Ч. 14 Моряки военные и гражданские

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/09/03/969

25 ноября вышли в море лидер «Ташкент», эсминцы «Сообразительный» и «Способный». Они конвоировали из портов Кавказа до Босфора  танкеры «Варлаам Аванесов», «Туапсе», «Сахалин»  и ледокол «Микоян».

Эти суда по решению Государственного Комитета Обороны должны были доставить сырую нефть в Турцию, а затем следовать на Дальний Восток. На Чёрном море эти суда не требовались, а на Дальнем Востоке они были жизненно необходимы.

По внутренним водным путям их было уже не перевести, оставался только один путь из Чёрного моря - через Суэцкий канал в Индийский океан, затем через Атлантику и Тихий океан на Дальний Восток. Ледоколу «Микоян» затем предстояло продолжение плавания по Севморпути в Мурманск.

Туркам нужна была нефть, не исключено, что они потом продавали её Германии. Но выбирать не приходилось - нефть была платой за пропуск советских судов. Турецкие власти потребовали, чтобы на кораблях не было никакого вооружения, и находились гражданские экипажи.

Ледокол «Микоян» во время обороны Одессы выполнял функции вспомогательного крейсера, на нём установили мощное артиллерийское вооружение, не уступавшее вооружению эсминцев. Командовал ледоколом капитан 2 ранга  Сергей Михайлович Сергеев, призванный из запаса.

Экипаж состоял из опытных краснофлотцев и старшин, а так же заводских рабочих из сдаточной команды, принимавших участие в наладке механизмов и сдаче ледокола. Их призвали на военную службу.

Перед отправлением в плавание всех переодели в гражданскую одежду и выдали новые документы гражданских моряков. Всех артиллеристов списали на берег, оставили людей в соответствии со штатным расписанием ледокола. Из оружия - только пистолеты офицерскому составу.

Личный состав проверили особисты флота, всех, кто вызвал у них малейшие подозрения, заменили другими людьми. Все личные документы, включая письма и фотографии, изъяли. Военно-морские флаги на судах поменяли на государственные.

Руководил переходом контр-адмирал Л.А. Владимирский, который шёл на лидере «Ташкент». Осень и зима – время штормов на Чёрном море. Скорость танкеров 8 узлов. По расчётам 575-мильный переход предстояло совершить за трое суток.

 Но на море ничего определённого не бывает. Начался 10-ти балльный шторм. Вместо 20 часов 27 ноября к Босфору подошли в 12 часов 28 ноября.

Командир эсминца «Сообразительный» Сергей Сергеевич Ворков в своих мемуарах, «Флаг на гафеле»,  так вспоминал обстановку перехода: « Моросил мелкий дождь. Через сутки ветер немного усилился.

Крен эсминца до 30 градусов…. Крупная волна, словно тяжёлый молот, ударяет в борт корабля. От ударов корпус дрожит и ещё больше кренится, иногда до 45 градусов, ходить по кораблю опасно….

Люки и двери деформированы, волной сорваны вентиляционные грибки. Вода заливает носовые кубрики. Кое-где по борту деформированы иллюминаторы, и через них тоже вода просачивается в жилые помещения команды.… Всю ночь личный состав на боевых постах.

Светает. Метёт снег. Ни транспортов, ни кораблей не видно. С мостика не видно даже носа своего корабля…. В трюмах израсходована  почти половина топлива. Корабль стал валким.  К ночи третьих суток эсминец «Способный» ушёл в Севастополь: у него осталось очень мало топлива. Ход 10 узлов, крен 50  градусов…. Порой казалось, что корабль больше не поднимется….

На юте срывает глубинные бомбы, они катаются по палубе. Старшина минёров Кудряшов пытается их закрепить, но очередная волна уносит их в море. Кудряшов с трудом удерживается за пушку…. Всё чаще и чаще поступают доклады о повреждениях. В машинах тяжело дышать, не хватает воздуха. Люди несут вахту с трудом. Почти восемь часов шла борьба за жизнь корабля».

Танкеры, загруженные до горловины люков, держались на волне хорошо, только волны захлёстывали до ходового мостика. Бортовая качка ледокола из-за особенностей устройства его корпуса, доходила до 56 градусов. Он напоминал ванька-встаньку.  Работа машинной команды и кочегаров была подвигом, топливом служил уголь. Корпус у ледокола прочный, поэтому волны ему были не страшны.

Все военные корабли получили повреждения от волн. В турецкие территориальные воды они не имели права входить, поэтому за 10 миль до Босфора на «Ташкенте» подняли флажный сигнал «Желаем счастливого плавания». Военные корабли повернули назад, а гражданские в сопровождении турецких сторожевиков прошли в Константинополь.

После разгрузки танкерам предстояло следовать к месту назначения самостоятельно. На танкерах и ледоколе не было даже символического оружия, какое имелось на всех гражданских судах, малокалиберного орудия или пулемёта.

Первым погиб танкер «Варлаам Аванесов» (капитан Б.П. Осташевский). 19 декабря 1941 года в 21 час 34 минуты в Эгейском море его атаковала немецкая подводная лодка «U-652», которой командовал обер-лейтенант Георг-Вернер Фратц.

 Торпеда попала в корму, танкер стал быстро тонуть. Команда спустила на воду 3 вельбота, на них добрались до турецкого берега, где моряки были интернированы, а затем возвращены на родину.

Танкер «Туапсе»  (капитан В. И. Щербачев)  4 июля 1942 года у берегов Кубы атаковала подводная лодка «U-129» под командой капитан-лейтенанта Николая Клаузена.  После попадания торпед танкер затонул. Погибли 10 человек, остальные спаслись на шлюпках.

Сумели дойти  до Владивостока ледокол  «Микоян» и танкер «Сахалин», которым командовал Придо Адович Померанец. Поход продолжался восемь с половиной месяцев. Моряки прошли почти 25 тысяч смертельно опасных миль по морям и океанам, после чего из Владивостока «Микоян» перешёл в Молотовск (Северодвинск). Это был беспримерный подвиг.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/09/05/977


Рецензии
Везунчик Микоян однако...

Андрей Бухаров   29.03.2023 13:32     Заявить о нарушении
Моряки, которые на нём плавали, и капитан были смелыми и удачливыми.

Владимир Врубель   29.03.2023 13:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.