Первые консулы. Война с Порсеной

1. Первый консулы. Луций Юний Брут

Личность первого римского консула 509 г. до Р.Х., само имя которого стало символом свободы и тираноборчества, уже в древности была окружена многочисленными легендами. Тит Ливий рассказывает, что Луций Юний, будучи на самом деле богато одаренным человеком, но желая сбить с толку своего подозрительного дядю (казнившего среди многих других его брата) прикинулся глупцом и почти что идиотом. Эту неблагодарную роль он играл в течении многих лет и даже принял прозвище Брута - «Тупицы». Но когда Брут увидел мертвое тело Лукреции (http://www.proza.ru/2015/04/19/1542), он внезапно сбросил маску. Схватив окровавленный нож, которым она закололась, Брут будто бы воскликнул: «Этой чистейшею кровью клянусь, что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступным потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Принесенной клятве Брут остался верен до конца.

   Приняв знаки консульской власти, Брут не менее горяч был как страж свободы, чем прежде как освободитель.  Сначала он заставил граждан присягнуть, что они никого не потерпят в Риме царем.  Затем, чтобы само многолюдство сената придало сил сословию, поредевшему из-за царских бесчинств, он пополнил число сенаторов знатнейшими из всадников и довел число его членов  до трехсот.
   
   По решению сената Брут предложил народу объявить изгнанниками всех, принадлежащих к роду Тарквиниев. В центуриатном собрании он взял себе в сотоварищи Публия Валерия.
   
   Неожиданно в город явились послы Тарквиния и потребовали теперь уже не возвращения царя, а хотя бы выдачи царского имущества. Сенат, выслушав их просьбу, совещался несколько дней: не вернуть имущество значило дать повод к войне, а вернуть — дать средства и вспоможение для войны.  Тем временем послы заняты были другим: въяве хлопоча о царском имуществе, втайне строили козни, готовя возвращение царской власти. С просьбами будто о явном своем деле они обходили дома, испытывая настроения знатных юношей. Кому речи их приходились по душе, тем вручали они письма от Тарквиниев и сговаривались о том, чтобы ночью тайком впустить в город царскую семью.
   
   Сперва этот замысел был доверен братьям Вителлиям и Аквилиям. Сестра Вителлиев была замужем за консулом Брутом, и от этого брака были уже взрослые дети — Тит и Тиберий; их тоже посвятили дядья в свой заговор.
   
   Между тем в сенате взяло верх решение выдать царское имущество, и послы воспользовались этим поводом задержаться в городе, испросив у консулов срок, чтобы приготовить повозки для царского добра. Все это время проводят они в совещаниях с заговорщиками, настойчиво требуя от них писем к Тарквиниям. Эти-то письма, данные в залог верности, и сделали преступление явным.
   
   Накануне своего отъезда к Тарквиниям послы как раз обедали у Вителлиев, и там, удалив свидетелей, заговорщики вволю толковали о недавнем своем умысле. Разговор их подслушал один из рабов, который и раньше уже подозревал неладное,  но выжидал, пока письма окажутся в руках у послов, чтобы можно было взять их с поличным. Поняв, что письма переданы, он обо всем донес консулам. Консулы вышли, чтобы схватить послов и заговорщиков, и без шума подавили всю затею, позаботившись прежде всего о том, чтобы не пропали письма. Изменников немедля бросили в оковы, а насчет послов некоторое время колебались, но потом, хотя вина, казалось, и приравнивала их к врагам, все же принятое между народами право возобладало.
   
   Дело о царском имуществе, которое решили было отдать, вновь поступило в сенат. Сенаторы в порыве гнева запретили выдачу. Царское добро было отдано на разграбление простому народу, чтобы каждый, прикоснувшись к добыче, навсегда потерял надежду на примирение с царями. Пашня Тарквиниев, находившаяся между городом и Тибром, была посвящена Марсу и стала отныне Марсовым полем.

   По расхищении царского имущества был вынесен приговор предателям и совершилась казнь, особенно примечательная тем, что консульское звание обязало отца судить своих сыновей. Брут велел схватить юношей и немедленно обезглавить их на форуме. Суровая расправа потрясла горожан и подавила всякую мысль о возможности соглашения с изгнанным царем.   
   
   Получивши весть об этих событиях, Тарквиний, раздосадованный обманувшею надеждою и пылая гневом и ненавистью, понял, что его коварству путь загражден, и задумал открытую войну. Он пошел просителем по городам Этрурии, особенно взывая к вейянам и тарквинийцам, чтобы не дали они ему, человеку одного с ними происхождения, одной крови, исторгнутому из такого царства, ввергнутому в нищету, погибнуть на их глазах вместе с юными еще детьми.
   
   Речи его взволновали вейян — они с грозным шумом потребовали смыть позор и силой вернуть потерянное, хотя бы и под водительством римлянина. А тарквинийцев столь же волновало имя, сколь и родство: лестным казалось видеть своих царствующими в Риме.  И вот два войска двух городов устремились за Тарквинием, чтобы вернуть ему царскую власть и войною покарать римский народ.
   
   Вступив в римские земли, враги встретили обоих консулов:  Валерий вел пехоту боевым строем, а Брут — передовую конную разведку. Точно так же шла конница и перед вражеским войском, возглавлял ее царский сын Тарквиний Аррунт, а сам царь следовал за ним с легионами.
   
   Угадав издали консула сперва по ликторам, а потом уже ближе и вернее — в лицо, Аррунт, возгоревшийся гневом, воскликнул: «Вот кто изгнал нас, исторг из отечества. Вот как важно он выступает, красуясь знаками нашей власти! Боги — мстители за царей, будьте с нами!»  И, пришпорив коня, он помчался прямо на консула. Брут  так же рвался к поединку, и столь яростна была их сшибка, что ни тот ни другой, нанося удар, не подумал себя защитить, так что оба, друг друга пронзив сквозь щиты, замертво пали с коней, насаженные на копья. Тотчас вступила в битву вся конница, за ней подоспела пехота; бой шел с переменным успехом, и никто не взял верх: оба правые крыла победили, левые — отступили: вейяне, привыкшие к поражениям от римлян, рассеялись и бежали; тарквинийцы же не только выстояли, но даже сами потеснили римлян.
   
                2. Война с Порсеной. Гай Муций
   
   Второй консул Валерий по возвращении в Рим,  предложил законы, которые принесли ему большую популярность среди народа и почетное прозвание «Публикола».   С особенной благодарностью были приняты законы о праве жаловаться народу на магистратов и о проклятии имуществу и самой жизни всякого, кто помыслит о царской власти. 
   
   Затем консулами стали Публий Валерий повторно и Тит Лукреций [508 г.]. Тарквинии тем временем бежали к Ларту Порсене, царю Клузия. Здесь они, мешая советы с мольбами, попросили не покидать их, природных этрусков по крови и имени, в нищете и изгнании.
   
   Порсена, полагая для этрусков важным, чтобы в Риме был  царь, и притом этрусского рода, двинулся на Рим с вооруженным войском. Первый натиск его, однако, был отражен. И тогда царь  принял решение перейти к осаде. Свой лагерь он  расположил на равнинном берегу Тибра. Отовсюду сюда были собраны суда, как  для надзора (чтобы в Рим не было подвоза продовольствия), так и для грабежа (чтобы воины могли при случае где угодно  переправляться через реку).
   
   Война затягивалась. Тем временем  продовольствие в Риме скудело и дорожало,.  Порсена уже надеялся взять город, когда объявился знатный юноша Гай Муций. Задумав убить царя, он незаметно пробрался во вражеский лагерь.  Там как раз выдавали жалованье солдатам, и писец, сидевший рядом с царем почти в таком же наряде, был очень занят. Муций, побоялся спросить, который из двух Порсена, чтобы не выдать себя незнаньем царя, и, набросившись на сидящих, убил вместо царя писца. Отважный юноша был тотчас схвачен и подведен к  к царю.
   
   Горя гневом, Порсена  велел  развести костры для пытки.  Но этим он нисколько не устрашил Муция. «Знай, - сказал тот, - сколь мало ценят плоть те, кто чает великой славы!»  И с этими словами Муций неспешно положил правую руку в огонь, возожженный на жертвеннике. И он жег ее, будто ничего не чувствуя, покуда царь, пораженный этим чудом, не вскочил вдруг со своего места  и не приказал оттащить юношу от алтаря.
   
   «Отойди, — сказал он, — ты безжалостнее к себе, чем ко мне! Я велел бы почтить такую доблесть, будь она во славу моей отчизны; ныне же по праву войны отпускаю тебя на волю целым и невредимым».
   
   Тогда Муций, как бы воздавая за великодушие, сказал: «Поскольку в такой чести у тебя доблесть, прими от меня в дар то, чего не мог добиться угрозами: триста лучших римских юношей, поклялись преследовать тебя. Первый жребий был мой; а за мною последует другой, кому выпадет, и каждый придет в свой черед, пока судьба не подставит тебя удару!»
   
   Эти слова заставили Порсену сильно задуматься.  Отпустив Муция (которого за потерю правой руки получил прозвище Сцеволы), царь отправил в Рим послов. Его так потрясло первое покушение, от которого он уберегся лишь по ошибке убийцы, что он сам от себя предложил римлянам условия мира.  Предложение возвратить Тарквиниям царскую власть было тщетным, и Порсена сделал его лишь потому, что не мог отказать Тарквиниям, а не потому, что не предвидел отказа римлян.  Зато он добился возвращения вейянам захваченных земель и потребовал дать заложников, если римляне хотят, чтобы уведены были войска с Яникула. На таких условиях был заключен мир, и Порсена увел войско с Яникула и покинул римскую землю.  Гаю Муцию в награду за доблесть выдали сенаторы поле за Тибром, которое потом стали называть Муциевыми лугами. (Ливий: 2; 1-13).

Патриции и плебеи. Завоевание Римом Италии http://www.proza.ru/2015/04/17/274


Рецензии
Замечательные примеры гражданского мужества. Помню, как на занятиях латынью читали о царях Рима. Очень показательна история с Лукрецией. Так в начале великой цивилизации множество образцов для подражания. А потом, на закате - полная противоположность. Как только гомосексуалистов начинают женить в храмах - всё, следом идёт нашествие варваров и полный крах.

Юлия Грицай   06.09.2016 18:34     Заявить о нарушении
De septem rexus romanorum. Не забыла

Юлия Грицай   06.09.2016 19:18   Заявить о нарушении
Мне кажется, Древний Рим - архетипическая цивилизация. Сначала были великие гражданские доблести. В конце - великие пороки. Но все равно "великие". Все многообразие человеческих характеров. Брут велик. И его антипод Цезарь тоже велик. И даже Калигула по-своему велик.

Константин Рыжов   06.09.2016 20:18   Заявить о нарушении
Рим был по-настоящему великим. Позже европейской цивилизации оставалось подражать древности.

Юлия Грицай   06.09.2016 21:16   Заявить о нарушении
Извините, если резко получилось, но он мне испортил настроение, а у меня и так мало поводов для оптимизма. Повесть, которую вы начали читать, написана в 2008 году, то есть на первом году моего литературного увлечения. То есть - это прекрасный пример раннего незрелого текста. Просто я взялась за сложную идею, не умея делать простое. Причём, это не скромность.

Юлия Грицай   08.09.2016 19:03   Заявить о нарушении
Повесть - выдуманная биография митрополита Илариона. Но идея была хорошая, а реализация - нет. Хотелось написать нечто в духе Олеся Бузины, вечная ему память. Именно в то время пошла какая-то мода на славянское язычество и Велесову книгу. А с другой стороны шли внутриукраинские дискуссии о переподчинении Киева Константинопольскому патриархату, причём это аргументировалось передатировкой основания Софийского собора и так далее. Потому, это шутливый ответ и тем и другим. То есть, набор своебразных шуток - например, о том, что волхвы задавались вопросами - кто виноват и что делать? Или Иларион в молодости сочинял героические баллады, отдав авторские права на них Бояну. Но не вышло и не выйдет, так как тема утратила актуальность и я потеряла к ней интерес.

Юлия Грицай   08.09.2016 19:27   Заявить о нарушении
Позже, надеюсь, у меня начало получаться лучше. Потому я и не советовала. Но из того, что было раньше более удачная Русская сказка. Именно из неё один автор на прозе позаимствовал мои идеи, Так что пришлось за помощью обращаться к Еврипиду. Она простая, но позитивная. Или Лунный дым, что актуально в свете событий с последней Олимпиадой. Я вижу, что господин Аксельрод читает ваши, значит и мои отзывы. Он вряд ли сможет понять женщину, которая последние 2,5 года живёт в хроническом военном стрессе, потому я могу отреагировать по-своему.

Юлия Грицай   08.09.2016 19:42   Заявить о нарушении
Да, на редкость неприятное впечатление от реплики Алексея Аксельрода. Но напрямую я ему отвечать не желаю, помня известную пословицу о бисере. Потому об источниках. Даже если я пишу фантастику, юмор и откровенный стёб, то источники я читаю, и выдумки заполняют только белые пятна и согласуются с законами психологии и формальной логики. Что до клятвы Перуном, то в данной ситуации маленький мальчик хочет показаться взрослым и подражает серьёзным людям, и говорит то, что не стал бы говорить в обычной обстановке. Что до язычества, то оно не знало понятия догмы и вряд ли в 10 веке сложился единый ритуал для всех славянских племён. Это не мировая религия, а набор древнейших верований, причём значительная часть его просто утеряна. Так что наивно предполагать, что кто-то знает точно, как и что говорилось в устной речи. И так далее.

Юлия Грицай   08.09.2016 22:09   Заявить о нарушении
Что до сказок, то есть упоминания Бабы Яги и так далее,то неизвестно, в каком виде существовали сказочные сюжеты 1000 лет назад, их тогда никто не записывал, занялись этим в 19 веке. Что-то уже существовало в 10 веке, но что именно - неизвестно. Кстати, в русских сказках есть собственный вариант мифа о соблазнении, вряд ли крестьяне читали Расина с Еврипидом. Называется "Царь-девица". Ну, а история с тем, что Иларион в юности был волхвом конечно, это шутка. Но кем он был? На этот вопрос ответа нет. Причём его семья могла быть христианами на протяжении нескольких поколений, так как христианские общины на Руси появились до 988 года.. Так же он мог принять крещение во взрослом сознательном возрасте, а в юности прыгать через костёр. Совершенно точно одно - этот человек был патриотом и в его произведениях нет идей отрицания прежней истории Руси, о чём говорят слова о Святославе. Также точно и то, что Иларион и Ярослав Мудрый относились к людям того поколения, чьё детство прошло в окружении языческих представлений, а зрелые - христианских. Это была переломная эпоха. Я думаю, Иларион разбирался в народных языческих верованиях лучше нас.

Юлия Грицай   08.09.2016 22:31   Заявить о нарушении
Если пожелаете, можете вытирать мои слова. Это на ваш выбор.

Юлия Грицай   08.09.2016 22:33   Заявить о нарушении