Жертвы периферии Ленинградского дела

           Первый секретарь Ульяновского обкома ВКП(б) Терентьев. И.Н.

                Арестован 21 июля 1949 года. Получил 15 лет лагерей. Реабилитирован в 1954г. Обвинялся в том, что являясь секретарем Ульяновского обкома партии, подрывал экономическую мощь советского строя, лично на протяжении ряда лет расхищал социалистическую собственность и позволял другим воровать государственное добро. При его содействии в Ульяновской области расхищено большое количество спирта, чем нанесен государству ущерб, составляющий в денежном выражении свыше 70 миллионов рублей.
В период карточной системы допускал разбазаривание фондовых товаров, предназначенных к выдаче рабочим и служащим.

                Распространял среди коммунистов вражескую “теорию” о невозможности подъема сельского хозяйства Ульяновской области без обновления всего существующего тракторного парка. В быту вел себя недостойно, пьянствовал и развратничал. Изобличается показаниями арестованных АРТАМОНОВА, ОСИПОВА и других, всего в количестве 30 человек.

                О личности первого  секретаря Ульяновского обкома ВКП(б) Ивана Николаевича Терентьева до сих пор известно крайне мало. Он возглавлял наш регион в период с 16 января 1943-го по 5 марта 1949 года. Он родился в 1908 году в Читинской области и до перехода на партийную работу работал на золотых приисках и даже «дослужился» там до должности управляющего горным строительством. С октября 1938 Иван Николаевич возглавлял Уссурийский обком партии.

                Вот как Иван Терентьев писал о своих первых впечатлениях от Ульяновска: «Город был буквально забит эвакуированными предприятиями, учреждениями, военными училищами, учебными заведениями. По решению правительственных органов в Ульяновске были размещены Наркомат речного флота РСФСР, Наркомат внешторга СССР, тыловые и хозяйственные службы Военно-морского флота, Управление шоссейных дорог НКВД СССР, частично Приволжский военный округ, шесть военных училищ, эвакогоспитали, институты и др. Здесь же находился штаб Волжской военной флотилии во главе с контр-адмиралом Рогачевым.

                В Ульяновск были эвакуированы заводы и фабрики из Москвы, Киева, Харькова, Витебска и других городов, временно оккупированных немецко-фашистскими войсками.

                О плотности заселения города говорит такой показатель: из 35 школьных зданий 25 были заняты фабриками, заводами, госпиталями и разными учреждениями. Естественно, что в городе увеличилось количество жителей. Норма жилплощади на одного человека сократилась до 2-3 квадратных метров. Основная цель образования области состояла в том, чтобы приблизить руководство к промышленности, сельскому хозяйству, социально-культурным сферам - следовательно, включить все резервы и дать новый импульс в работе. Особенно это касалось сельского хозяйства.

                Начало практической работы вновь образованной области выпало на середину Великой Отечественной войны - трудности колоссальные,  ограниченное снабжение населения продуктами питания, нехватка людей на заводах и фабриках, старики и женщины в колхозах и совхозах, септическая ангина в сельской местности. Все это надо было пережить, выстрадать и выстоять». Он руководил регионом до 5 марта 1949.

                А что стало потом спросите Вы ? А было дело,  « персональное дело», на котором из него сделали вора общесоюзного масштаба.
 
                Сигналы с предприятий спирттреста были давно, Терентьев этому должного значения не придавал. Помощник секретаря Обкома Герасимов передавал Суханову фамилии тех, кто сигнализировал о преступлениях, а Суханов принимал к ним репрессивные меры.

                В 1946г Суханову дали строгий выговор и был вопрос в ЦК партии о снятии его с работы. Но он снят был в 1948г, даже был представлен к награждению орденом Ленина, эти поступки характеризуют политическую слепоту Терентьева и Артамонова, которые также были завязаны с этим спиртом и не могли этот вопрос поднимать.Такие разговоры шли в народе,  и примерно также складывалось его дело в органах.

                Только комиссия ЦК вскрыла это дело. Если такие ответственные работники были замешаны, то и ответственные работники суда и прокуратуры были замешаны и поэтому не могли разоблачить друг друга и судить, люди грабили государственное добро организованным порядком.Якобы в то время шла  жестокая борьба с пережитками капитализма, с расхитителями государственной собственности, пьяницами, ворами и все эти ответственные руководители забыли, что они советские люди.

                Терентьев взял 40 литров спирта, и они организовали гулянки, пользуясь бесплатно. Подчиненные тоже смотрели на них. Это дело разоблачается новыми товарищами в Обкоме, принимаются должные меры. Изобличены, зам. председателя облисполкома Рязанцев, председатель горсовета Салицкий и сняты с постов.

                Вот так была представлена информация  по первому секретарю обкома. Каков негодяй, скажите вы. А вот если убрать все эти розовые налеты на очках и рассмотреть это дело по нормальному.

                В провинциальный город, я повторюсь, в массовом порядке переводятся серьезные предприятия и часть правительства СССР, причем ничего этого не было запланировано, и не было дополнительного финансирования, ибо все работало для фронта. Однако нужно было строить новые корпуса заводов, реконструировать старые, устанавливать оборудование, расселять людей и обеспечивать их быт. Это в то время, когда все связи порушены.
 
                Поэтому, если даже Терентьев и пользовался этой лазейкой на спиртзаводе для ускорения процесса строительства и обустройства ( ибо все знают, что спирт во все времена, был разменной валютой внутри государства), в виду отсутствия финансирования, то делал он это не для личного накопления потому, как я не знаю не одного партийного руководителя, который бы в то время имел сотни  тысяч накоплений под подушкой , не говорю уж про миллионы. Хотя это не касается, некоторых отдельных личностей приближенных к правительству СССР.

                Якобы изобличая его деятельность на фоне спиртового скандала, органы следствия просто расписались в собственном бессилии.
Конечно, по закону это считается преступлением, но это было время, когда страна стояла перед выбором. Быть или не быть. Стоял вопрос о существовании  страны в целом. И в мгновение ока человека, который в короткий срок организовал прием, строительство, установку и пуск предприятий перемешивают с грязью и закидывают на свалку истории.

                Причем обвинения строят на его окружении, как это видно из выступления начальника областного управления МГБ т. Кримяна на пленуме Ульяновского обкома ВКП(б) 5 марта 1949 г.:
«Взять хотя бы Осипова. Этот тип до сего времени по милости Терентьева  подвизается на руководящих должностях, являясь секретарем облисполкома.
Будучи еще секретарем Ульяновского обкома ВКП(б) по торговле, Осипов проявил незаурядные способности жулика крупного масштаба... В конце 1944 года Осипов два месяца жил в гостинице "Москва", занимаясь пьянством и развратом, а в Ульяновский областной комитет партии сообщал, что задерживается в Москве в связи с болезнью. По показаниям очевидцев, Осипов похитил и продал на рынке Москвы значительное количество папирос, шоколаду и других продуктов, полученных для трудящихся Ульяновска... Осипов так нагло и бесстыдно воровал, что даже Терентьев не решился дальше держать его в обкоме ВКП(б). Тогда его направили в спиртотрест, там он проворовался, его перевели в облпищепром, а оттуда с выдвижением в облисполком».

                Каким образом выбивались признания, нам сейчас известно. Я не изучал подноготную Осипова, может он и действительно был жуликом, хотя быть замом по торговле и два месяца жить в Москве, в то время было нормально, ибо ждать подписания договоров, и отправлять вагоны нужно было постоянно. Это ведь город, а не село, а способности снабжения есть не у каждого. Да и Терентьев при такой загрузке, мог и не заметить вокруг себя такого, если задачи поставленные перед ним выполнялись. Слишком много «если», было в то время.

Продолжение . . . .


Рецензии