Ванька

Лето было в самом разгаре, и на улице стоял самый настоящий июльский день. На небе ни облачка, ни, тем более, дождевой тучи, как это у нас часто бывает в летние деньки. Солнце пекло сильно, но этого не было так заметно из-за лёгкого ветерка, который периодически обдувал всё, что попадало под жаркие лучи. Мы ехали из города в деревню, чтобы проверить, как там поживает наш старый домик: не покосилась ли крыша или не потекла ли где, случаем; не почернели ли брёвна от не самой хорошей погоды, и всё ли в порядке на участке. Ездили мы туда редко, потому что так жили в городе, а дорога сюда занимала долгие часы. В машине было душно, поэтому, мы очень обрадовались, когда за стёклами замелькали знакомые пейзажи, предвещающие окончание нашего долгого пути.
По дороге мы решили заехать на кладбище, чтобы почистить отведённый нам участок, который за долгое время нашего отсутствия должен был зарасти, Бог знает, чем. Но когда мы дошли до могил наших родных, мы были крайне удивлены или, вернее сказать, ошарашены. Памятники блестели, из земли не торчало ни одного сорняка, а венки не были запачканы улитками и пылью. Всё было в таком виде, как будто вчера мы уже побывали здесь и всё прибрали.
Кто же это сделал? Все участки вокруг тоже чистые. Может быть, это какой-то дворник при кладбище? Да нет, раньше тут такого не водилось, да и нет человека, в работу которого входила бы уборка кладбища. Удивлённые, с отсутствием каких-либо догадок, мы пожали плечами и поехали к дому.
Но, когда через месяц, мы снова приехали сюда и вновь увидели наш участок на кладбище убранным, нам стало очень интересно, кто же это всё-таки делает. Мы переночевали в деревенском доме, на следующий день утром пришли на кладбище, притаились и стали ждать. Через какое-то время на территорию кладбища с тряпочкой и щёткой в руках вошёл какой-то растрёпанный светловолосый мальчишка лет десяти. Длинные, нечёсаные волосы нависали над глазами, а те блестели из-под них ярким голубым огнём. Нос мальчика был весь в веснушках, а сам он весело шёл, что-то насвистывая. Он перемахнул через чью-то ограду, протёр памятники и кресты за ней, смахнул пыль щёткой с венков, снял улиток, и, собрав несколько опавших листьев с земли, отнёс их на помойку. Затем он вернулся и, перемахнув через нашу ограду, начал делать тоже самое. Мы вышли из-за деревьев и сделали вид, будто приехали на один из соседних участков и собираемся его чистить, а сам я, подождав немного, подошёл к мальчишке.
- Привет! – поздоровался я, - ты кем будешь?
- А, здравствуйте, дяденька! - поднял лохматую голову он, - меня Ванькой зовут.
- А ты что тут делаешь на кладбище? К тому же один! Тебе не страшно?
- А чего тут бояться? – усмехнулся он, - мёртвые – они не живые - не тронут. А я сюда пришёл участок убрать.
- А, это, наверное, твой участок и твои родные тебя попросили? Так?
- Да, нет, не мой. Чей-то.
- А, если он не твой, зачем же ты его убираешь?
- А какая разница, чей он? – удивился Ванька, -  негоже, чтобы в запущении был.
- Так, хозяева, наверное, приедут рано или поздно и уберут его, - сказал я.
- Пусть, - пожал плечами Ванька, - только, когда это будет? Может быть, они живут далеко или переехали насовсем. Или вообще, не дай Бог, все умерли. А тем, кто лежит в земле что? Им, наверное, приятнее лежать среди чистоты и смотреть на неё оттуда…, ну, с неба, то есть, и знать, что о них после смерти не забыли. Вот.
Я был очень удивлён и растроган этим ответом. Слова Ваньки все были пропитаны добротой и заботой о тех людях, которых он даже не знал.
- Ну, а Вы сами, кем будете? – чуть-чуть помолчав, спросил Ванька.
- А я… хороший друг хозяев этого участка, - соврал я, потому что мне вдруг стало стыдно, что какой-то простой деревенский мальчик заботится о моём участке на кладбище больше, чем я. – Ты не переживай, хозяева этого участка живы и даже очень хорошо себя чувствуют.
- Слава Богу!
- Просто они, как ты сказал, живут далеко, и у них нет возможности часто сюда ездить. Они просят нас. И мы, когда здесь бываем, навещаем их родных.
- А меня никто не просит, - снова лучезарно улыбнулся Ванька, - я это делаю сам. По своим соображениям, которые я уже озвучил.
- Ты очень хороший мальчик, Ваня, - потрепал того по голове я, - ты добрый, отзывчивый и сердце у тебя тоже доброе. Я уверен, что когда ты вырастешь, ты будешь замечательным человеком.
- Спасибо! – засмеялся тот.
- На, вот, держи, - я достал из кармана пару конфет, - угостись.
- Ещё раз спасибо, дяденька! – поблагодарил он и закинул обе конфеты в рот.
- Ну, а сейчас ты можешь идти по своим делам дальше. Мы тут всё приберём.
- Зачем? – нахмурился он, - давайте доделаем это вместе. А потом я пойду на другие участки, - мы все перелезли через ограду и очень быстро прибрались, хотя, особенной грязи, благодаря частым визитам Ваньки, там и не было.
- Спасибо тебе за помощь! – сказал я ему, - но ты не волнуйся, мы сюда будем регулярно ездить и всё убирать. Можешь не заморачиваться.
- А что? Вам ехать далеко, а я тут рядом живу. Мне и не сложно. К тому же, пока пройдёт время до вашего следующего приезда, сюда нападают листья. Чай, осень уже. А я приду и их уберу. Неча им тут валяться.
- Ну, хорошо, - мягко улыбнулся я и обнял Ваньку, - спасибо тебе ещё раз! Береги в себе свою доброту.
Мы сели в машину и поехали обратно в город. И весь оставшийся день, и долгое время потом у меня было тепло на душе от мысли, что где-то, пусть не в городе, а в какой-то маленькой деревеньке, ещё остались люди, способные бескорыстно делать добро.


Рецензии