Детская память

Человеческая память – удивительный феномен, который  подчас  преподносит сюрпризы.  Память старика – не много и не мало – целая жизнь.  Вы замечали, что все пожилые люди любят рассказывать о прошлом, они делают это с удовольствием, припоминая события минувших лет во всех подробностях. Видимо путешествие по глубинам памяти освобождает наших стариков  от суровой реальности хотя бы на время.

Евгения Августовна - латышка и, в присущей ей манере  неспешного повествования,  часто рассказывает о своей жизни.

«Шел 42 год. Немцы наступали на Москву по Калужскому шоссе. Наша семья, мама и трое девочек:  десяти, восьми и пяти лет  жили в 12 километрах от Калуги. Я была младшей, мне тогда было пять лет. Отца репрессировали в тридцать восьмом, поэтому все заботы о семье легли на плечи матери.

Нас спешно эвакуировали, мы оказались в поселке, где жила наша тетка  и поселились в пустующем доме.

Немцы приближались. Обстрелы всегда начинались на рассвете.

В ту ночь матери не спалось, она ходила по дому из угла в угол, повторяя одни и те же слова «Скорее бы рассвет! Скорее бы рассвет!»  Видимо, материнское сердце что-то чувствовало. Обстрел еще не начался, а она уже скомандовала детям: «Быстро,  все на улицу! Бегите за мной, не отставайте!».

Схватив меня на руки, она выскочила из дома и побежала к окопам, старшие девочки бежали  за ней следом.
   
Обстрел начался, как только солнечный диск показался из-за горизонта.

В то утро было всего три снаряда. Три выстрела. Три удара.

Мать  добежала до окопа, опустила меня на землю и упала сверху, прикрыв  своим телом. Когда прибежали на помощь, она была мертва, осколком ей разорвало грудь и повредило шею.

Сначала подумали, что ребенок тоже  мертв – я была вся в крови.  Но тут я начала моргать глазами. Я не плакала. Молча стояла и хлопала глазами. На мне не было живого места – волосы, лицо, одежда  - все пропиталось материнской кровью.

И вот что удивительно, я помню, как нас везли в детский дом, помню теплушку, разделенную на четыре части, в которой находились дети и раненые. Помню во всех подробностях, как мы ехали, как нас встречали, как оформляли в детский дом.

Помню каждый день, каждый миг свой долгой жизни, но то, что было со мной до пяти лет, до момента гибели мамы – навсегда стерлось из моей памяти. О событиях того дня, навсегда изменившего нашу жизнь, я знаю только из рассказов тетки и сестер».

Вот как бывает, материнская кровь защитила дитя от смерти, а детская память – от горьких воспоминаний. Так уж устроена детская память.


Рецензии
Людмила в ваших рассказах я ощутил следующее:
Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно анализируют свое поведение, они привыкли продумывать каждый шаг. Такие личности практически не поддаются обману. Однако им крайне сложно устроить свою личную жизнь. Потому что с момента знакомства с потенциальной второй половинкой они начинают искать выгоды и пытаться вывести формулу идеальной совместимости. Поэтому, заметив такой склад ума, окружающие отдаляются от них.
Другие полностью подвержены зову чувств. Во время влюбленности сложно заметить даже самые очевидные реалии. Поэтому они часто подвергаются обманам и сильно от этого страдают.
Сложность отношений между представителей разного пола в том, что на разных этапах отношений мужчины и женщины слишком сильно пользуются разумным подходом или наоборот, доверяют выбор линии поведения сердцу.
Наличие пламенных чувств, безусловно, отличает человечество от животного мира, однако без железной логики и некоторого расчета нельзя построить безоблачное будущее.
Заходите на мою страничку и оцените и моё творчество.

Александр Псковский   01.09.2018 16:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за Ваше прочтение и рецензию, думаю, в мире все сложнее, и я бы не рискнула делить людей на две категории. Часто человеческая натура способна удивлять своей сложностью и многообразием вариантов. Мне интересно наблюдать за собой и за другими, какой еще сюрприз выскочит из "табакерки"? Еще раз спасибо Вам.

Людмила Устинова   01.09.2018 17:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.