Шахматы в общеобразовательной школе

эскиз общего Введения в тему

В 1985-ом году я был принят на работу тренером по шахматам в городе Качканаре Свердловской области. Фактически в Качканар меня пригласил директор школы №6 Иван Васильевич Звягин, который свою общеобразовательную школу превратил в школу полного учебного дня и ввёл в ней – в шестой школе – реальный шахматный всеобуч. Уже несколько лет до меня у него преподавал шахматы Геннадий Васильевич Некрасов, молодой перспективный учитель математики и прекрасный тренер по шахматам. Учебный класс (36 детей) делили пополам. Мальчики и желающие учить шахматы девочки шли в шахматный кабинет к Геннадию Васильевичу, а девочки отправлялись на домоводство. Но Иван Васильевич мечтал обучать тотально и буквально все сто процентов учащихся. Сам он был преподавателем математики и физики. Впрочем физику вел мало, концентрируясь именно на математике. И он искал себе второго преподавателя именно шахмат. В поезде однажды он оказался в одном купе с моей мамой и от неё узнал, что её сын – в прошлом директор областного шахматного клуба, уволен из сельской школы и в поисках места жительства и работы «по душе». Тогда он сразу сказал ей – присылайте его ко мне и я с ним определюсь.
В конце апреля я приехал на знакомство в Качканар.
Не сказать, чтобы первая встреча нас обоих сильно обнадёжила.
Но и не оставила у него никаких больших сомнений.
Ситуация моя была такая – жена, двое маленьких детей и тяжелая статья в Трудовой книжке (конфликт в сельской школе на самом деле был развитием моих плохих отношений с заведующим облоно, которому не без моего участия влетело однажды на Коллегии спорткомитета – в бытность его еще только замом. И вот, войдя в должность он первым делом резво вернул мне должок – так я узнал что должность и должок связаны не только лингвистически, но и юридически. Так или иначе, но судьба моя была решена и Иван Васильевич взвалил на себя тяжкий груз обустройства всей моей семьи в Качканаре. Решительно трудоустроил во Дворец спорта меня, на Качканарский ГОК мою супругу, обоих детей – сына в школу дочь в детский садик. После кошмара от 16-го марта семья восстанавливалась. Лето ушло на подготовку к всеобучу. На меня ложилась вся нагрузка по тотальному обучению девочек в шестой школе. Числился я во Дворце спорта и по вечерам работал в организованном нами городском шахматном клубе и тренировал детей из других школ города, а с утра шесть дней в неделю ежедневно вел уроки с девочками из шестой школы. Короче пахал не просыхая с утра и до ночи.
Еще в мае Звягин сразу отправил меня в Челябинск на стажировку к Кибизову – директору шахматной спортшколы, который реально несколько лет работал над программой и учебным пособием для школьного шахматного всеобуча. Всю неделю я добросовестно изучал богатейший Челябинский опыт.
Еще в Архангельске я несколько лет работал в шахматной сфере руководителем областного шахматного центра бок о ок с соратниками и учениками величайшего специалиста в области шахматной педагогики северодвинского педагога Виктора Голенищева. Его Программа подготовки юных шахматистов и по сей день является настольной книгой каждого уважающего себя преподавателя шахмат и в России и далеко за её пределами. И в Архангельске существовала великая шахматная традиция и великая шахматная школа, в которой трудилась целая плеяда выдающихся шахматных педагогов. Наконец не грех отметить и мою собственную шахматную альма-матер – Свердловскую шахматную школу, в которой я сам учился «с младых ногтей» и в которой трудились многие мои партнеры и коллеги, опыт которой мне был прекрасно известен не понаслышке.
Таким образом в Качканаре во мне уже сочетались опыт и культура трех замечательных российских шахматных школ – Архангельской, Свердловской и Челябинской и людям, знакомым с шахматной культурой России эти географические названия сами по себе уже говорят о многом.
Но именно в Качканаре я не теоретически, не внешне, а глубоко внутренне проник в суть и существо реального опыта тотального шахматного обучения детей и особенно ценен мой опыт такого преподавания именно девочкам, поскольку повсеместно шахматная работа с мальчиками заметно опережает развитие работы с девочками в силу целого ряда причин, которые я готов обсудить в другое время и в другом материале.
Сложилось так, что мне довелось обойти своими ногами сотни российских городов от Владивостока до Санкт-Петербурга, от Архангельска до Севастополя. Довелось исследовать и множество белорусских и украинских школ и шахматных центров. Поэтому еще живя в Киеве я начал систематически выкладывать материалы по киевскому опыту обучения детей шахматам. Тогда же впервые дал публикации и по Качканарскому опыту.
Разумеется, большая часть накопленных материалов, наблюдений и выводов, скорее всего никогда не увидит света. Слишком много важного и в других областях приложения моих сил. По сей день за семью печатями ключи ко многим успешно апробированным техникам и технологиям в сфере управления образовательными системами, в сфере игротехники, игрологии, методологии научного познания, в сфере тетраэдальной логики, философии, научной систематики, таксономии, в сфере детской и женской психологии.
Моя израненная память забита огромным массивом воспоминаний о встречах с удивительнейшими людьми и событиями. И поэтому я высоко ценю возможность выкроить несколько дней для хотя бы беглого обзора многообразных опытов по внедрению тех или иных идей в сфере шахматного всеобуча в наши отечественные многострадальные общеобразовательные школы.
Но к делу.
В обычной школе обучается от 800 до 1200 учеников. Мне довелось видеть школы с большим числом учеников (более 2500, например в Вологде), и создавать (под руководством Е.Б. Куркина, С.М. Косенка и В.М. Грибова) комплексы даже с семь тысячами учеников (Урай, 1988-2003 Всесоюзная а затем Всероссийская экспериментальная площадка Минобразования России).
Но я говорю о среднестатистическом общеобразовательном учреждении, именуемом в народе простым словом «школа».
В шахматный кружок в такой школе в среднем обращается до 50 учащихся школы, а систематически добровольно посещают занятия 15-20 учащихся разного возраста. Таким образом «охват» «шахматным образованием» обычно не превышает в обычной средней школе пяти процентов обучающихся. И это – высокий показатель. Хорошим считается показатель в два-три процента.
Мотивация на посещение шахматного кружка у детей во-первых – разная, во-вторых неустойчивая.
В то же время в обществе сложились вполне устойчивые стереотипы того, как должно выглядеть «правильное» шахматное образование.
Всем понятны необходимость шахматного инвентаря, наличие нескольких столов и стульев, демонстрационной «большой» шахматной доски, грамот и кубков «на стене» или на стенде, портретов чемпионов мира в рамочке, преподавателя с шахматной книжечкой в руке, склонившихся над шахматными позициями фигурок занимающихся.
Сложился и вполне объяснимый стереотипный образ шахматной программы и шахматного учебника. Образец «правильной Программы» это программа от Виктора Голенищева. Образец построения учебного пособия дан например в новой версии учебника от Трофимовой. Образец начального шахматного образования – учебная программа «Динозаврики учат малышей играть в шахматы» и ряд тому подобных попыток.
В то же время и в литературе и в интернет-публикациях встречается некоторый «джентльменский» набор, ставший уже почти стандартным, перечисляющий причины по которым школьники должны приобщаться к шахматной культуре.Все эти стандартные наборы мы обсудим чуть позже.
Я склонен выделять два типа шахматного образования: селективно-спортивное и дисциплины мышления. В первом случае цель – высокие спортивные достижения выявленных талантов, во втором случае цель – постановка дисциплины мышления у всех обучаемых на базе шахматного материала.
Дело в том что П.Ф.Каптерев указал, что цель введения в гимназиях преподавания древнегреческого языка и латыни – постановка дисциплины мышления на мертвой семантической площадке.
Собственно работа с шахматным материалам ведет к тому же результату но во много раз быстрее и лучше, точнее и глубже. К тому же без перегрузки области общей памяти у обучаемого. Набор базовых единиц, подлежащих прочному усвоению в шахматах гораздо проще и меньше чем в любом из древних мёртвых языков. А интенсивность именно мыследеятельностной обработки задачного и стратегического массивов во много раз выше.
В зависимости от поставленной цели и следует разбираться с предоставляемым опытным материалом, накопленным в данной сфере.
Разберем все выше изложенное на одном конкретном и весьма показательном примере.
Для понимания дальнейшего нам необходимо ввести в оборот набор некоторых понятий.
Цель игры – погубить короля противника.
Тот, кто погубил короля соперника, тот и выиграл.
Мат – по арабски – смерть. Шах – по арабски – король.
Цель игры поставить мат шаху (шах мат – король умер или по другому название этой игры звучит так: «Смерть королю!»)
Король – фигура, которая ходит во все восемь сторон ровно на одно поле (клетку). И если на соседней с королем клетке стоит чужая фигура – король может эту фигуру «побить» то есть «съесть», встав своим ходом на место этой фигуры (а побитая фигура снимается с доски и до конца этой партии на доску уже не возвращается. Если белый король встанет на соседнее поле с черным королем, черный король тут же побьет белого короля и партия тут же закончится победой черных. И наоборот. Поэтому два короля никогда не встречаются, то есть между ними всегда есть «просвет» минимум в одно поле.
Шахматная ладья ходит и бьёт по прямым линиям – вертикалям и горизонталям шахматной доски. Если на вертикальном ряду черно-белых клеток, на одной из которых стоит белая ладья, появится или окажется черный король, ладья может побить (то есть «съесть») короля противника.
Поэтому сам король «под бой» никогда не ходит.
Король и ладья белых могут легко совместными усилиями оттеснить черного короля к краю доски или загнать его в угол и там уже поставить ему мат.
Мат – такое положение, при котором король черных находится под ударом и куда бы он не двинулся, его везде ждет удар от неприятельской фигуры.
Типичное положение «мата» черному королю показано на фрагментах шахматных диаграмм в иллюстрации к этому материалу.
Примечание: особенность нашего ресурса – только ОДИН рисунок небольшого формата на материал, поэтому автор разместил на иллюстрации все необходимые диаграммы-пояснения к данному примеру.

Итак все минимально необходимые сведения к примеру я поместил.
На диаграмме в центре – стартовая позиция нашего учебного примера.
Задание: белый король и белая ладья должны поставить мат черному королю не более чем за двадцать ходов, при этом ладье разрешается сделать только ОДИН ХОД за попытку.
Очень скоро играющий понимает, что это задание на игру практически одних королей, поскольку ладья делает свой единственный ход в самый последний момент, объявляя одновременно и шах (король под ударом!) и мат чёрному королю.
Чем интересно это упражнение?
В первую очередь тем, как последовательно раскрывается перед обучающимся мощь всего замысла мастера, создавшего этот шедевр.
Тренер показывает обучающемуся «как белые ставят мат – смотри и учись» - и оба – и ученик и тренер играют первую демо-партию.
Тренер делает простые ходы королём и вскоре ученик обнаруживает, что его короля загнали в угол и теперь ладья делает свой смертельный удар – мат!
Теперь ученик и тренер меняются местами (начальная позиция поворачивается на 180 градусов) и уже ученик пытается белым королем загнать короля черных в угол доски, но… почему-то это у ученика не получается!
Тогда тренер говорит ученику. Давай я еще раз тебе покажу, как надо играть.
Они вновь меняются местами и ученик опять непонятно как быстро проигрывает.
- Теперь ты всё понял? – спрашивает Учитель.
- Да! – отвечает ничего не понявший ученик.
Они разыгрывают позицию снова и опять тренер быстро и легко загоняет короля черных в угол и ставит мат. При этом в какой-то момент он говорит ученику: «Ваш ход!»
Несколько раз они меняются сторонами и каждый раз в какой-то момент тренер говорит ученику: «Ваш ход!» пока наконец ученик сам не обращает внимание на этот комментарий.
-Обратите внимание: начинаем мы поочередно, но рано или поздно возникает позиция, в которой я фиксирую, что ход именно ваш! То есть в такой позиции тот, чей ход – проигрывает!
Вы уже заметили, что каждый раз – кто бы ни начинал игру – возникает пложение, в котором именно ваш ход. И каждый раз это такое положение, при котором тот, чья очередь ходить, проигрывает! Под «проигрышем» здесь за белых понимается невозможность поставить мат, а за черных – получение мата.
На доске всего только ТРИ фигуры – два короля и ладья!
Эти фигуры способны делать самые простые ходы в шахматах.
Это – самые примитивные фигуры!
Фактически мы играем на доске размером 3х8 клеток – это 3/8 обычной шахматной доски. И вот при этой игре самым минимальным материалом, самыми примитивными фигурами, делающими простейшие ходы, при наличии ладьи, которой разрешается вообще сделать только один – самый последний ход, у вас море затруднений и непониманий! Вы перед загадкой – как так получается, что каждый раз в самый критический момент именно Вы обязаны делать ход своим королем, и именно с этого хода начинается Ваш окончательный проигрыш!
Давайте еще раз я продемонстрирую, как надо играть белыми.

Комментарий: я так и не смог по сей день узнать имя автора этого великого шахматного произведения. Словно Леонардо да Винчи карандашом набросал эскизный портрет Мадонны! Словно Айвазовский только обозначил волну прибоя оставив остальной холст чистым. Словно Огинский только показал первые семь нот своего Полонеза и остановился.

Наступает время вводить дополнительные понятия: когда король стоит прямо напротив вражеского короля и между ними ровно одна клетка, такое положение именуется «оппозиция». Причем указанная оппозиция более точно именуется: «короткая оппозиция».
А вот СРЕДНЯЯ оппозиция. В этом положении между королями ТРИ клетки, на каждую из которых они хотели бы, но не могут встать, потому что такое «сближение» с противником смертельно опасно. Короля вставшего на такую клетку его оппонент незамедлительно возьмёт, то есть выиграет! И вот именно в момент достижения этого странного положения каждый раз почему-то оказывается, что ход именно Ваш!

Комментарий: Я видел десятки и сотни самых разных «учебных пособий», но ни в одном из них мне не довелось встретить ни самой этой чудо-позиции, ни даже упоминания её! А между тем проникновение в тайну этой позиции гораздо больше открывает шахматный мир новичку, чем все упомянутые выше «пособия» вместе взятые!

Вам надлежит научиться СЧИТАТЬ до пяти.
Только тогда, когда вы обнаружите странный РЯД, в котором огромную роль играют три нечётных числа, а именно – один, три и пять – только тогда вы поймёте логику игры и сможете стратегически грамотно передвигать своего короля по доске! И вот в тот самый миг когда вы сделаете осмысленно свой самый первый ход в начальном положении, вы наконец поймёте и откроете для себя всю непостижимую внешним не осмысленным взором глубину и красоту шахматных построений!

Продолжение материала здесь: http://www.proza.ru/2016/09/02/2027


Рецензии
"Словно Леонардо да Винчи карандашом набросал эскизный портрет Мадонны!
Словно Айвазовский только обозначил волну прибоя оставив остальной холст чистым.
Словно Огинский только показал первые семь нот своего Полонеза и остановился".

Словно игра жизни шахматно, здесь, разыгралась!
Для того, чтобы обнаружить странный РЯД!
Огромную роль нечётных, черных чисел! (женскОЙ составляющЕЙ)
И логику стратегии и тактики игры!
Только тогда откроется непостижимая глубина и красота шахматных построений.
У Вас есть Великий дар обучать миллионы.

Кузнецова Екатерина Первая   10.09.2016 04:58     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, Екатерина!

Алексей Ратушный   16.09.2016 02:12   Заявить о нарушении