Быт. 44, 33. Преображение Иуды
“И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам” Быт.37:26-27
“Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими” Быт.44:33
Вступление
В каждой песне есть мелодия и есть повторяющиеся мотивы; мотив - это такой ход в несколько нот, который может повторяться в песне не раз. В литературе тоже так: есть основная тема и сюжет книги, а есть мотивы. Один из мотивов истории Иосифа в книге Бытие - продажа в рабство. Причем повторяясь, этот мотив развивается, мы видим это из приведенных текстов.
1. В чем выразилось преображение Иуды: две модели решения проблем в его жизни
Прошло несколько лет, и как изменился Иуда: из человека, который продает брата в рабство, в человека, который готов стать рабом вместо своего брата.
Можно пробовать оправдать Иуду в первом случае: он ищет способ спасения Иосифа от убийства и потому предлагает продать его, присовокупляя объяснение про выгоду, пользу. Но почему он не вступится за Иосифа более решительно и открыто?
По той же причине, по которой иногда не вступаемся за своих ближних мы: Иуда боится неприятных последствий для себя со стороны рассерженных и ослепленных братьев. Т.е. не готов жизнь положить за брата. Через несколько лет он уже будет к этому готов - и это одна из самых удивительных библейских историй преображения.
Можно подытожить:
- В Быт.37:26-27 мы видим пример человеческой мудрости: Иуда выбирает меньшее из зол, но от этого зло не перестает быть злом. Когда человек сталкивается с угрозой личной безопасности, он может (на время или навсегда) стать трусом и предателем. Это касается не только Иуды; меня, например, это касается напрямую.
- В Быт.44:33 мы видим пример божественной мудрости: Иуда выходит за пределы внешних условий задачи, предлагает себя в жертву. Он соглашается подставить себя под удар. Как Христос.
В детстве, когда я почти ничего не знал об Иисусе Христе и тем более об Иуде и Иосифе, меня впечатлил один случай. Моя мама вернулась из магазина с окровавленной рукой. Моя младшая сестра выходила из магазина первая, мама увидела, что стеклянная дверь стукнет ее дочь, и выставила вперед руку. Стеклянная дверь разбилась и глубоко порезала моей маме руку. Я никогда прежде о таких вещах не задумывался и не представлял, что можно согласиться, чтобы тебе стало очень больно, вместо того, чтобы очень больно стало кому-то другому. Я тогда стал по-другому относиться к маме. И это первый раз, когда я встретился с чем-то, похожим на жертву Иисуса Христа.
Вот задача, которая стояла перед Иудой в Быт.37: свести риск для младшего брата к минимуму, по возможности защитить его и спасти (такая же цель была у Рувима, см.Быт.37:21-22, но похоже, что Рувим отошел, а ведь он хотел возвратить Иосифа домой). Какие есть средства к решению этой задачи? Иуда огляделся - вон идут купцы. Вот и решение. Себя он не включал в возможные варианты решения.
Мы можем рассматривать как средства решения задачи только обстоятельства и окружающих людей, а можем и себя тоже.
Прошли годы. Перед Иудой стоит задача сопоставимого плана: как защитить и спасти другого своего младшего брата, Вениамина. Бог сделал так, что внешних опор и вариантов не осталось. Но если другой сказал бы “Ну, все, больше ничего не поделать”, Иуда предложил в качестве решения себя. Теперь, когда он ищет средства для решения, он смотрит на себя. Я, Иуда, решу эту задачу, я пойду в рабство вместо своего брата.
Когда-то я спросил КНМ по поводу Пс.10:3: верно ли уклоняться от участия в деле, если его правильное основание развалено? Там написано “Когда разрушены основания, что сделает праведник?” Я запомнил, как горячо он ответил: “Как что сделает праведник, когда разрушены основания? Себя предложит в качестве основания, сам ляжет в основание!
Именно это сделал Иуда: лег в основание. Сделал решением задачи себя.
Это две модели решения проблем: одна, когда окружающие люди и обстоятельства - это инструменты, а я получаю выгоду; другая - когда я смиряю себя до положения инструмента для доставления блага ближним, а выгоду получают другие.
Бог оказал Иуде огромную честь: Иисус Христос родился в числе его потомков. Почему? У них есть сходство: Иуда согласился стать рабом вместо брата своего, но Бог сохранил его от этого, Иисус же и согласился, и стал рабом ради нас.
Христос действовал по второй модели. Что бы было, если бы Христос поступил с нами не так, как Иуда сделал во второй раз (с Вениамином), но так, как он поступил в первый раз (с Иосифом)?..
2. Как Бог привел Иуду к преображению: плод покаяния и обращение
Мы можем рассматривать историю Иосифа и его братьев так: мол одна из целей Бога была в том, чтобы привести братьев Иосифа к покаянию, осознанию своей неправоты, сокрушению, смирению. Но Бог достигает не только этого, но и большего. Иуда не только сокрушен - он преображен. Он и тот Иуда, что продавал Иосифа, и не тот.
Как нас спасает Бог? Он не только помогает нам увидеть, что мы грешники, и покаяться. Он помогает нам стать другими. “Покайтесь и обратитесь” - не только “покайтесь”.
Как Иуда стал другим? Этому способствовала вся цепочка событий: он видел, как страдает отец от смерти Иосифа (и это на него серьезно повлияло, см. Быт.44:34), его семья, его дети страдали от голода, он с братьями попал в непонятную переделку у египетского вельможи…
“Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим” (Пс.118:67,71). Странные слова - “хорошо, что я пострадал”, но именно такие слова мог говорить Иуда, обнимаясь с Иосифом.
Цепочки событий в нашей жизни тоже могут служить и служат тому, чтобы мы стали другими. Я встречал несколько людей, которые свидетельствовали: они пришли к Богу в результате смерти одного из своих детей.
Один проповедник сказал: “Если вы не живете для Иисуса сегодня, вы не захотите умереть за Него завтра” (If you're not willing to live for Jesus today, you won't be willing to die for him tomorrow, Burk Parsons). Т.е. наше сегодняшнее поведение во многом определяет наши завтрашние поступки. Если я хочу завтра стать лучше, более похожим на Иисуса Христа, надо сегодня сделать хотя бы маленький поступок, похожий на поступок Иисуса Христа. Жертва приучает к жертве. От меньшей жертвы к большей. От малого хорошего изменения к большему.
Наверняка во время голода (“голод усилился на земле” Быт.43:1) главы семей - и в их числе Иуда - делились последним с женами, с детьми, со слабыми. Потом Иуда говорит: “я отвечаю за него… останусь я виновным” (Быт.43:9). Потом “пусть я … вместо отрока останусь рабом” (Быт.44:33).
И наоборот: малое зло развязывает большее зло. В начале Быт.37 над Иосифом смеялись, а в конце этой 37-й главы его продали, а некоторые родные братья хотели убить его.
Иуда принес достойный плод покаяния (само покаяние или подступы к нему произошло примерно в Быт.42:21). Это был именно плод. Плод - то, что растет тихо, незаметно под воздействием необходимых условий. Бог обеспечил эти условия. Он не сказал просто: “Иуда, ты не прав, давай скорее кайся и исправляйся”. Но Он сделал так, что однажды, когда плод созрел, Иуда и покаялся, и исправился.
Мы не можем исправить своих ближних (мысль для мужей, желающих изменить жен, для мам, желающих изменить детей и т.п.). Понятное дело, поговорку “Горбатого могила исправит” сложили не только о тех, у кого на спине буквально имеется горб. Но мы можем создавать условия для того, чтобы они приносили добрые плоды.
Евгений Терехин рассказал в своем блоге про то, что недавно его сын вдруг стал вести себя как-то странно. Всегда бы веселым мальчиком, а тут стал раздражительным, нетерпеливым, даже плаксивым. Они думали с женой: может, не высыпается. Заболел? В какой-то день он их так вывел из себя своим нытьем, что папа уже захотел ввести карательные меры. Решительно стал обдумывать, как бы хорошенечко наказать сына.
На душе было тяжело, пока вдруг утром на ясную голову не пришел ответ от Бога. «Сходи с ним в бассейн. Побудь с ним». На сердце полегчало. Сходили в бассейн, поиграли в теннис, поболтали, съели по булочке. И так несколько дней. Мальчик стал неузнаваемым. Делает уроки, как песню поет. Никакого нытья. Моет посуду. Мотивация на все 100.
Отец думает: что это, откуда? Он же ничего не делал. Хорошо провел время с сыном. Но что-то в том выросло, что-то проросло, что-то изменилось. Человек меняется сам собой в отношениях и ради отношений. Так уж мы устроены. Мальчик знать не знает, как это ему удалось измениться. Он не ставил себе целей, не мотивировал себя наградами, не усмирял свою плоть, он просто «был» с отцом.
У меня есть на окне кактус, который очень сильно крутится. Сейчас (летом) я его поворачиваю каждый день, иначе он совсем поклонится солнцу. Он чуть поворачивается к солнцу, я его отворачиваю, чтобы он выпрямился, он опять поворачивается, я опять его разворачиваю. Пару дней пропустишь - он совсем искривляется. Интересно, что зимой я его поворачиваю раз в пару недель, намного реже, чем летом. Потому что зимой света мало и свет этот тусклый, не такой, как летом.
Чем меньше Божьего света воспринимает человек, тем меньше он изменяется. Если мы открыты Божьему свету - будем преображаться. “Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ” 2Кор.3:18. Божий свет льется на нас в том числе через ближних. Через меня он льется или не льется на моих ближних.
Есть легенда о том, что когда первые португальские мореплаватели достигли Китая, они подарили императору розовой куст. Это было сочтено за оскорбление – на молодом растении были только колючки и не было никаких цветов. Для того, чтобы продемонстрировать свое неудовольствие, китайцы в ответ подарили португальцам мушмулу – дерево с твердыми, терпкими и почти несъедобными плодами. Красота португальского подарка была оценена только когда роза зацвела. А мушмула под ярким португальским солнцем выросла гораздо слаще, чем в Китае.
Изменились условия, обстоятельства - и изменились растения. Чтобы изменять нас, Бог часто что-то меняет вокруг нас. Если мы хотим помочь кому-то измениться, мы можем не только тыкать в него обличительными словами, но можем изменить условия, в которых он живет, послужить ему.
Проповедовал 29 (или 22) августа 2016 г.
Свидетельство о публикации №216090200875