Об обозначении дат в латиноязычных источниках

В.Т.Поляковский
wlad@df.ru

Об особенности обозначения дат в латиноязычных источниках в текстовом виде и гипотеза о скрытом способе обозначения их недостоверности
Отдельные гипотезы, возникшие в свете рассмотрения ситуации с латиноязычными источниками в целом и применения к этой ситуации отдельных положений теории эмотивизма

Небольшое вынужденное предисловие
Эта работа изначально задумывалась как совсем короткая, но с одной обязательной иллюстрацией. Эта иллюстрация обязана была продемонстрировать то, собственно, с чего все и началось, а именно – с посещения РНБ в Петербурге, взгляда на один из латиноязычных актовых документов, хранящимся там под стеклом на довольно-таки видном месте, и четкой фиксации стоящей там даты. Насколько память не изменяет, дата обозначала то ли 1239-й, то ли 1240-й год создания источника и фигурировала примерно в виде «anno mille duo centum triginta novem» или «anno mille ducenti quadraginta». Или, если в источнике фигурируют порядковые числительные, то первая датировка будет фигурировать приблизительно в виде «anno millesimum duocentesimum trigintum nonum»
Вот этот источник или аналогичный ему по обозначению дат и хочется сфотографировать во время ближайшего визита в какой-то актовый архив, и дать в статье в качестве необходимой иллюстрации. Но: независимо от всего основную часть статьи написать можно…

Основная часть статьи
Когда стоит задач проставления даты в том или ином документе, то проставление даты всегда должно делаться по принципу максимальной скорости. Эту скорость должны и могут обеспечить цифры, с помощью которых фиксируются датировки.
А как же в таком случае понимать дату, выставленную прописью, текстовкой? Интересный вопрос. Может быть, как некий эмотивный, бессловесный сигнал, кое о чем свидетельствующий? Может быть.
Но тогда если такой сигнал о чем-то свидетельствует, то о чем же? Может быть, о том, что подобный источник не следует воспринимать как стопроцентно документальный? А сам сигнал при этом адресован узкому кругу компетентных и посвященных лиц, которые точно знают, как его следует воспринимать? И при этом этот узкий круг лиц его воспринимает должным образом, т.е. как недостоверный, а остальные  – увы – обречены на изломы в восприятии… Более подробно  – в статье автора о методе эмотивизма [1].
Вывод. Обозначение датировки в латиноязычном документе в текстовом виде может служить эмотивным, бессловесным сигналом о его недостоверности.


Литература
1. Поляковский В.Т. Эмотивизм. Может ли фальсификат содержать авторазоблачение? Об одном логическом приеме исследования древних источников. www.wladmoscow.narod.ru/emotivismus.htm

г.Москва
август 2016 г.


Рецензии