Георгиевская ленточка

Каждое утро прохожу мимо этой замечательной пары: пожилой мужчина в парадном пиджаке сидит на одной из лавочек на аллее, ведущей к площади Победы. Ветеран, на чьем пиджаке нет свободного места от орденов и медалей, устало опирается руками на палочку и внимательно смотрит на прохожих. У ног мужчины примостилась дворняжка. Рядом с ним ей спокойно и уютно.

Эта скульптура появилась пять лет назад и, как говорится, сразу завоевала любовь горожан и гостей города. Любители запечатлеть себя на фоне очередного памятника присаживаются рядом на лавочку, обнимают бронзовую фигуру ветерана, трут сверкающий носик дворняги. Иногда на скамейке оставляют пару цветочков…

Знают ли эти любители селфи, что прототипом героя, отлитого из бронзы, является реальный человек, житель Калужской области, в восемнадцать лет ушедший добровольцем на фронт, всю войну провоевавший на танке?

В последнее время мы много и красиво стали говорить о героизме, рассуждать о любви к Родине, увлеклись поиском крупиц толерантности в обществе.

А я горько усмехаюсь, когда тонированный со всех сторон «броневик» с красочной наклейкой на боковом стекле «Спасибо деду за Победу» или «Вы отстояли, мы защитим!» зло сигналит на пешеходном перекрестке какой-нибудь старушке, медленно пересекающей дорогу, или после дождя на бешеной скорости мчится по лужам и окатывает с ног до головы и без того мокрых прохожих.

А я с болью смотрю на привязанные к дворникам машин георгиевские ленточки, грязно-мокрые, потрепанные, выцветшие, болтающиеся длинным краем при движении.

О такой ли памяти думали те, кто дошел до Берлина или сгинул где-нибудь в болоте, кто погиб на поле боя или умер от ран, не дожив до Дня Победы? Наверное, они вообще не думали о том, что совершают подвиг, они просто защищали свой дом, своих родных и близких.

Мне жаль, что такой замечательный символ, как георгиевская ленточка, обесценился, как и все разговоры о патриотизме; что вся наша благодарность ветеранам, которых уже почти и не осталось, часто заключается только в ярких наклейках и ленточках, к празднику привязанных на дворниках или антеннах, как некий атрибут приобщения к великому.

Мне горько, что ветеранов мы вспоминаем только в День Победы, произносим слова благодарности. Но в словах этих подчас звучит фальшь дежурных фраз.

Но я испытываю радость, когда слышу чьи-нибудь гордые слова: «А мой дед воевал!» Мой дед тоже дошел до Берлина! Я – помню и горжусь!


Рецензии