Глава 16. Второе правило чекиста, или Верка, я про

Необычайные приключения двух сестёр Наташ и их друзей.

Глава 16. Второе правило чекиста, или Верка, я просто дура!

- Наталья, ты что с Борисом сделала? - встретил меня на следующий день Павел.
- А что такое?
- Я думал, мой завтрак его приободрит, а он поел всего-то чуть-чуть. И сейчас такой серьёзный ходит. Почти не разговаривает. Вы случайно не поругались?
- Случайно не ругаются.
- Так почему он хмурый?
- Понятия не имею, - соврала я.
- Жаль.
- Чего жаль? Что мы с ним не поругались?
В комнату вошёл Борис Николаевич:
- Отставить разговоры. Вы уже готовы?
- К чему? - не поняла я.
- К выезду на объект. Поздновато, правда, но время надо беречь… Ближе к делу. Цель поездки - НИИ №12. Пешком идти не придётся: нам предоставили служебную машину. Без водителя. Адрес уточню в дороге. Сержант, проверь сцепление на этой калымаге: ты лучше меня понимаешь в таких вещах.
Павел спешно вышел.
Коновалов присел, посмотрел на меня:
- Кстати, Наталья Ивановна, что это вы с Павлом сделали?
- ?
- Он с самого утра не ходит, а летает.
- Как птицы летают, что ли?
- Вроде того. После перелёта он совсем не напоминал птицу, а сегодня какой-то одухотворённый.
- По  этому поводу могу сказать лишь одно: мы не ругались.
…Уже при посадке в машину Борис Николаевич шепнул несколько слов Паше. Последний как бы невзначай скользнул по мне взглядом и согласно кивнул. Интересно, какие у них секреты от своего напарника?
Долго думать не пришлось: автомобиль уже через пять минут подъезжал к длинному высокому зданию, огороженному со всех сторон массивной металлической оградой. Павел посигналил, и открывшиеся ворота дали понять: путь свободен.
Как странно и неприветливо, подумалось сразу, едва мы прошли на территорию НИИ. Людей мало, вывески нет. Неужели когда-то я могла здесь работать?
Смутные опасения не отпускали, даже когда мы направились вдоль длиннющего коридора. Пока мы шли, нас окутывала, подобно ауре, непривычная тишина - звуки шагов быстро гасли.
- Я сейчас вернусь - подождите, пожалуйста, - попросил Борис Николаевич и быстрой походкой направился в конец коридора.
Мы с Павлом остановились, стали ждать начальника.
- Когда этот коридор кончится? - проворчал Павел. - Такой кошмар присниться может…
Я хотела подшутить над сержантом, но вдруг остановилась и прошептала - именно прошептала - потому что настоящий первооткрыватель должен объявлять о своём детище тихим испуганным голосом:
- Пашенька, это он - тот самый коридор, который приснился мне под гипнозом.
На лбу, как по команде, выступили капельки пота. Наверное, пытаясь убедиться в том, что всё окружающее не является очередным сном, я подошла к стене и с волнением потрогала её.
- Сержант, не отходить от Натальи Ивановны, - донёсся, несмотря на звукоизоляцию, окрик из дальнего конца коридора. - С утра ведь напомнил. Забыл?
Ага, вот что он утром нашёптывал Паше. Заботился! Беспокоился!!
Плохо я выглядела или хорошо, не знаю, но тут же стала обладателем таблетки валидола и дежурного указания к ней: не глотать, а положить под язык.
Майор уже спешно направлялся к нам:
- Нашёл я начальство местное… Наталья Ивановна, вам плохо? Что случилось?
- Спасибо, Борис Николаевич, ничего не случилось. Точнее, конечно, случилось - я узнала этот длинный коридор.
- Она его под гипнозом видела. У Аллы Альбертовны, - услужливо пояснил Солонников.
- Так это же замечательно! - оживился майор. - Поздравляю вас. Второй раз за два дня.
- И я вас тоже поздравляю, товарищ Уварова, - за спиной Бориса Николаевича прозвучал незнакомый голос.
Оказалось, в суматохе мы с Павлом не заметили человека, которого привёл за собой майор. Это был мужчина невысокого роста и добродушного вида, лет 55 - 60-ти, с лысиной, немного располневший. Очки с сильным увеличением добавляли этому человеку солидности.
- Значит я Уварова? А вы …Озеров? Тот самый?
- Наталья Ивановна, голубушка, «тот самый» - это Николай Озеров, наш великий комментатор. А я Вилен, Вилен Валентинович и комментирую только шахматно-шашечные турниры в нашем институте. Борис Николаевич мне рассказал вкратце вашу историю. Глубоко сочувствую вам. И в то же время польщён тем, что кто-то иногда вспоминает о старом холостяке. Хотя бы и под  гипнозом… Пойдёмте в мой офис.
Начальник энергично развернулся и направился в ту сторону, откуда только что вернулся Борис Николаевич.
Место работы Озерова выглядело, как классический кабинет крутого начальника: длинный стол с ноутбуком и несколькими телефонами, большой монитор, мощный кондиционер в окне; сбоку виднелась дверь, ведущая, по всей видимости, в комнату отдыха… Правда, всю эту торжественную интерьерную композицию несколько портил широкий кожаный диван, неизвестно для каких целей поставленный в углу.
- …Вилен Валентинович, у вас есть предположение, кто мог проявить нездоровый интерес к вашему сотруднику? - первым делом спросил майор, когда мы заняли кресла.
- Заявить категорически не могу, но подозрения имеются. В первых числах апреля, то есть за два месяца до ухода Натальи Ивановны в отпуск, к нам приезжала представительная делегация из одной дружественной страны. Мне она, откровенно говоря, не понравилась: фотографируют везде, в шутливой форме предлагают некоторым сотрудникам поработать у них... Так вот, больше всего «гости» общались почему-то с Уваровой.
- Вилен Валентинович, сейчас я покажу вам одну вещицу, - Борис Николаевич достал из кармана знакомую мне фотографию. - Скажите, вы можете прокомментировать, кто на ней изображён?
- Да, конечно. Это наши сотрудники, а впереди Наталья Ивановна, хотя лицо несколько смазано… Как эта фотография попала к вам?
- Фотография была найдена в логове бандитов-похитителей.
- Что вы говорите…
- НИИ №12 - учреждение закрытое, но вы пустили к себе иностранную делегацию. Почему?
- Видите ли, Борис Николаевич, наш институт фактически полугосударственный - переведён на полный хозрасчёт. А министерские деньги до нас идут долго, с задержкой.
- Но при таких контактах продавать что-либо передовое негоже: стране дороже выйдет.
- Мы продаём разработки, предварительно согласовав их с курирующими нас государственными структурами.
- Хорошо. Расскажите, чем занималась Уварова.
- Понимаю, - вздохнул хозяин кабинета. - Вы, Наталья Ивановна, поступили в институт, если мне не изменяет память, в 1999 году; то есть работаете здесь без малого пять лет. Успехи ваши я считаю весьма весомыми. В последний год мы и ещё несколько человек интенсивно работали над выполнением заказа одного силового министерства. Тема засекречена, но вкратце скажу: работа касалась космической навигации. В настоящее время можно без натяжки утверждать: кто владеет средствами связи и навигации, тот владеет миром. Новейшая информация на эту тему должна распространяться сегодня, как мы шутим, со скоростью света, в противном случае государство останется без защиты... Вы, Наталья Ивановна, исключительно ответственный человек, хотели защитить кандидатскую диссертацию… Коллектив в основном женский, дружный, никаких ссор или недоразумений. Впрочем, если вы на меня не сердитесь за последний разговор накануне вашего отпуска.
- А что тогда случилось? - насторожилась я.
- Накануне вашего отъезда вы допустили несколько ошибок в работе. Правда, некритических. Вообще, по поводу этих досадных ошибок между нами произошёл достаточно острый разговор, который вас очень расстроил.
- Вилен Валентинович, - вмешался Коновалов. - Скажите, чем Наталья Ивановна объяснила появление ошибок?
- Плохим сном. Нервами. Позднее от её подруги, Вероники, я узнал более точную причину: по вечерам ей стал звонить по телефону незнакомый мужчина. Позвонит - и трубку положит.
- А когда Наталья Ивановна уже находилась в отпуске, у вас на работе имели место подобные звонки?
- Один звонок я помню.
- Что вы сказали звонившему?
- Сказал, что Наталья Ивановна с 12 мая не работает. Видите ли, звонивший представился её родственником.
- А про то, куда Уварова собиралась ехать, говорили?
- Нет. Про поездку я узнал гораздо позже - от сотрудников.
- Хорошо. У меня к вам, Вилен Валентинович, вопросы ещё имеются, но наедине. А пока предлагаю организовать встречу блудного члена вашего коллектива с самим коллективом.
Озеров немного повеселел:
- Наталья Ивановна, сейчас я вызову по громкой связи вашу лучшую подругу, Веронику.
Через минуту в дверь постучали.
- Вот и она, - обрадовался шеф.
В кабинет вошла высокая дородная женщина, одетая в мини-юбку, не слишком идущую для дам подобной комплекции. «Вот чёрт, и это моя подруга!» - хотела я выругаться про себя, но не успела: Вилен буквально подпрыгнул в кресле и, выбежав на середину комнаты, произнёс скороговоркой:
- Извините ради бога, это ко мне... Сонечка, солнышко, у меня очень важное дело. Встретимся вечером…
За дверью вдруг послышался шум, словно в кабинет направлялась целая делегация. И действительно, помещение быстро заполнилось женщинами. Они окружили меня, причём каждая почему-то старалась дотронуться до моей одежды.
- Вы кто? - я разинула род от удивления.
Толпа тут же притихла; из неё «вынырнула» небольшого роста шатенка и тихо проговорила:
- Меня зовут Вероника. Наталья, ты не узнаёшь никого из нас? Больше месяца назад ты уехала в отпуск. Отпуск закончился, но ты не появлялась, и мы стали волноваться. Что произошло?
- Минуточку, - Борис Николаевич твёрдым тоном обозначил себя как главного в этой толпе. - Вызвана была лишь Вероника, а прибыла целая делегация. Похоже, Вилен Валентинович, в данном учреждении информация действительно распространяется со скоростью света… Уважаемые сотрудники, идёт следствие, никаких объяснений мы вам пока дать не можем. У Натальи Ивановны амнезия - она ничего не помнит. Кто хочет внести посильную лепту в процесс её выздоровления, записываемся у секретаря. Выслушаем всех. В кабинет вызовем в порядке очереди. Вот с вас, Вероника, и начнём.
Женщины нехотя потянулись к выходу.
- Скажите, Вероника…
- Валерьевна.
- Вероника Валерьевна, вы давно знаете Наталью Ивановну?
- Почти пять лет. Как только она появилась в нашем институте.
- И вы сразу подружились?
- Конечно. Наташка - прекрасный человек: всем всегда поможет, расскажет. Частенько организовывала праздники. Душа коллектива.
- А когда Наталья Ивановна приняла решение ехать в Сочи?
- Буквально за день до самого отъезда. В агентстве появилась «горящая» путёвка.
- Кто, кроме вас, знал о предстоящей поездке Уваровой на юг?
- Как минимум ещё три человека. Да вы сами видели только что - от коллектива ничего не скроешь.
- Вы присутствовали при отъезде Натальи Ивановны?
- Да. Теперь надолго запомнится мне этот злополучный день. Мы проводили Наташу в отпуск; ещё посмеивались: не приезжай без жениха.
- Ничего подозрительного тогда не заметили?
- Нечего.
- Вилен Валентинович сказал, что примерно за месяц до отъезда Натальи Ивановны ваш институт посетила иностранная делегация. У вас не возникло в их отношении какого-либо подозрения?
- Возникло. После переговоров с нашим руководством гостям разрешили пообщаться с ведущими специалистами; но лично у меня сложилось мнение, что эти люди не имеют отношения ни к бизнесу, ни к науке. Неестественные какие-то: о себе ни полслова, а о других выспрашивают всё подробно. Нашими бытовыми проблемами интересовались.
- Наталья Ивановна не говорила вам о каких-то странных звонках ей домой?
- Как-то раз обмолвилась. Вроде бы мужчина ей звонил, но сказал, что ошибся номером. А потом ещё кто-то звонил несколько раз, но просто по-хамски вешал трубку. Эти последние звонки её напугали.
- Вероника Валерьевна, вы бывали дома у своей подруги?
- Конечно. Перед отъездом Наталья даже оставила мне ключи от неё. Первую неделю я ходила регулярно - проветривала, убирала пыль. Но потом перестала.
- Потому? Квартира находится далеко от вашей?
- Нет, Наташина квартира почти рядом с моей… Понимаете, муж стал плохо относиться к моим отлучкам.
- Кстати, Вероника Валерьевна, у вашей подруги был муж?
- Как вам сказать, и да, и нет…
- Не понял…
- Понимаете, «вживую» этого человека я никогда не видела: он, по словам подруги, почти всё время находился в длительных командировках. Вот в загсе они точно не расписаны… Но примерно месяца четыре назад Наталья призналась, что фактически с мужем не живёт.
- Уварова не рассказывала вам о каких-либо семейных ссорах?
- Про ссоры не говорила. Иногда прорывалась обида на длительное отсутствие мужа.
- И за все годы вашей дружбы вы никогда не видели этого человека хотя бы на фотографии?
- На одной фотографии видела.
- Где это фото?
- У подруги дома.
- А как звали мужа Уваровой?
- Наталья звала его Андреем.
Борис Николаевич и Павел одновременно и многозначительно поглядели на меня и друг на друга.
- Ещё родственники, кроме мужа, у Уваровой есть?
- Вроде бы нет. К тому же она воспитывалась без родителей. Возможно, родственников можно найти в деревне, где Наталья родилась, но я не помню названия этой деревни.
- Спасибо, Вероника Валерьевна. Вы не против после работы составить нам компанию: мы бы хотели осмотреть квартиру Натальи Ивановны.
- Конечно, конечно...
Майор успел ещё поговорить с Озеровым один на один, но стрелки больших настенных часов неумолимо приближали конец рабочего дня.
- На сегодня неплохо, - подвёл итог Борис Николаевич. - Надеюсь, осмотр квартиры даст дополнительную пищу для размышления. Пора снова посылать за Вероникой.

=

Долго искать дом по указанному Вероникой адресу не пришлось - обычная девятиэтажка, каких немало успели построить ещё в советское время. Лифт почему-то не подавал признаков жизни, и мы поднялись на пятый этаж пешком.
- Постойте вот здесь на всякий случай, не подходите близко к двери, - попросил майор. - Мало ли…
Мы дружно затаили дыхание. Слышали, как непослушный ключ со скрипом поворачивается в замочной скважине. Дверь издала непривычный звук, будто ранее что-то к чему-то приклеилось, а теперь это «что-то» пытались отодрать. Прошла ещё пара минут тревожного ожидания, пока на площадке не «нарисовался» Борис Николаевич:
- Чисто.
Мы осторожно вошли в пустую квартиру. В нос ударил застоявшийся воздух, характерный для необжитых чердаков и подвалов. И духота, тяжёлая, удушливая, буквально обволакивала, не давая вздохнуть полной грудью.
- Смелее, Наталья Ивановна - чувствуйте себя, как дома, - сделал попытку пошутить майор. - Можно открыть форточки. Только не дотрагивайтесь ни до чего, пака мы с Павлом колдуем на предмет отпечатков пальцев... Похоже, здесь побывал кто-то, помимо хозяина.
- Вам помочь? - спросила я в нетерпении.
- Помогите: присядьте на диван, чтобы не затоптать последние улики - правдивая картина событий нужна нам, как воздух. И отдохните. Ведь вы, младший оперуполномоченный, ещё не привыкли работать без выходных. Тем самым сбережёте свои ноги - в чём-чём, а в них вы правды не найдёте уж точно… Кстати, Вероника Валерьевна, вспомните, пожалуйста, все ли вещи на месте?
- Вы знаете, кажется ничего не пропало.
- Кажется, не пропало или всё-таки пропало?
- Точно! Фотографии нет!
- Какой фотографии?
- На которой были сфотографированы Наташа и её муж во время туристического похода. Она вот здесь, за стеклом книжного шкафа, находилась.
- Странно. Почему злоумышленников заинтересовала какая-то фотография? Цветная хоть?
- Цветная. Ей не менее пяти лет.
- Почему так решили?
- Сколько мы знакомы с Натальей, она никогда не выезжала ни в какие турпоездки. Да и на фотографии она выглядит явно помоложе.
- А муж какой из себя? - перебила я подругу.
- Красивый. Русские черты лица, усы, небольшая бородка, совсем как у настоящего туриста. Наталья говорила, что это единственное фотографическое изображение Андрея: он ужасно не любил сниматься.
- Почему? - удивилась я.
- Бог его знает. Он был необщительным, скрытным. Я ведь даже фамилию его не знаю, а «Уварова» - твоя девичья фамилия.
- Придётся заняться этим Андреем, - заключил Борис Николаевич, - но сейчас меня больше беспокоит фотография. Кажется, я догадываюсь, зачем она понадобилось злоумышленникам.
- Зачем? - спросили мы одновременно с Вероникой.
- Эта история начинается не с вашего, Наталья Ивановна, появления в больнице, а гораздо раньше - в этом городе, в НИИ №12. В начале апреля в институт приезжает иностранная делегация якобы для заключения выгодных контрактов на разработки в области связи. При этом члены делегации стараются установить неформальные отношения с сотрудниками, фотографируются с ними «на память», справляются о бытовых условиях. Но на самом деле «гости» интересуются лишь теми, кто обладает «ноу-хау» в особо актуальных областях техники. К сожалению, первым кандидатом на роль такого сотрудника эти господа выбрали вас, Наталья Ивановна.
Вы отнюдь не случайно попали в объектив фотоаппарата: злоумышленникам требовалось ваше лицо. Они звонили несколько раз домой, уточняя нахождение «объекта слежки». Похищение назревало. Но они перестарались: Наталья Ивановна, угнетаемая телефонными звонками, неожиданно уезжает в отпуск в неизвестном направлении. Конечно, несостоявшиеся похитители могли бы просто подождать, когда их потенциальная жертва вернётся обратно, но, очевидно, они не располагали временем и потому решили найти вас на курорте. Возможно, для этой цели злоумышленники созванивались с некоторыми сотрудниками института для получения интересующей информации.
Планируя новое похищение, похитители допустили «прокол» в своей работе: изображение Натальи Уваровой на фотографии вышло несколько размыто - так можно по ошибке и другого выкрасть. Что делать? Зная адрес Уваровой, злоумышленники проникают в её дом и выкрадывают семейную фотографию. Эта фотография сыграла с ними злую шутку: дело в том, что Наталья Ивановна изображена там в то время, когда была явно моложе, и в гостинице при похищении бандиты всё же перепутали настоящую Наталью с девушкой, просто похожей на неё. Похищенной оказалась ваша будущая духовная сестра, Наталья Петровна Ильина. Что произошло дальше, вы уже знаете.
- А что было дальше? - спросила изумлённая Вероника.
- О, это долгая история - расскажу, как только ребята закончат разбираться с квартирой, - успокоила я подругу.
- Мы, собственно, уже закончили, - отозвался Борис Николаевич. - Сейчас протокол осмотра дописываю… Извините, Вероника Валерьевна, вы где живёте?
- Квартира 44. Это в соседнем подъезде.
- Телефончик, девушка, оставьте нам, - попросил Павел.
- Молодой - знает, что попросить, - улыбнулся Борис Николаевич. - Протокол составлен. Вероника Валерьевна, Наталья Ивановна, Павел Вячеславович, прочитайте и, если всё верно, подпишите… Очень хорошо. Наталья Ивановна, просьба: выделите, если вас это не затруднит, место в вашем доме для своего охранника; находиться одной вам пока небезопасно. А сейчас должен откланяться: нужно отчитаться перед начальством и ещё много чего сделать. Ночевать уеду в гостиницу. До завтра.

- …Да, вспомнила, - спохватилась я, когда Борис Николаевич ушёл. - Я обещала сестре и друзьям сообщить свои координаты. - Как тут со связью?
- Связь очень плохая: уже два года пытаются пустить подстанцию. Для междугородных разговоров приходится бегать на почту. Она недалеко отсюда.
- А не сходить ли нам туда прямо сейчас? Заодно и местные окрестности осмотрю - вдруг что вспомню.
- И по пути ты расскажешь мне детали. Не все, конечно, а те, о которых говорить не запрещено.
- Договорились, Вероника. Паша, ты с нами?
- Странный вопрос.
Через пять минут наша троица выплыла из подъезда. Я начала свой рассказ. Верка, вначале недоверчиво-укоризненно глядевшая на меня, вскоре примолкла, восклицая попеременно то «ничего себе!», то «не может быть!». Очевидно, эта история впечатлила её, и мы едва не пропустили цель своего похода.
Внутри отдела связи обстановка оказалась поистине спартанской: видавший виды столик, пара стульев, небольшое окошечко для оператора и почти столь же крохотная телефонная кабинка. Присев с опаской на шаткий стул, я достала оранжевый блокнотик, подаренный накануне Анастасом, и, глядя в него, старательно вывела текст телеграммы для Ильиной с указанием обратного адреса и телефона.
Потом почти машинально перевернула блокнотную страничку. Задумалась.
- Как дела? - спросил слегка вздремнувший Павел.
- Всё в порядке. Но мысли одолевают… Вот открыла страницу и читаю «Петров И.И., профессор этнографии»…
- А, история с Лунным камнем? Слушай, позвони этому профессору.
- Если хочешь звонить в Москву, лучше делать это отсюда: в городе ещё неизвестно, когда нормальную связь установят, - посоветовала услышавшая наш диалог Вероника.
Немного поколебавшись, я заказала разговор с Москвой.
- Алё, - ответил женский голос на другом конце провода.
- Здравствуйте. Позовите, пожалуйста, профессора Петрова.
- Профессор уехал.
- Куда?
- Не знаю.
- А когда он уехал?
- Недели четыре назад.
- Вы его родственница?
- Нет, наша семья снимет здесь квартиру.
- Но вы же передаёте ему деньги за проживание.
- Мы оплатили проживание за полгода вперёд и больше его не видели.
- Значит, с ним никак нельзя связаться?
- К сожалению, нет.
- Скажите, профессор не говорил, когда вернётся?
- Не говорил. Может, ему передать что-то, когда он появится?
- Нет, спасибо. Извините.
Я разочарованно повесила трубку и вышла из кабинки. По моему кислому выражению на лице уже было понятно: попытка не удалась.
Когда мы уже подходили к дому, я вдруг не выдержала:
- Какого лешего мне не везёт! Позвонила бы раньше. Мы с друзьями уже почти распутали этот клубок тайн, но эта тайна, как скала - не подступиться. Даже из параллельного мира подсказывают: узнай больше про Лунный камень, узнай. А мы ещё раздумываем, о чём речь идёт.
- Не переживай, - пожалел меня Павел, - Икс тебе чётко говорил: это не самое главное. Кроме того, ты уверена, что профессор сможет тебе сообщить нечто новое?
- Павел прав, - подтвердила Вероника. - Самое главное для тебя сейчас - это встречи с людьми. Надо развивать память… Садись на скамейку, сейчас стану рассказывать тебе о соседях. Видишь женщину с девочкой? Это баба Катя с внучкой. Вы с ней каждую весну на субботник выходите. А вон тот мужчина, что на балконе копается, наш домовой слесарь, Слава.
- А что это за смешной старичок с палочкой и в шляпе?
- Почему смешной?
- Борода и очки у него смешные: они его сильно старят; а ведь старичок энергичный - не горбится, да и палочкой почти не пользуется.
- Ты его не знаешь - он из соседнего дома. Такой вежливый, интеллигентный. Он сюда приезжает к сыну. А нынче уже долго загостился - почти месяц.
Старичок поравнялся с нами и вежливо снял фетровую шляпу, обнажив лицо с родинкой на щеке:
- Здравствуйте, молодые люди.
- Добрый вечер, - отозвалась Вероника. - Как ваше здоровье, дедушка.
Пожилой улыбнулся:
- Общаясь с вами, я просто оживаю на глазах. Свежий воздух и общение с молодёжью - наши самые действенные и к тому же бесплатные лекарства.
«Лекарство», по-видимому, подействовало мгновенно, ибо старичок подтянулся, взял свою ставшую ненужной палку под мышку и зашагал бодрой молодцеватой походкой. Глядя ему вслед, мы долго смеялись…

=

«2 июля. Вероника уже два часа как ушла домой… Душ освежает, но все равно жарко. Раздеться в форму «ноль» не могу: в соседней комнате Павел. Нашла в шкафу какие-то нелепые шорты и футболку - так и хожу. Завтра, пожалуй, надо сделать генеральную уборку: в квартире пыль толщиной в палец. Думала, Паша напомнит о моём обещании по проведению «секс-ликбеза», но, слава богу, он заснул уже в десятом часу: ребёнок - он и есть ребёнок. Наверное, и мне пора на боковую, но почему-то не спится…»
Записав последние строчки в дневник, я легла на диван, задумалась и лежала так, пока дневник не свалился с шумом на пол.
Я интуитивно посмотрела на часы. 11 ночи - неужели так поздно?
Ещё битый час я отчаянно пыталась внушить себе, что хочу спать, всячески крутила и вертела душную подушку. Но божественный Морфей, наверное, и сам давно спал - во всяком случае, появляться в спальне незнакомой ему женщины, лежащей на истерзанной от жары простыне, не спешил.
Зазвонил телефон. Я подняла трубку.
- Вечер добрый, Наталья Ивановна, - послышался голос Бориса Николаевича. - Я разбудил вас?
- К счастью, до сна не дошло.
- Как ваши дела?
- Завела знакомство с несколькими ранее знакомыми. Я понятно выражаюсь?
- Для меня вполне понятно. Продолжайте, не останавливайтесь на достигнутом.
- Да, конечно.
- А почему так неуверенно говорите? Ведь всё идёт по плану. Вот и у меня неплохие новости; завтра встретимся - расскажу.
- А если завтра мы упустим нечто важное?
- Какая муха вас укусила? Почему не спите?
- Во мне сейчас борются два начала: женская интуиция, которая пытается что-то сказать, и грубая логика, зажимающая ей рот.
- Хм, такое случается... Рекомендую «Второе правило чекиста».
- Всё шутите. Какие там правила - я и первое-то правило не запомнила.
- Зря. Первое правило чекиста говорит следующее: «То, что ударяет в голову первым, как правило неверно».
- Ах да! Ну, а второе?
- А второе правило чекиста гласит: «Не забывай о том, что ударило в голову первым - истина где-то рядом». Не спешите, проанализируйте детально сегодняшний день: обрывок фразы или взгляд незнакомца могут оказаться ключевыми. Впрочем, к чему это я вам советую в такое позднее время. Спокойной ночи.
- Спокойнее видали.
Да, пожелать «спокойной ночи» легко, подумала я с сарказмом… Но раз умная моя головушка всё равно не спит, не воспользоваться ли ей? Итак. Чем мы занимались сегодня? Мы были в четырёх местах: в институте, дома, на почте, а также около часа сидели на лавочке перед домом и подглядывали за соседями… Нет, так не пойдёт: слишком много информации, до утра не переварить. Тогда зайду с другой стороны - задам себе детский вопрос: то, по поводу чего я переживаю, вызывает скорее положительные эмоции или скорее отрицательные? Скорее положительные. Хорошо. Теперь надо вспомнить, когда у меня поднялось настроение. В институте? Дома? На почте? Нет, там события меня не радовали. Лишь во дворе нас рассмешил один пожилой чудак. Попробую представить себе ситуацию. Вот старичок идёт к нам… В руке обычная палочка… Бодренькая походка человека, который хочет казаться молодым… Затем он снимает шляпу, здоровается, смотрит на меня... Приветливый взгляд, умные глаза, интеллигентное лицо в морщинках… Чертовщина какая-то.
Я повернулась на живот. Дневник, упавший на пол, был открыт. Не знаю, почему, но мой полусонный взгляд невольно выхватил из него строчку:
«ЛИЦО ЧЛОВЕКА МОЖЕТ СКАЗАТЬ ВАМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ ВМЕСТЕ ВЗЯТОЕ».
Интересная фраза. Когда я её записала? Ах да, Андрей Владимирович однажды произнёс её, переодевшись для конспирации в пожилого мужчину. Между прочим, чтоб я тогда его сразу не узнала, он тщательно прикрыл свою физиономию головным убором. Лицо… Нет, надо ещё раз прокрутить сегодняшний эпизод в памяти… Вот старичок ковыляет, снимает шляпу - и я вижу его лицо… Оно добродушно, открыто… Смотреть на него приятно, и в то же время забавно: оно какое-то не мужское… Старик широко улыбается, и на его левой щеке вырисовывается маленькая тёмная родинка…
Что-то с силой кольнуло меня в сердце, и я застыла, поражённая невероятной догадкой…

=

- Верка, я просто дура!
- Могла бы ни и не говорить: так понятно.
- Почему понятно?
- А ты хоть знаешь, сколько сейчас времени?
- Ах да, извини…
- Ладно уж. Но по твоему тону можно предположить, что ты сделала великое открытие. Рассказывай.
- Верка, я просто дура!
- Заладила: дура, дура… Короче.
- Верочка, кажется, мы нашли нужного нам человека. Скажи, как зовут того старичка, который сегодня поздоровался с нами.
- Иван Иванович. Фамилии не знаю.
- Это тот самый профессор Петров, которого мы не застали в Москве.
- Ты с ума сошла.
- Да нет же, всё сходится. Смотри: приехал примерно месяц назад, интеллигентный… Анастас рассказывал, что у него родинка на щеке. Да и зовут Иваном Ивановичем…
Молчание.
- Вера, алё!
- Не кричи - всех моих домочадцев разбудишь… И не перебивай, когда я думаю, - ответил сонный голос.
- Надо обязательно сходить завтра к старичку. Как ты считаешь? Если это он, его надо расспросить о Лунном камне. Если моё предположение верно, нам безумно повезло -  это ещё один шанс больше понять подноготную всей этой загадочной истории. Ты меня слушаешь?
Молчание.
- Вера.
Молчание.
- Алё!!
- А? Что? Опять кричишь? Ну, задремала я - так сразу и кричать надо? Завтра у Озерова возьмём отгулы, и сходим к Ивану Ивановичу вместе. Согласна?
- Ты настоящая подруга. А я просто… Нет, нет я ничего не сказала. Хороших тебе снов, Вера.
На этот раз в трубке не молчали - оттуда доносилось мерное, ровное сопенье.
Прошло пять минут. Я спала спокойно и безмятежно. Морфею, должно быть, стало стыдно, и он, наконец, вспомнил обо мне.


Рецензии