Старый солдат

                СТАРЫЙ СОЛДАТ

     Бурятского учителя из Иркутской глубинки Германа Палыча забрали в армию на защиту Маньчжурского участка границы, когда ему было далеко за тридцать. Положение в войсках было очень тяжелым, но его не отправили на западный фронт, без него в части некому было вести бумажные дела. Солдат с высшим педагогическим образованием обеспечивал весь документооборот, офицеры были практически неграмотные, они даже не знали, кто такие буряты, для Германа это был главный показатель.

     Командиры не могли обеспечить провиантом своих молоденьких солдатиков, которые днём играла, как дети, а утром человек пять-шесть находили умершими от голода. И тогда командир части доверил оружие своему писарю, опытному сибирскому охотнику. Молодым оружие не доверяли, да и стрелять они не умели.

     И тогда Палыч стал в степи добывать сайгаков. Забьёт одного, обработает, сам съест свежую печень, взвалит тушу на плечо – и обратно в часть. Один раз за этим делом его застал патруль, который, увидев солдата азиатской внешности с окровавленным ртом, заподозрил в нём японского шпиона. Герман был доставлен в штаб вместе с трофеем, на его счастье там разобрались быстро и отпустили.

     Его служба на Восточном фронте продолжалась до конца войны. Потом он первой послевоенной дочке рассказывал сказку, как привёз её с войны в рюкзаке. А она никак не могла себе представить, как у неё торчала голова из рюкзака, наверное, болталась в разные стороны.

                Моголюты – Иркутск, август 2016 года.


Рецензии