Эссе Изжить сергианство в Церкви и в жизни

Изжить «сергианство» в Церкви и в жизни

Эссе

Что же такое сергианство? Ответ готов: сотрудничество церковных иерархов и священников с КГБ. В данном определении, как видим, взята только внешняя его сторона. И потому причина подменена следствием. Но все определяется то внутренним состоянием!

С чего начиналось «сергианство» поясняет письмо С.А. Нилуса к Л.А. Лаврову. Это письмо является ответом на несохранившееся — Л. А. Орлова, где тот задает С. А. Нилусу несколько вопросов, касающихся прежде всего «Декларации» от 29 июля 1927 года митрополита Сергия (Страгородского) и возглавляемого им Временного Священного Патриаршего Синода.

…Начну с важнейшего – с Сергиевской смуты.

…скажите мне: (иудейский первосвященник Сендриона, давшего согласие Понтию Пилату на распятие Иисуса Христа и отклонивший его помилование В.М.) Кайафа и Анна каноничны были, или нет, с точки зрения ветхозаветного формального правоверия, когда осудили Господа на про-пятие? А Иуда не был ли единым от двунадесяти? Таково в глазах моих (да и не одних моих) деяние м. Сергия и иже с ним от 16(29) июля 1929 года. Деяние это, по бесовски меткому выражению советского официоза, «Известий», есть попытка «построить крест так, чтобы рабочему померещился в нем молот, а крестьянину – серп.» Иными словами: заменить крест советской печатью – печатью «зверя» (Апок. XIII, 16).

 Может ли Церковь, которая есть «столп и утверждение истины», может ли она и ее иерархия, при каких угодно случаях и для каких угодно целей становиться на путь лжи и человекоугодничёства? Нет, ибо это безусловно… Позорно и вредно ей и то дело, которое начато м. Сергием, позорно и вредно потому, что в нем нет истины, а все оно полно лжи, соображений и расчетов человеческих.

После Октябрьского переворота Русская Церковь оказалась перед лицом государственной власти не только безрелигиозной, но ярко антихристианской, в существе своем отрицавшей христианство и Христу противоположно-враждебной, а потому фатально обреченной на борьбу с Ним. …

…явления политической контрреволюции и имели место в словах и деяниях отдельных немногих личностей церковной иерархии, то они, во-первых, были весьма немногочисленны и, во-вторых, быстро прекратились. …объяснять отношения между Церковью и властью лишь только настроением отдельных иерархов ни в коем случае невозможно. Когда таким образом поступает власть, то это еще понятно, но, когда то же исходит от церковного деятеля, когда и он напряженные отношения между властью и Церковью стремится объяснить только, как следствие контрреволюционных политических настроений церковных кругов, – такому поведению трудно найти имя.

Объясняя, почему Православная Церковь в России до сих пор гонима…
Таким образом, убиение сонма священно- и цер-ковно-служителей, разгром церковных организаций, тюрьмы и ссылки весьма многих епископов, отнятие храмов и всякого церковного имущества, – беззаконные даже и с точки зрения нынешних законов, – по мнению м. Сергия, имеют причину только в том, что Церковь со дня на день ждала краха Советской власти, противясь в чем-то этой власти.

Что же понудило м. Сергия к такому греху против Церкви Русской? Очевидно, желание этим путем добиться легального существования церковных организаций, вопреки примеру Господа, решительно отвергшего путь сделок с совестью ради получения возможности иметь поддержку в силах мира сего (Мф. IV, 8-10).

 Церковь же легализуют лишь тогда, когда она, в лице собора, даст окончательное одобрение предпринятому м. Сергием “делу”, т.е. совершит тот же грех самооплевания и преступного компромисса.

Недоставало нам, в утверждение голоса Церкви истинной в лице ее епископата. И голос этот не замедлил. Из прилагаемой при сем копии «Обращения» к м. Сергию наиболее авторитетной части Петроградского духовенства с санкцией митрополита Иосифа и епископов Димитрия и Сергия, а также письма к м. Сергию еп. Воткинского Виктора, Вы увидите, что м. Сергию и его синоду голос этот уготовал место в среде «Церкви лукавнующих»...


Вот, например, лежит передо мною обширное послание нарочитых «свидетелей истины» – епископов, Соловецких заточников. Оно тоже обращено к м. Сергию по поводу его “Обращения”. И сколько же в послании этом и негодования и скорби!

Покамест мы знаем один факт: м. Сергий и члены Синода имеют возможность заседать в Москве и составлять декларацию.

Они в Москве.

Но первосвятитель Русской Церкви митрополит Петр, вот уже не первый год без суда обречен на страшное томительное заточение.

Они в Москве.

Но митрополит Кирилл, потерявший счет годам своего изгнания, на которое он обречен, опять-таки, без суда, находится ныне, если только жив, на много верст за пределами Полярного круга.

Они в Москве.

Митрополит Арсений, поименованный среди членов Синода, не может приехать в Москву и в пустынях Туркестана, по его словам, готовится к вечному покою.

И сонм русских святителей совершает свой страдальческий подвиг между жизнью и смертью в условиях невероятного ужаса…

Так не за все ли это благодарить?! За эти неисчислимые страдания последних лет?! За то, что погасла лампада Преп. Сергия?! За то, что драгоценные останки Преп. Серафима, а еще раньше – святителей Феодосия, Митрофана, Тихона, Иоасафа – подверглись неимоверному кощунству?! За то, что замолкли колокола Московского Кремля и закрылась дорога к Московским Святителям?! За то, что Печерские Угодники и Лавра Печерская в руках у нечестивых?! За то, что северная наша обитель (Соловецкая) стала для нас и других местом непрекращающихся страданий?

Отсюда: на компромисс с безбожной властью пошли, и стали сергианами боязливые, а отвергли такое сотрудничество, и стали новомучениками люди безстрашныя т. е. сумевшия победить свою боязливость. Ведь риторику о спасении церкви сегодня воспринимают только доверчивые наши белые платочки (обычные верующие В.М.), которых, кстати, морочить тяжкий грех.

Боязливые и безстрашные — вот опоры для выяснения сергианскаго вопроса, который, таким образом, сводится не к осуждению сергианства как поступка, а к размышлению о природе этого поступка. И вытекающаго из этого размышления вопроса: надо ли, вообще, рукополагать боязливаго? Ибо первым грехом, ведущим в огненное озеро, поставлена именно боязливость (Откр. 21, 8).

А архиепископ Аверкий (Таушев) (плодовитый православный писатель Русской Зарубежной Православной Церкви середины XXвека В.М.) постоянно предупреждал: первый признак гибели — боязливость, которая быстро приведет к концу. Так зачем же тех, кто ведет к концу, и кому уже уготовано огненное озеро, ставить священниками? Вот, например, человека, пожелавшаго стать летчиком, как его предварительно испытывают? И на скорость его реакции, и на его выдержку, и на его боязливость, наконец. А в священники иди любой, лишь бы была принадлежность своему сословию. Так и плодятся сергиане, и не только во времена советчины» (и, к сожалению, не только в Церкви В.М.).

Подведем итог.

Вот так наш православный писатель и мыслитель С. Нилус характеризовал страшный недуг «сергианства» поразивший не только Русскую Православную Церковь, но и все наше Русское Общество. К нему, с его оценками, можно только присоединиться. Поразил недуг конечно не всех и не большую часть Церкви и Общества, но эффект домино, та «ложка дегтя, которая портит бочку меда» имел место в годы революционного Лихолетья и имеет его до сих пор.

Русский имперский расовый Народ уже век живет изгоем в своей России. Миллионы и миллионы русских мучеников безмолвно вопят Нам с Вами из безвестных могил: «Нас умучили, только потому, что Мы Русские и другой вины на Нас нет».

А сама Русская Православная Церковь МП, с периода горбачевской «перестройки», испытывает мощное давление, того процесса, о котором Нилус писал: «Так зачем же тех, кто ведет к концу, и кому уже уготовано огненное озеро, ставить священниками? Вот, например, человека, пожелавшаго стать летчиком, как его предварительно испытывают? И на скорость его реакции, и на его выдержку, и на его боязливость, наконец. А в священники иди любой, лишь бы была принадлежность своему сословию. Так и плодятся сергиане, и не только во времена советчины».

Так современные «сергиане» гражданского толка пеняли мне в начале сатанистских «демократических» времен: «Ну чем ты недоволен, да ты когда нибудь жил так хорошо, как сейчас (первые предприниматели)». Но вот прошло время и тех, кто тогда жил хорошо и у кого была жива хоть капля совести, просто затоптали «борцы за личное счастье» у которых со-весть отсутствовала. А последних продолжают затаптывать, те кто сумел влится в ряды «наших». Для «чужих» в нашем мире счастья нет.

Надежда здесь одна. Русский расовый Дух и смысл не может жить без со-вести с Творцом и Мы с Вами будем долго, трудно изживать общий грех «сергианства», который в данный момент одолел многих и торжествует в нашей жизни. Ничего одолеем. Мы Русские! С нами Бог!


Рецензии