Правленая стенограмма по Ленинградскому делу 4ч
Покровительствуя иностранным шпионам, агентам американской и английской разведок, освобождая их от ответственности, Берия, Меркулов, Абакумов и другие предатели отвлекали внимание чекистского аппарата от борьбы с врагами, пытаясь поставить под подозрение честных советских людей.
Именно с этой преступной целью враг народа Меркулов, выступая на совещании руководящего оперативного состава МГБ СССР, давал преступную установку о создании массовой сети агентуры, «пронизывающей все население СССР».
Это выступление Меркулова имело место в 1943 году, когда советский народ мужественно, не жалея жизни и сил, защищал честь, свободу и независимость свой отчизны.
В это время предатели Берия, Меркулов, Абакумов и другие пытались взять под подозрение советских людей. Однако, выступая на этом совещании, Меркулов ни слова не сказал о главной задаче нашей разведки в период Отечественной войны - борьбе с гитлеровской и иной вражеской агентурой.
Центральный Комитет КПСС и Советское правительство пресекли вражескую деятельность Берия, Абакумова и других изменников Родине.Враги народа, враги Советского государства, пробираясь в те или иные звенья советского аппарата, всеми мерами пытались подорвать, нарушить социалистическую законность, чтобы создать обстановку, способствующую их подрывной деятельности.
Совершенно законен вопрос - где же был прокурорский надзор за следствием в органах государственной безопасности?
Выступая здесь перед партийным активом, я должен прямо сказать, что, по существу, этого надзора не было. Преступники Берия, Меркулов, Абакумов и другие игнорировали прокурорский надзор, а руководители Прокуратуры СССР не нашли в себе мужества со всей остротой и партийной принципиальностью поставить перед Центральным Комитетом партии и Правительством вопрос о состоянии прокурорского надзора и извращениях в следствии в МГБ - МВД СССР.
Сошлюсь на такой факт. За все время существования Прокуратуры СССР до последнего времени ни разу не проверялись прокурорским надзором Внутренняя и Лефортовская тюрьмы МГБ -МВД СССР, хотя именно в этих тюрьмах совершались преступления. Внутренняя и Лефортовская тюрьмы не проверялись по единственной причине: Берия, Меркулов, Абакумов запретили пускать туда прокуроров.
Когда недавно представитель прокурорского надзора проверял Лефортовскую и Внутреннюю тюрьмы Комитета госбезопасности при Совете Министров, он зашел в камеру, где содержится арестованный Абакумов. На вопрос прокурора - не имеет ли Абакумов каких-либо жалоб на тюремный режим и условия содержания его под стражей, Абакумов заявил, что никогда не поверит тому, что прокурор смог посетить Внутреннюю тюрьму для производства проверки. Тогда представитель прокуратуры предложил Абакумову ознакомиться с его прокурорским удостоверением. На это Абакумов заявил: «Любое удостоверение можно сделать».
За крупные недостатки в прокурорском надзоре Центральным Комитетом партии снят с поста Генерального Прокурора СССР т. Сафонов, а дело о нем передано в Комитет Партийного Контроля.
Решением Центрального Комитета партии упразднено Особое Совещание при МВД СССР и строго установлено, что уголовное наказание может быть назначено только по приговору суда и только за совершенное преступление.
Тов. Хрущев: Главное для них было - решать без следствия.
Тов. Руденко: Совершенно верно.
Тов. Хрущев: После смерти Сталина Берия хотел сохранить это.
Тов. Руденко: Центральный Комитет партии и Советское правительство приняли ряд мер, направленных к установлению неослабного и систематического контроля партийных организаций за деятельностью всех звеньев советского аппарата, в том числе органов государственной безопасности, за строгим соблюдением советской социалистической законности. Тем самым создана обстановка, при которой обречены на провал попытки любых авантюристических, карьеристских, враждебных нашему государству элементов использовать те или иные звенья советского государственного аппарата в своих преступных подрывных целях, против интересов народа.
Особая роль в области осуществления неустанного государственного надзора за строгим соблюдением социалистической законности возлагается на советскую прокуратуру. Созданная в 1922 г. по инициативе великого основателя Советского государства В.И.Ленина, прокуратура является органом, осуществляющим высший надзор за точным исполнением законов всеми советскими учреждениями, должностными лицами, а также гражданами СССР.
Работники прокуратуры делают все необходимые выводы из указаний Центрального Комитета партии о крутом подъеме прокурорского надзора за строгим и точным соблюдением законов в стране.В обращении Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза ко всем избирателям, к рабочим и работницам, крестьянам и крестьянкам, к советской интеллигенции, к воинам Советской Армии и Военно-Морского флота говорится:
«Партия ведет и будет вести непримиримую борьбу со всеми проявлениями бюрократизма и волокиты в отдельных звеньях советского аппарата, с фактами невнимательного, пренебрежительного отношения к нуждам и запросам трудящихся, будет неустанно укреплять социалистическую законность, ограждающую священные и незыблемые права граждан нашей Родины, записанные в Конституции СССР».Волей советского народа, волей партии стерты с лица земли изменник Родине Берия и другие злодеи. И подлых соучастников Берия, всех этих абакумовых, рюминых, комаровых постигнет суровая кара во имя торжества справедливости, во имя торжества социалистической законности. (Продолжительные аплодисменты). ЦГАИПД Санкт-Петербурга. Ф. 24. Оп. 83. Д. 438. Л. 6-24. Подлинник. Машинопись.
Один из очевидцев - полковник КГБ в отставке, 88-летний Василий Иванович Бережков:
- Начало этому кровавому делу было положено 15 февраля 1949 года, когда Политбюро ЦК ВКП(б) на своем заседании назвало ленинградских руководителей антипартийной группой. «Товарищам» вменялся «русский национализм и несогласие с политикой Центрального комитета».
В 1949-1951 гг. в Ленинграде сменилось более двух тысяч руководящих работников, сотни коммунистов были исключены из партии, высланы из города. К смертной казни и к тюремным срокам были приговорены более двухсот партийных работников и их родственников. Что касается нас, органов, то было заменено не только все руководство, но и почти все среднее звено аппарата, а начальник управления Курбаткин - расстрелян.Дело вели московские чекисты, нам доверяли только самые ничтожные поручения. Один мой коллега как-то ворвался в кабинет и под большим секретом поведал: «Следователь дал мне почитать допросы главных обвиняемых по ''ленинградскому делу''! Так вот, там нет никаких данных о заговорах и государственных преступлениях, есть только признания в аморальных поступках!». Я спросил его: «Значит, придется всех освобождать?» Более опытный коллега тут же ответил: «Органы госбезопасности невинных не арестовывают, поэтому и некого освобождать». И, помолчав, добавил: «Теперь начнется выколачивание показаний…»
До 1953 года рабочий график чекиста был такой: начало работы в 10.00, с 17 до 20 часов - перерыв, конец рабочего дня - в полночь. Так что и с женой разговаривать было некогда. Два наших сотрудника моего призыва попали в психушку… Следствие над ленинградскими руководителями велось в Москве около года, а в сентябре 1950-го в Ленинградском доме офицеров проходила выездная сессия Верховной коллегии Верховного суда СССР. Суд приговорил к расстрелу высших должностных лиц города Кузнецова, Вознесенского, Капустина, Родионова, Лазутина.
Кстати, высшая мера наказания была введена вновь 12 января 1950 года, что от подсудимых было скрыто, дабы они не «запирались» в показаниях. Я беседовал уже много позже со многими людьми, присутствовавшими на том суде. Те отмечали, что подсудимые держались достойно, многие так и не признали своей вины. Перед судом надзиратели ленинградского следственного изолятора были заменены московскими сотрудниками. Что любопытно, даже заключенные в СИЗО, с которыми сидели «политические», были привезены из Москвы. Да и заключенные ли это были?
Еще в памяти сохранился такой факт. В Ленинград на место уволенных было направлено много руководящих работников из УМГБ Свердловска. Один из них рассказывал, что в Москве их принимал Берия. Напутствуя их, он говорил, что Свердловск - это кузница кадров, откуда партия берет лучших представителей для укрепления чекистских рядов в других регионах страны. Впоследствии «ленинградское дело» было повешено исключительно на Сталина-Берию. А Хрущев вроде как был ни при чем.
Однако в это очень сложно поверить. Он был членом Политбюро и являлся приближенным к Сталину. Кроме того, в своих воспоминаниях Хрущев пишет, что он не понимает, как это в «ленинградском деле» не сильно пострадал Косыгин. Мол, на него много чего было. Значит, Никита Сергеевич внимательно ознакомился с его делом. А в то же время уверял, что в глаза не видел протоколов.Однако и Ельцин был оттуда.
Свидетельство о публикации №216090300324