Встреча с Волгой

  Мой отец родился на Волге в старинном городе Рыбинске. В 1944 году его призвали в армию, в которой он отслужил 7 лет. В родной город он так и не вернулся, женился на моей маме и остался жить в Ленинградской области. Но почти каждое лето мы ездили, хотя бы на неделю, всей семьей в Рыбинск к папиным родным. Это были самые первые и самые радостные мои путешествия.

 Ехали мы обычно на пассажирском поезде, медленно объезжающем и подолгу стоящем на всех станциях и полустанках, попадающихся на его пути. К поезду приходили старушки и продавали газетные кульки с малиной, черникой, горохом. Я любила смотреть на мелькающие за окном деревья. Мне они казались опоздавшими на поезд пассажирами, которые бегут за поездом и тянут к нему руки и просят подождать их. Потом я засыпала под стук колес – ехать еще долго.

  Но каждый раз, когда мы подъезжали к Волге, папа тихонько меня будил, и мы с ним в коридоре, припав к окну, ждали появления Ее. В предрассветных сумерках деревья вдруг расступались, отставали от поезда, и появлялась Волга – широкая, раздольная, неспешная. Она заполняла собой все пространство и, как будто вливалась в душу светлой своей красотой и необъятностью. В ней была какая-то спокойная сила. Река не ласкалась и не навязывалась, просто текла по своим неотложным делам. Ей было некогда, она работала день и ночь, несла на себе пароходы и баржи, крутила колеса турбин, раздавала свою воду людям, животным, растениям. Она была заботливой матерью, строгой и справедливой, бережливой и щедрой. Поезд медленно двигался по мосту. А я сливалась с Волгой и текла с ней далеко-далеко за горизонт. Но мост кончался, и лес снова закрывал собой реку. Словно кончилось театральное действо, и спустился занавес. Утром мы приезжали в Рыбинск, а вечером уже все вместе шли на Волгу. Она была самым главным и самым важным жителем города. Мы шли к ней на поклон. Здравствуй, матушка! Если бы можно было с чем-то сравнить душу русского народа, я сравнила бы ее с Волгой. Она щедро наделяла талантами многих, родившихся на ее берегах.

  Она была музой Некрасова, главным действующим лицом пьес Островского, подарила силу и мощь голоса Шаляпину. Она присутствует на полотнах Левитана и Репина, она наградила бунтарским характером Стеньку Разина и Максима Горького. Недалеко от Рыбной слободы (так назывался Рыбинск)  родился знаменитый Федор Ушаков, не проигравший ни одного морского сражения. На ее берегу в городе Симбирске родились два человека, сыгравших такие важные и трагические роли в истории России – Владимир Ульянов-Ленин и Александр Керенский.

  Во время Великой Отечественной Волга послала своих лучших сынов на бой с врагами, напавшими на нашу страну, и гордилась ими, остановившими фашистов у ее берегов под стенами Сталинграда - Волгограда.
В Рыбинске на набережной Волги стоят два памятника: Бурлаку и поэту. Две эпохи.

  Скоро дети даже не будут знать, кто такие бурлаки, и зачем нужно тянуть баржи.

  А поэт Лев Ошанин, даже если бы он не написал ничего, кроме «Издалека долго течет река Волга», был бы дорог каждому, родившемуся в России. Когда эту песню пела Людмила Зыкина, будто-бы Волга слушала ее и подпевала.

  На левом берегу реки, там, где в Волгу впадает Шексна, раскинулся парк – бывшее имение (жаль, не уцелевшее) Михалковых – предков знаменитых режиссеров и поэта Сергея Михалкова. Это символично, что именно он стал автором гимна нашей страны и Советского Союза и России.

  Уже 20 лет нет на свете моего отца – светлого и доброго, широкой русской души человека. Я редко бываю в Рыбинске. Но когда подъезжаю к Волге, обязательно встаю к окну и тихо говорю:»Здравствуй, матушка!», а потом вечером идем с сестрой к Волге и я опускаю в нее свои ладони.
2016


Рецензии
Был и я на Волге и купался в ней. Река широкая, красивая, несет неспешно свои воды, где-то на дне её покоятся осколки памятника Иосиф Виссарионовича, где-то от этого треснул туннель под Волгой. Но реке все равно, она видела много цивилизаций до и после.

Красивый стиль изложения, написано с большой любовью к отцу и местам которые он любил! Браво!

Заметки Географа   26.05.2023 19:35     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Искандар! Я любила отца, наверное, больше, чем маму. Он умел радоваться жизни и находить в ней интересное. В нем совсем отсутствовал эгоизм. Он учил меня: прежде, чем судить о человеке, поставь себя на его место. И старался заботиться обо всех, кто попадал в зону его внимания. Сейчас таких людей я не встречала.

Людмила Петрова 3   03.06.2023 23:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.