Из жизни великосветской красавицы Зинаиды Юсуповой

     - Пётр, я не намерена смотреть, как ты не сводишь глаз с этой Юсуповой! Поехали немедленно домой!
     - Ну, что ты, Лизхен! Я вообще ни на кого, кроме тебя, не смотрю никогда!
     - Довольно оправданий! Я сказала - домой!
 Они подошли к графине Анне Бреф, поблагодарили за вечер и попрощались.
 Губы графини тронула едва заметная усмешка: она знала, насколько ревнива Лизавета Бодрянская... А тут такая неземная красота появилась! Да, Зинаида Юсупова - просто
прелесть! Королева! Помимо красоты, ума палата! И обо всём поговорить с ней можно!
Как я благодарна Фёдору, что он рекомендовал меня ей! У неё свой музыкальный салон! Говорят, вечера бесподобные!
  -Дорогая княгиня! Я так рада, что Вы посетили меня! Прошу прощения, что я не сразу подошла к Вам: я - хозяйка салона и обязана развлекать всех гостей!
Я уверена, что Вы понимаете меня: у Вас ведь свой салон, на Ваши приёмы стремятся попасть любыми путями!
  -Не стоит извиняться,графиня. Я не скучала: кавалеры не давали передохнуть между танцами! Еле отдышалась...
  -Я рада, что Вам у меня понравилось! Приезжайте ко мне в любое время - поболтаем обо всём... А сейчас простите, пойду к Елене Свирской, её дочь вчера родила, хочу узнать подробности...
 Зинаида Николаевна хотела уже уходить, когда к ней подошёл красивый седовласый мужчина средних лет: -Княгиня! Не соблаговолите пройтись со мной в вальсе?
 Зинаида хотела сначала отказать, затем, взглянув на красивого мужчину ещё раз, согласилась, отметив его приятные манеры.
 -А Вы не помните меня, княгиня? Я - Вячеслав. Мы с вами были соседями в Архангельском!
 -Ах, помню, помню! Вы постоянно меня склоняли к разным авантюрам, от которых у моей матушки болела голова!
 -Как бы я был рад, если бы Вы не забыли, как мы встречались с Вами вечерами
 на границе наших имений!
 -Я ничего не забыла... Но мы же тогда были так юны! А сейчас я замужем. Мой муж - граф Сумароков -Эльстон. И у нас с мужем уже два сына - Николай и Феликс.
 -Я всё это знаю, княгиня! Но, увидев Вас здесь, я потерял покой, воспоминанья обожгли мою душу! Мне ничего не нужно, только тур вальса с самой прекрасной моей
давней знакомой! Этого достаточно!
 -Хорошо, князь! Но прошу Вас забыть наши шалости далёкой юности!
 -Обещаю!
 И они закружились в вальсе...
 Зинаида Николаевна закрыла глаза и вспомнила: был вечер. Они с Владиславом
прогуливались по тенистому саду. Солнце садилось, даря земле последние тёплые лучи... Говорили о каких-то неважных вещах. Вдруг он притянул её к себе, впился жадными губами в её губы и долго не отпускал. У неё закружилась голова и спуталось дыхание...
 Позднее, лёжа на мягкой траве, он произнёс: -Завтра, я приду просить твоей руки у родителей. Я уже и кольцо приготовил! Она вся затрепетала от радости: он нравился ей! В мечтах она видела себя невестой в белом пышном платье!
  Но наутро родители увезли её в Петербург... Больше они не виделись.
 Очнувшись, Зинаида Николаевна услышала, что он рассказывает ей о своей дочке, которая, по непонятной причине, так похожа на неё...
 Вальс отзвучал - и Зинаида Николаевна, отклонив предложение Владислава проводить её, быстро вышла из зала и уехала.
 Приехав домой, она прошла в свой будуар, открыла небольшим ключиком инкрустированную сапфирами и изумрудами шкатулочку и достала дневник своей бабушки - Зинаиды Ивановны. Открыв его, она начала читать: "Ну, вот я и замужем за Борисом Юсуповым. Князь стар, и я не чувствую угрызений совести, изменяя ему."
 Зинаида Николаевна перелистнула несколько страниц и продолжила читать: "Старый князь умер. Я свободна! А мне ещё даже не сорок! Я хочу жить!"
 Ещё  пара страниц: "Как я люблю, когда Он говорит о революции! Глаза его мечут искры! Он прекрасен! Я ради него переехала в небольшую квартирку на Литейном, чтобы тайно встречаться, никуда не выхожу, всё время стараюсь проводить с ним, моим любимым! Я так счастлива!"
 Далее она писала, что её народовольца заключили в Шлиссельбургскую крепость. Но она подкупила охранников, и её пропускали к нему по ночам. ( После революции история их любви получила продолжение: революционные матросы , пытаясь отыскать на Литейном спрятанные сокровища Юсуповых, обнаружили потайную комнату, рядом с комнатой Зинаиды Ивановны, а в ней - гроб с забальзамированным телом мужчины - бабушкиным любимым народовольцем. Ей удалось выкупить его тело!)
 Зинаида Николаевна продолжала листать страницы. С волнением прочла она, как бабушка вспоминает о проклятии рода:
 Основателем рода Юсуповых был хан Юсуф-Мурза. Во время опасных распрей он отослал своих сыновей к Ивану Грозному, и с тех пор его потомки стали жить в России.
 Когда брат Юсуфа узнал об отъезде племянников, он, освобождая себе путь к власти, заколол вероломно Юсуфа-Мурзу. А, узнав, что племянники приняли православие, он обратился к колдунье и, заплатив немалые деньги, добился, что она наложила на них проклятие: "Из всех детей, рождённых Юсуповыми, будет доживать один, и лишь до 26 лет, пока род не уничтожится полностью!"
 Зинаида Николаевна захлопнула дневник, спрятала его в шкатулочку и огляделась:
 Мебель в её будуаре была из Франции, из будуара гильотинированной французской королевы Марии-Антуанетты! А какие картины на стенах, не хуже, чем в Эрмитаже!
Ну, а о драгоценностях и говорить не стоит: особенно хороша любимая ею жемчужина
 "Пелегрина" (она раньше принадлежала королю Испании Филлипу II!)
 Дворцы Юсуповых утопали в роскоши! Однако благотворительность была неотъемлемой частью их жизни!
 Но, несмотря на огромные богатства, Зинаида Николаевна была не совсем счастлива:
сыновья её относились друг к другу без братской любви...
  Прошло несколько лет...
 Зинаида Николаевна снова в своём будуаре. Слёзы застилают ей глаза: она вспомнила о своём несчастном сыне Николае. Он окончил университет, получил диплом юриста.
 Но, к несчастью, влюбился в Марию Гейден, которая была помолвлена с графом Арвидом Мантейфелем. Молодые люди женились и уехали в свадебное путешествие.
  Феликс, посмеялся над братом: -Остался ты, братик, с носом!
 Николай последовал за молодожёнами и вызвал графа на дуэль. Граф был отменным стрелком - и не промахнулся! Через полгода Николаю исполнилось бы 26 лет...
 Когда Зинаида Николаевна узнала о гибели сына, она сначала, словно бы, лишилась рассудка, затем перенесла всю свою заботу и любовь на младшего - Феликса, тем более, что он был её копией: красивое лицо, изящная фигура...
 Феликс принимал её чрезмерную  любовь и, со временем, превратился в избалованного, прожигающего жизнь юношу.
 В 1913 году он женился на дочери великого князя Александра Михайловича - Ирине, одной из первых красавиц Петербурга. Венчались молодые в Аничковом дворце. Так Юсуповы породнились с царской династией.
 После разразившейся революции, Феликс, продав часть материнских драгоценностей, купил паспорта и визы, и Зинаида Николаевна с сыном и невесткой отправились в Париж и купили дом в Булонском лесу. Там Зинаида Николаевна прожила ещё 22 года, и в 1939 году скончалась. Похоронили её на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
 Так закончилась жизнь знаменитой красавицы -княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.
   Когда скончались Феликс и Ирина, их похоронили в её могиле, так как не было средств на новые...
 От непомерного богатства - к нищете  - таковы судьбы несчастных семей, вынужденных эмигрировать из России после революции...

 


Рецензии
Интересно! Недавно побывала в Архангельском...

Алла Черри   07.10.2016 16:26     Заявить о нарушении
Да, интересная судьба!
Спасибо, Алла за отзыв.
С уважением - Людмила.

Попкова Людмила   07.10.2016 19:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.