Глава 18. Дознание профессора Петрова, или о чём п

Необычайные приключения двух сестёр Наташ и их друзей.

Глава 18. Дознание профессора Петрова, или о чём проговорился мистер Икс.

«10 июля. Сегодня суббота, на работу выходить не нужно. Впервые за последнее время почувствовала, что такое настоящая усталость от занятия наукой. Скучаю по всем друзьям сразу и удивляюсь, как какой-то месяц - другой назад могла обходиться без них. Память на технические знания восстанавливается, случаются даже озарения. Но это всё не то: цифры не могут заменить людей… Звонил Иван Иванович Петров - интересовался здоровьем. Спасибо ему. Он да ещё Вероника - вот и все близкие, которые у меня есть».
Я закрыла дневник и потянулась. Чем же мне сегодня заняться? Надо приготовить что-нибудь по рецепту Паши. К сожалению, к хорошей еде быстро привыкаешь, а отвыкать и надо бы, но ой как не хочется. Так и быть - диета подождёт до понедельника... Вечерком заскочу к Веронике - муж у неё придёт поздно, не помешаю. Промоем с ней косточки всем сотрудникам, включая Озерова с его «несравненной Сонечкой»... Эх, скукота! Раньше хоть иностранная разведка беспокоила, а сейчас…
В соседней комнате, кажется, зазвонил телефон.
- Здравствуйте, уважаемая Наталья Ивановна, - голос Ивана Ивановича звучал как обычно бодро. - Мне мой старческий ум вот какой совет дал: засиживаться в гостях, хотя бы и у собственного сына, некрасиво - пора к родному дому подаваться. А пока я собираюсь в путь-дорогу, на прощальную встречу с вами могу не успеть. Студенту перед экзаменом всегда не хватает времени. Вы понимаете меня? Поэтому приглашаю вас к себе на чашку чая.
- А ваш сын не станет возражать?
- Не станет: он со вчерашнего дня в отъезде и вернётся послезавтра.
- Хорошо, Иван Иванович. Когда лучше подойти?
- А зачем нам время тянуть? Прямо сейчас и приходите.

На дверной звонок профессор откликнулся сразу, будто караулил меня за дверью.
- Здравствуйте ещё раз, Иван И.., - последнее слово осталось с моей стороны непроизнесённым. И неудивительно: на пороге стоял вовсе не хозяин, а некто, гораздо более молодой. Я пригляделась.
- Смотрите, смотрите внимательно: а вдруг на знаменитость смахиваю, - не выдержал стоящий передо мной человек с родинкой на щеке и рассмеялся голосом профессора. - Впрочем, я за славой не гонюсь - от своей прятаться приходится.
- Это вы? А где усы? Где борода?
- Усы сегодня прописку сменили, а борода за усами увязалась… Я тут подумал: если с вас охрану сняли, значит и мне самому пора заканчивать с конспирацией. Да вы проходите, не стесняйтесь. Чай уже на плите. Или вы кофе предпочитаете? Пока я на кухне, посидите, посмотрите новые книги.
Я взяла первую попавшуюся книжку с красивым переплётом, полистала.
Вскоре появился профессор, выкатывая из кухни небольшой стол на колёсиках с полным чайным набором. Увидев моё сосредоточенное лицо, улыбнулся:
- Вам понравилась эта книга?
- Очень.
- А что в ней хорошего?
- Переплёт, картинки…
- Знаете, ваш честный отзыв я адресовал бы издателям. Замечено: беря в руки книгу, в первую очередь читатель ищет в ней картинку… Прошу за стол, не побрезгуйте. Между прочим, мои воспитанники любят чай «по-студенчески».
- Как это, «по-студенчески»?
- Не знаете? Тогда вот вам институтская задачка: сколько стаканов чая можно заварить, используя один чайный пакетик?
- Один, конечно.
- Мои студенты сделали иной вывод - до восьми. И я им верю: в этом вопросе они практики. Когда однажды пришлось мне в общежитии с ними чай пить, «дежурный», который отвечал за заварку, так прямо и заявил с серьёзным лицом: «Не глядите, Иван Иванович, что пакетик не новый, он ещё хороший - всего один раз использовался»…
А книгу для просмотра вы выбрали отнюдь не простую - мою любимую. Эх, если бы студенты интересовались хотя бы иллюстрациями в книгах, они, сами того не подозревая, многому научились бы… Вообще, в науке нельзя засиживаться «в девках» - надо «рожать» иногда. Не только открытия - учеников своих тоже. Да-да. Ведь ученики, которым доверяешь собственные знания - продолжатели твоего дела, и нужны они для той же цели, что и  дети в семье.
- Наверное, учащимся нравятся ваши лекции?
- Не всем. Лишь тем, кто планирует связать судьбу с наукой.
- А вы в науке давно?
- Лет пятьдесят - впору золотую свадьбу справлять. Я влюблён в неё, как в женщину, и готов часами рассказывать о её прелестях, сыпать в её адрес комплименты, льстить ей. Только не подкаблучник я, а поднаучник.
- Вы влюблены в этнографию?
- Странный вопрос. Каждый народ - свой язык, своё мировоззрение, своя загадка. Помните Спарту, легендарный город-государство?  Какие люди там жили! Сильные, бесстрашные. Стариков и женщин никогда в обиду не давали. Когда спартанец видел льва, то предпочитал не бежать, а сражаться, ибо бегство считалось позором. При этом не имело значения, обладаешь ли ты на момент опасности оружием или нет… Но мужественные люди не оставили после себя ни одного мыслителя, ни одного писателя или учёного. Если народ не может сохранять свою культуру, он обречён.
Иван Иванович отпил ароматного кипяточка и, переложив использованный чайный пакетик в другую чашку с кипятком, откинулся на спинку кресла:
- Наталья - разрешите мне вас так называть - вы импонируете мне как личность, а я, поверьте, не общаюсь с теми, кто мне неинтересен. Ужасно хочется помочь хорошему человеку, попавшему в затруднительное положение. И сейчас, если не возражаете, мы попробуем провести дознание о вашем загадочном знакомом, Иксе.
Несколько дней после посещения вашей компанией моей скромной обители, я посвятил раздумьям над этим странным физическим феноменом. Созвонился с несколькими московскими специалистами, используя старые связи. Не подумайте: в советские времена доблестные служаки в науке занимались не обслуживанием местного партийного отдела по идеологии - работали в поте лица. Параллельно же с основной деятельностью настоящие учёные вели исследования, которые могли бы пролить свет на природу многих загадок, необъяснимых с точки зрения современных исследователей. И вот что сообщили мои друзья.
Формально ваш знакомый, Андрей, рекомендовавший критически относиться к советам невесть откуда взявшегося «собеседника», прав - нельзя терять бдительность. Но ваш потусторонний «собеседник», мистер Икс, кажется, чересчур застенчив: он ничего не просит. Если бы хозяин этого Икса, имел дурные намерения, его бы не остановили моральные тормоза. Поэтому спешу успокоить: человек Икс зла вам не принесёт.
Правда, имеется ещё одна причина, по которой вы находитесь в относительной безопасности от каких-либо подсознательных команд извне: вы обладаете в некотором роде экстрасенсорными способностями и можете уверенно контролировать себя. Проявлений женской интуиции у себя никогда не замечали? Хотя, если и замечали, не советую задирать нос: данные способности представлены только как задатки. Иными словами, талант есть, но требует усиленной тренировки. Подобными качествами обладают не более трёх процентов всех людей; но, опять же повторюсь, в полной мере они могут проявиться лишь после приложения значительных тренировочных усилий.
- Извините, но как вы узнали о моей экстрасенсорной способности?
- Есть ряд признаков. Но сразу предупреждаю: что это за признаки, я вам не скажу.
- Почему?
- Понимаете, говоря о любом природном феномене, сколь бы красиво он ни выглядел, я не могу утверждать ничего без каких-либо доказательств; а ваш экстрасенсорный потенциал основан на положениях, ещё не признанных классической наукой.
- Но откуда эти способности у меня?
- Вероятно, передались по наследству. Вам нужен опытный специалист, коим я не являюсь. Но мне хотелось бы перенести акцент нашей беседы на другую тему.
- Как? У меня обнаружились ещё какие-то способности?
- Нет, с вас хватит существующих. Я о другом. О некоем отличительном знаке, который, по мнению Икса, отличает вас от других людей.
- Мне кажется, это полная бессмыслица.
Профессор поднялся и прошёлся по комнате, взглянул на меня, прищурившись:
- Мелочь, говорите? А помните, Наталья, как вы меня разоблачили? Уж как старик Петров таился: уехал к сыну, никому ничего не сказав, усы-бороду отпустил… Но пришла женщина, которая его даже в лицо никогда не видела и сразу же узнала. А почему? Всего лишь родинка на щеке, маленькая почти незаметная родинка…
- Но, Иван Иванович, уж очень всё туманно у Икса. Он не любит категоричных ответов и уходит от них, как скользкая рыба. Не лучше ли было бы подловить его на чём-то другом, более определённом?
- Увы, к этой «рыбе» у нас пока нет другой зацепки.
- А вдруг он наврал про знак? Какой смысл Иксу вообще выдавать свои секреты?
- Скажите, Наталья, как бы вы поступили, если бы хотели подружиться с другим человеком?
- Наверное, доверила бы ему что-то своё личное.
- Вот вы и ответили на свой вопрос. Икс не может рассказать о своём хозяине всё, ибо, по его словам, разболтав всю информацию, он в дальнейшем сделает ваше общение невозможным. Но с другой стороны, крепкой дружбы без взаимного обмена тайнами тоже не существует. По-моему, тут вам просто повезло: сообщив о наличии тайного знака, Икс, как бы вам это сказать проще, по-дружески проговорился, что ли.
- Я поняла: он хочет, моей дружбы с ним и с его хозяином. И своим признанием об особом тайном знаке он, конечно, меня заинтриговал. Но каково мне? Ведь я всё равно не знаю, что собой представляет этот знак.
- Давайте подумаем вместе. Он должен выделять вас из толпы. Возможно, это особая примета, необычная способность... Причём данный знак должен сближать вас с хозяином Икса. Подумайте. Дабы мысли ваши не путались, советую изложить их в письменном виде. Вот вам ручка, вот лист бумаги. Представьте себя в роли обычной студентки, сдающей экзамен.
Почти на цыпочках Иван Иванович вышел на кухню.
Я сосредоточилась, как только могла. Задача была из разряда «иди туда, не знаю куда».
Ну, какие такие у меня особенности, которых нет больше ни у кого? Страх, который может охватить так, что ноги бегут, сами не зная куда? Ха-ха! А вот ещё: люблю выпить коньяка, покутить в ресторане, поесть до коликов в животе, долго спать, бродить по дорогим магазинам, перемывать косточки знакомым… Фу, какая чушь лезет в голову. По-видимому, сегодняшний экзамен по выявлению личных особенностей я сдам «на двойку». Ух, жарко... Или я вспотела над этими ответами, или хулиганы батареи включили.
Бросив исчёрканный листок бумаги, я встала, подошла к кухне и… чуть не подавилась от смеха: профессор с энтузиазмом колдовал над каким-то блюдом, при этом приплясывал и напевал себе под нос. Этому почтенному человеку уже 75, а со спины можно дать лет на двадцать меньше. Я приоткрыла стеклянную дверь.
- Уже готовы отвечать? - откликнулся Иван Иванович.
- Не готова. Хорошие мысли почему-то не идут. Всё без толку, только вспотела.
- Тогда освежитесь.
- А удобно?
- Лишь бы толк был. Пойдёмте, я вам всё покажу…
Душ в летнюю жару - просто чудо! Особенно когда вода мягкая.
Я протёрла запотевшее зеркало и, засмотревшись на себя, подумала: «Надо же, профессору уже восьмой десяток, а как моложаво выглядит. Он, естественно, представляет меня своей студенткой. А сколько, наверное, этих студенток плакало от его пятёрок...»
Зеркало покрылось «испариной» - пришлось помочь ему, дабы оно не представляло из себя бесполезную стекляшку в рамке.
И вдруг я увидела «это»… Оно находилось на левой груди. Сначала была заметна лишь небольшая слегка покрасневшая полоска; затем, после усиленного растирания кулаком, появилась вторая, третья… С каждой секундой изображение вырисовывалось всё более чётко, пока не приобрело очертания небольшого, с полпальца, квадрата с кружком, вписанным в этот квадрат. Дрожа от волнения, я кое-как накинула платье, выскочила из ванной и распахнула дверь на кухне.
- С лёгким паром, - Иван Иванович обернулся, очевидно заметив меня боковым зрением. - Вы дышите так часто, словно минуту назад удирали от живого льва, а вот спартанец по дороге явно не попался… Что с вами, сударыня?
- Всё в порядке - я его нашла…
- Кого?
- Особый знак. Он на груди…
- На какой ещё груди?
- На левой. Иван Иванович, торопитесь: он может исчезнуть!
- Да объясните же мне, в чём дело.
- Особый знак, который мы искали, находится на моей левой груди. Он проявился от горячей воды.
Профессор вытер пот со лба, замазав лицо сажей и, не глядя в мою сторону, тихо, но внятно изрёк:
- Тогда показывайте… э-э… свой ответ.
Ну вот, а ты сомневалась, пронеслось в моей голове: профессоров без обожаемых ими студенток не бывает. В противном случае они ненастоящие.
Я обнажила левую грудь.
Иван Иванович кашлянул, взял со стола очки, затем неловко, не поворачивая шеи, развернулся ко мне всем телом и, наконец, наклонился, приставив очки к глазам:
- Нет, так ничего не увидишь. Пойдёмте в рабочий кабинет.
Соседняя комната, заполненная книгами и бумагами до самого потолка, по всей видимости, и играла роль рабочего кабинета. Над столом свисала огромных размеров линза, напоминающая глаз гигантского чудовища.
- Присядьте-ка сюда, - профессор указал жестом на стул. - И примите, пожалуйста, то положение, которое вы имели минуту назад. Если сможете, постарайтесь не шевелиться.
Иван Иванович включил дополнительный светильник, запасся карандашиком, бумагой, линейкой и  придвинул страшный глаз ко мне.
«Интересно, какого размера грудь видит сейчас профессор?»

=

Иван Иванович поставил на блюдце чашку чая и виновато улыбнулся:
- Вы уж простите великодушно старика; мой солидный возраст уже заглядывает в детство, и скоро вместо любовных чувств останется лишь одно - смесь страха и любопытства от созерцания прекрасного.
- Спасибо за комплимент. Зато у вас большой жизненный опыт.
- О! О моих похождениях и приключениях друзей можно смело писать книги.
- Так напишите.
- Что вы, уже поздно: многое просто забыто. Даже имена и лица лучших друзей постепенно выветриваются из памяти. А вот вам я настоятельно рекомендую сотворить что-нибудь этакое задорное: у вас слог хороший, логика есть… Почему бы не описать ваши приключения?
- Ага. Например, рассказать о сегодняшнем дне, одно воспоминание о котором ещё долго будет вгонять меня в краску.
- Помилуйте, зачем же приземлять событие? Опишите его с юмором, приврите немного… Загадки окружают нас - надо только научиться их замечать и не пугаться. Вот полюбуйтесь на свой рисунок, сделанный вами час назад, когда думали над заданием. Что видите?
- Прямые линии, выходящие из одной точки.
- О бог мой, это же душ! Не признаёте? Ваша интуиция подсказала, что надо делать! И вы всё ещё сомневаетесь в необходимости книги?! Поймите, потомки не должны лишаться удовольствия от чтения рассказов с такими сюжетами.
- Хорошо, я подумаю.
- Люблю, когда молодые люди думают… Да, за разговорами, мы забыли о вашем знаке. По всей видимости, квадрат и кружок внутри данного квадрата - это и есть тот самый отличительный знак, о котором проговорился Икс. Представляет собой подкожную татуировку. Такого рода татуировка появилась лет десять назад, но распространения не получила по банальным причинам: она невидима, поэтому ей нельзя похвастаться.
Зато газеты писали, что некоторые тайные агенты спецслужб делали себе нечто подобное. Представляете, как удобно: никаких документов для идентификации личности не требуется. Проверил коллегу - и если татуировка при нём, то всё в порядке. Естественно, тащить для этой цели напарника в ванну не надо - рисунок проявлялся под действием особых реактивов.
- Я что же, работала на разведку?
- Почему нет? Но я бы не отвергал также и любовный фактор.
- Любовь? С какой стати?
- Обратите внимание, Наталья: знак находится на вашей левой груди. Против сердца. Да и, согласитесь, любовь умирает от однообразия, её надо всячески подогревать неординарными действиями, окружать тайной.
- Если причина появления знака романтическая, то у влюблённого в меня человека должна быть подобная же татуировка.
- Это весьма вероятно.
- Кстати, Иван Иванович, а где предпочитают делать татуировки мужчины?
- Кроме места на груди - по той же причине, что и женщины - мужчины любят делать их на руке: рука олицетворяет силу, мужество.
- А что можно сказать о форме знака?
- У меня в библиотеке имеется прекрасная монография о татуировках, с иллюстрациями.
Профессор наскоро порывшись в бескрайнем море книг, безошибочно снял с полки увесистый том:
- Взгляните на татуировки народов севера Африки - знак почти один к одному с вашим. А вот и пояснение: круг обозначает солнечный диск, а квадрат - нечто вроде колодца.
- Какой же вывод вы делаете из этого?
- Вы были близко связаны с человеком, который длительное время жил в одной из стран северной части Африки. Проникшись местной культурой, он вам сделал данную отметину. И скорее всего, себе тоже. Таким образом, наша задача немного упростилась: надо найти мужчину, обладателя татуировки в виде квадрата и кружка.
- Как хочется разгадать эту последнюю тайну!
- Ничего не бойтесь. Смелее идите к цели. Найдите этого человека…

…Деревья, заслоняя меркнущий солнечный свет, медленно проплывали мимо, и листья на ветках, повинуясь ветру, слегка задевали лицо. А откуда-то сверху, всё не умолкал голос профессора Петрова:
- Найдите этого человека, Наталья, обязательно найдите. Ведь ваше будущее связано только с ним. Если этим человеком окажется ваш Андрей, простите ему всё. Если это другой, примите как должное. Я просто уверен: кем бы ни оказался ваш друг, он любит вас и потому обязательно даст знать о себе. Не позволяйте своей натуре расслабляться: спешите жить. А что до меня, то, поверьте, сегодня я счастлив, ибо стал одним из друзей в череде ваших необычайных приключений.


Рецензии