненные взгляды кубинских красавиц, вплетавших в свои смоляные косы яркие алые ленты.
Молодость и старость у всех одинакова, первая – надеждами и дерзостью, вторая – воспоминаниями об ушедших днях.
Один век сменялся другим, преображались одежда, нравы и обычаи; изменялись очертания кораблей, они становились всё стремительней, хищные жерла пушек, выглядывавшие из корабельных портов, били дальше и точнее, но крепость оставалась грозной и неприступной, как скала, стоящая посреди бурного морского прибоя. Часовые зорко следили за горизонтом, и канониры были всегда готовы поднести тлеющие фитили к запальникам. Но нынешние воды спокойны, и только тени прошедших эпох напоминают о себе. Кажется, что вот-вот со скрипом откроются двери каземата, и грозный окрик часового остановит беспечного туриста, бредущего по старым камням крепости.
Седые легенды о Чёрном Корсаре и Летучем голландце, грозе всех, кто встречался им на пути, всегда волновали и вызвали страх у моряков. Неизвестность всегда пугает, особенно когда утлое судёнышко находится в открытом море, и хищные волны грозят смыть с палубы любого неосторожного матроса. Когда же разыграется настоящая буря, гигантская рука Нептуна бросает судёнышко в бездну, вздымает к тучам…. Бортовая и килевая качка грозят сломать мачту, и разнести скрипучий деревянный корпус вдребезги, паруса изодраны, руль разбит, такелаж уничтожен, и шхуну несёт прямо на рифы!
Остается лишь взывать к небесам, и просить пощады у Всевышнего…. А предания о таинственных картах, где крестиком помечены несметные клады, захороненные на необитаемых островах, о которых рассказывали шёпотом моряки в тавернах? Сколько необычных историй было пересказано, сколько поддельных и настоящих карт было изготовлено, продано и украдено?…Сколько несчастных сложили головы в погоне за призрачными сокровищами?…. Сколько матерей, невест и вдов до слёз вглядывались в туманный горизонт, напрасно ожидая сыновей, женихов и мужей? Нет предела этому счёту!
Да, так было многие века…. Давно нет тех, кто бросал вызов стихии, пускаясь в неизвестность, и надеясь лишь на удачу, но золото и жажда наживы не давали сидеть на месте романтикам и флибустьерам. Море, словно Молох, пожирало всё, что попадалось ему в пасть, и лишь останки некогда грозных кораблей и торговых судов, лежащих на морском дне с набитыми драгоценностями трюмами, немые тому свидетели. Белеющие кости моряков рассыпаны по всем морям, и лишь морские твари посещают их немые могилы….
Ушедшие времена были крутые: золото ценилось дорого, а человеческая жизнь – дёшево. Здешние неспокойные воды кишели флибустьерами, авантюристами всех мастей, отважными завоевателями и исследователями…. Реяли над мачтами пиратские флаги, и не всегда на них был весёлый Роджер; на них могло быть изображено что угодно, но морская романтика приписала морским разбойникам именно этот флаг. Что ж, пусть так и будет! Карамба! Тысяча чертей! На горизонте парус! Догнать и взять на абордаж!
Пираты дрались отчаянно, иного было на дано: проигравших головорезов ждала виселица. «Береговое братство» не зря носило это название: там все были братья, и доля погибшего переходила к тому, с кем он побратался. Оставшийся в живых после сражения был обязан передать часть полученной доли семье погибшего. Закон соблюдался свято: до сих пор в Лондонском архиве хранятся бухгалтерские книги пиратов, где чётким и красивым почерком расписан делёж добычи. Так романтика флибустьеров шла рука об руку со скучной бухгалтерией, словно сёстры– неразлучницы!
Это был перекрёсток морских путей, дорога из Старого света в Новый, и наоборот. Гавана, мечта завоевателей! Ныне эти воды спокойны, и только немая история знает, сколько было пролито крови за проклятое золото.
А крепость стоит, как и прежде, омываемая шумным прибоем, и овеваемая свежими ветрами, и нет величественней памятника ушедшей эпохе. Да здравствует крепость Эль – Морро, да здравствуют авантюристы, флибустьеры, пионеры морских дорог! Да здравствует романтика! Вива ля Куба!
Июнь 2011год.
Свидетельство о публикации №216090201858
Пропели гимн морской романтике.
И все это сделано великолепным,
образным языком. Понравилось!
Но не ответили на мой опрос :в
каком статусе отправились знако-
миться с островом свободы.
Спасибо за хорошую работу.
Фаина Нестерова 13.02.2018 18:55 Заявить о нарушении
Удачных дней!
В.З,
Валерий Захаров 39 13.02.2018 18:58 Заявить о нарушении
буква "В" :вместо слова "вопрос"
получилось "опрос", а это звучит
как-то нехорошо. Извините.
Фаина Нестерова 13.02.2018 19:06 Заявить о нарушении
Валерий Захаров 39 13.02.2018 19:52 Заявить о нарушении
Валерий Захаров 39 13.02.2018 19:58 Заявить о нарушении