74. Хуторская чертовщина. Хозяйственные дела

            Необычное чувство, проснуться в комнате своего детства, особо ничего не изменилось, тот же потолок и большие окна, выходящие в палисадник.

         Почти все предметы на своих местах, а вот осознание, что это когда – то было твоим, вызывало смешанное чувство, все это вокруг стало отдаленно прошедшим временем.

          И всё ж таки приятно поваляться в тёплой постели, вспоминая те далёкие дни, когда он кадетом приезжал на каникулы домой, по привычке просыпался рано, а потом, сообразив, что не нужно подскакивать под бой барабана в шесть часов утра, засыпал и спал часов до девяти, досматривая дома прерванные сны строгим распорядком.

             Пётр с матушкой решили после завтрака сходить в родовой склеп, навестить в усыпальнице покойного Кузьму Ильича, отнести цветы, а также помолиться за упокой отца, да деда с бабкой.

          Из усадьбы вышли в сопровождении прислуги, их помощь могла понадобиться в любую минуту.

                Уходило бабье лето, западный ветерок гнал по небу не большие облака, чувствовалась прохлада, что предвещало скорую смену погоды.

             После тёплой погоды  обязательно пройдут дожди, и наступит временное или продолжительное ненастье.

             Наши места настолько не предсказуемы, что загадывать предстоящие погоды не стоит.

             К середине ноября может выпасть снег и ударить мороз или после двух недельной слякоти, вновь может вернуться тепло, уже не такое тёплое, но этого будет достаточно, чтобы просохли разбитые к этому времени дороги.

             После небольшой прогулки по поместью вышли к горе, остановились, внизу на небольшой площадке стоял склеп, а далее открывался вид на широкую долину, местами  поросшую густым лесов.

           Внизу, до протекающей тонкой  нитью речки, лес частично был вырублен для хозяйственных нужд.

              Здесь среди поросли и кустарников в изобилии произрастала дикая ежевика, левее от кургана соединённого тонкой перемычкой с левой стороной балки, на отвоёванном у леса участке находился барский огород.

              Вековой чернозём при достатке влаги давал обильные урожаи, что в избытке покрывало потребности большого барского стола.

           Пётр, внимательно осматривая местную природу, отметил, что за время его отсутствия лес заметно поредел, на что Анна Владимировна заметила:
                - Подворовывают.
                - И наши крестьяне и из соседнего поместья.
               - Да и станичники так и норовят выхватить для себя.
                - Строительного леса навезли много, благодаря железной дороге, но за него нужно платить деньги, а тут стараются утащить даром.

           Затем началось новое обсуждение.

               Привыкший к столичному комфорту, Пётр предложил, что неплохо было бы  с горы к склепу сделать ступени, а внизу площадку перед  склепом выложить камнем.

                Анна Владимировна соглашаясь, утвердительно качала головой:
                - Да хорошо бы, но для кого это нужно, вы дети всё реже бываете в поместье, а мне и так привычно.
                -  К тому же мне пора бы перебраться в город.
                - Вот разберусь с делами, найду добропорядочного управляющего, отмечу годовщину Кузьмы Ильича и тогда перееду во Владикавказ.
              - Туда - то вам проще будет приехать, да навестить меня.

            Сын в этом вопросе полностью был на стороне своей любимой маменьки.

            После этой душевной беседы  по тропинке прошли вниз, отворили двери склепа, спустились по ступеням внутрь, где провели не менее часа, после чего вернулись усадьбу, где до обеда обсуждали, как поступить далее с поместьем.

           За сытным обедом обговорили завтрашнюю поездку в город в управление полиции, Анна Владимировна хотела поехать вместе с сыном, но Пётр её отговорил, дорога очень дальняя и утомительная, тем более сын собирался вернуться в этот же день.

              Выезд из усадьбы назначили на три часа ночи, чтобы с утра   решить все вопросы в полиции, для этого был вызван кучер, и ему было приказано подготовить лошадей и тачанку.

               Ну а куховаркам заказали приготовить в дальнюю дорогу вкусную еду.

            Отдохнув после обеда, Пётр решил пройтись по поместью, заглянуть на конюшню, куда в детстве он любил бегать, узнать обстановку, прикинуть нанесённый убыток от потери угнанных лошадей, после чего посетить кошары.

               Так что делами  будет он занят  до самого вечера.

         Пётр решил пройти от кухонной постройки через  хозяйственный двор, чтобы выйти через западные ворота, ему интересно было посмотреть, что изменилось за время его отсутствия.

           К стоящим хлебным амбарам прибавилось ещё два, расширились кладовые, гумно с ригами обзавелось паровой молотилкой, не большая конюшня оставалась прежней, рядом каретник.

                Замыкал всё это компактный птичий двор.

           Дворовые люди раскланивались с Петром, подумывали, вот новый барин обходит будущие  свои владении, многие  помнили  его с детских лет и  знали его ершистый характер, возможно,  будет даже строже отца.

               Солидный получался хозяйственный двор и занимал большую территорию, у западных ворот, Пётр был облаян привязанными по углам,  сторожевыми псами, откуда им было знать, что это один из наследников Кузьмы Ильича.

            От ворот он направился по дороге к перекрёстку, свернул в сторону балки, вышагивая по небольшому уклону, посматривал по сторонам.

        Ему даже понравилось такое передвижение по поместью, он представил, что по этой дороге также ходил его дед, затем отец, а теперь идёт он, Пётр Мамкин.

            А что, позабросить эту службу в столице, да переехать всей семьёй сюда, под щедрое Кавказское солнце, где обилие так и прёт со всех сторон.

             Вот его отец ушёл в отставку, примерно в такие же годы и не пожалел, вон каких результатов добился, если бы не это ночное нападение, кто знает, может и стал одним из лучших конезаводчиков.

            Погружённый в свои мечты, Пётр свернул на дорогу, ведущую к конюшне, многолетнего кропотливого творения его деда и отца.


03 сент 2016 г.


Рецензии