Дорога к звёздам. Часть 1. Глава 1

Часть первая. Поверить чужому

Глава первая. Первый контакт

И вдруг! Надо же было случиться такому совпадению! Где-то через минуту после реплики Михаила на экране показалась точка, переливающаяся всеми цветами радуги. И эта точка стала стремительно увеличиваться! Еще через минуту все поняли: она не увеличивается - она приближается!
 Последние несколько секунд были самыми страшными. Неизвестный объект, как оказалось, имел чудовищные размеры. И он подлетал к земному звездолету, вовсе не выказывая намерения хоть немного затормозить. Лишь в последнюю секунду он резко остановился и завис около "Стремительного", как кит около уклейки.
Какими словами описать то, что вдруг заняло весь голографический экран? В первом приближении это была летающая тарелка. Но не те бледные фантазии художников-мистификаторов, которые так любили печатать в журналах во второй половине XX века. То, что предстало сейчас перед глазами людей, было гораздо красивее - и гораздо страшнее! При взгляде на неизвестный объект буквально каждая клеточка тела начинала вопить: "Это чужое! Чужое!".

Через несколько минут в космическом пространстве, между обоими кораблями, вдруг повис экран. И на нем замелькали картинки. Они были немного похожи на детские комиксы. Но буквально все: и набор цветов, и стиль изображения предметов, и композиция - были настолько чужды человеческому восприятию, что в первый момент ничего понять было невозможно.   
Сердце у Михаила захолонуло: он тоже ничего не понимал. "Это должен быть мой звёздный час", - с горечью подумал он, - "а я совершенно не знаю, что надо делать!" Напрягая память, он вспомнил университетскую лекцию с глубокомысленным названием "Первый контакт в открытом космосе с помощью цветных стилизованных изображений".
Михаил вошел в состояние глубокого психологического погружения - и как будто снова оказался в аудитории и услышал знакомый голос профессора Петрова:
"Логические понятия удобно передавать стилизованными изображениями. Причем тут все не так просто. Фантасты очень любят изображать идиллическую картину, как земляне встречаются с инопланетянами, рисуют им графический образ теоремы Пифагора - и взаимопонимание сразу же достигнуто.
Поверьте мне - этот фокус вряд ли сработает. Вы даже не представляете, сколько неявных допущений содержится в рисунке, изображающем три квадрата вокруг прямоугольного треугольника."
 "А теперь самое главное, то, над чем я бился много лет. Вот вам список допущений, которые неявно использует в графических изображениях подавляющее большинство людей. Вряд ли вы найдете их в рисунках инопланетян. Поэтому в первый момент их рисунки покажутся вам бессмыслицей - точно так же как и им наши рисунки. Ну а теперь внимательно рассмотрим каждое допущение и придумаем побольше примеров!"

Внезапно все, о чем говорил профессор и на этой, и на следующих лекциях, всплыло в голове Михаила. Всплыло с невероятной отчетливостью и в безупречном порядке.
И тут Михаил очнулся. На самом деле прошло всего несколько секунд. Михаил взглянул на экран, вывешенный инопланетянами - и обнаружил, что кое-что начинает понимать. "Молодец, профессор,- подумал он. - Как вы всё сумели угадать!"

 Михаил подошел к капитану корабля и, используя официальную формулу, произнес:
- По праву имеющейся у меня квалификации и в силу моей штатной должности экзолога   прошу разрешения вступить в контакт с инопланетным кораблем.
Капитан Акихито Абэ встрепенулся и, кивнув головой, произнес:
- Разрешаю. Режим "Комментарий-предупреждение-разрешение". 
Это означало следующее: Михаил должен был подробно комментировать, как он понимает окружающую ситуацию, заранее предупреждать обо всех своих действиях и совершать указанные действия только после разрешения капитана.
Указанная процедура только на первый взгляд выглядит громоздко. Поскольку Михаил и капитан действовали довольно слаженно, все пошло достаточно быстро.

В первую очередь Михаил активизировал связь с бортовым компьютером и повесил в воздухе перед собой компьютерный голографический экран.
Перейдя в режим "живая графика с трёхмерным дистанционным управлением двумя руками", он вывел на экран звёздное небо и два космических корабля, висящих рядом - и неуловимым движением руки отослал экран за пределы корабля, повесив рядом с экраном инопланетян.
Затем подкорректировал длину и ширину - чтобы оба экрана имели одинаковые пропорции и размер. В ответ экран инопланетян радостно замигал всеми цветами радуги и повторил изображение, нарисованное Михаилом.
И сразу все поняли: контакт начался успешно!

Вернемся теперь на несколько минут назад и опишем, как те же события выглядели из рубки корабля инопланетян. 
Капитан пассажирского корабля был уроженцем системы Вега и носил имя Айъ Иыйь б'Тйор (написание имени достаточно условно, так как жители Веги не пользуются звуковой речью).
Узнав, что на расстоянии четырех световых месяцев обнаружен звездолет неизвестной цивилизации, капитан, конечно же, сразу сменил курс и подлетел к обнаруженному кораблю.
Ни один из пассажиров не стал возражать. Хотя Галактическая Лига и включала в себя несколько десятков полноправных членов и около двадцати кандидатов, контакт с новой цивилизацией всё равно был волнующим событием.
И все, находящиеся на корабле - как команда, так и пассажиры - с волнением наблюдали за действиями капитана. Кто-то в пассажирской кают-компании, кто-то в своей каюте, кто-то в иных многочисленных помещениях корабля. Каждый думал: "Получится или не получится?".

Первый этап контакта получился с первого раза!
Когда рядом с экраном, созданным капитаном, появился второй экран, все поняли: начинается самое интересное. Теперь надо было сформировать группу первого контакта, куда должны были войти представители всех цивилизаций, представленных на корабле. Поручив эту относительно простую задачу своему первому заместителю, капитан задумался, глядя на крохотный кораблик, висящий у него перед глазами:
"Бедняги, как можно выходить в холодные беспощадные просторы космоса на такой убогой, еле двигающейся калоше?". Тут же ему стало стыдно своих мыслей. "Наши предки, перед которыми мы преклоняемся, поступали точно так же!"
Но тут капитану сообщили, что группа контакта сформирована. Начинался второй этап контакта - личная встреча представителей разных цивилизаций.

А пока что у Михаила возникли проблемы. Он никак не мог понять, что от него хотят.
А ведь сначала контакт развивался стремительно. Михаил быстро освоил азы инопланетных графических допущений. Правда, несколько смущал односторонний характер этого процесса: инопланетяне напрочь игнорировали попытки ввести в диалог элементы земной знаковой системы. Но зато их знаковую систему Михаил понимал все лучше и лучше.
Теперь же Михаилу предлагали какое-то конкретное действие. Минут двадцать он ничего не мог понять. И вдруг блеснуло озарение: инопланетяне желают немедленно организовать взаимный контакт. От Михаила требовалось указать, какое помещение звездолета может быть предложено. При этом для землян полностью гарантировалась безопасность контакта: инопланетяне ограничат ту часть помещения, где будут находиться, прозрачной, но абсолютно непроницаемой пленкой.
После обсуждения этого вопроса с капитаном и его заместителями для первого контакта был выбран конференц-зал. Михаил сообщил инопланетянам необходимую им информацию. Вся команда, кроме вахтенных, перешла в конференц-зал. И люди замерли в ожидании...


Рецензии