Семь самураев, 1954, Япония, реж. А. Куросава

#### Искусство жить и искусство воевать

Когда я начинал просмотр фильма "Семь самураев", у меня было стойкое убеждение, что я увижу фильм про экзотические национальные традиции Японии. Самураи. Кодекс чести Бусидо. Ритуальные самоубийства. Но некоторая предварительная информация заставила меня в этом усомниться. А потом и сам фильм полностью изменил направление моих мыслей. Предварительная информация была следующей.

Фильмы Куросавы не раз становились призёрами европейских кинофорумов. И уже в 1951 году таким фильмом стал "Расёмон" (1951). Он явился открытием для европейцев японского кинематографа. Дальше, в 1954 году призёрами стали фильмы "Жить" и "Семь самураев". На мой взгляд, это говорит о том, что европейцы увидели в этих фильмах что-то близкое им самим. И "Расёмон" и "Семь самураев" созданы на базе исторического сюжета. Действие "Расёмона" происходит в 11 веке, а в "Семь самураев" события относятся ко второй половине 16 века. Что примечательно, оба исторических периода связаны с серьёзными катаклизмами в Японии. Междоусобные (гражданские) войны, ослабление государства, хаос, разруха, нищета, голод, разбой и бандитизм. Это на внешнем материальном уровне. На уровне внутренней духовной и душевной жизни людей деградация, разрушение традиционных ценностей, ослабление нравственных устоев общества, эгоизм, корысть, буйство страстей и животных инстинктов.

К истории художники-творцы (писатели, поэты, музыканты, живописцы и режиссёры) обращаются, когда находят параллели с современностью. Фильмы Куросавы вышли в послевоенный период в стране, проигравшей войну. В стране, которая в период с 1945 по 1952 год была оккупирована США, и находилась под жёстким контролем всех сфер жизни. Это период, когда общество переосмысливает главные вопросы бытия. Они звучат так: кто мы? откуда пришли? куда идём? Уроки прошлого - это опыт человечества. Он даёт возможность двигаться дальше, выполнив работу над ошибками, наметить новые цели. Осознать самих себя, ощутить свои корни, сформировать общенациональные и общечеловеческие ценности. Как известно, "если у корабля нет цели, ни один ветер не будет ему попутным".

Следующий момент универсальности фильмов Куросавы. Если европейцы считали: вот оно, чисто японское кино, то сами японцы говорили, что режиссёр снимает фильмы прозападные, называли его космополитом. Эти две точки зрения свидетельствуют скорее о том, что Куросава создавал искусство, которое выходит за пределы национальной культуры и выражает проблемы всего человечества. Два сюжета фильмов "Расёмон" и "Семь самураев" - из японской истории. Но в  двух других фильмах 50-х годов, "Идиот" (1951) и "Жить" (1952), в основу сюжета положена классика русской литературы. При этом Достоевский и Толстой перенесены в современную Куросаве Японию. Режиссёр тем самым только подтвердил, что масштаб произведений русских писателей имеет всечеловеческий охват, а не только повествует о проблемах России накануне революции. Акира Куросава интегрировал сюжеты в японскую действительность, и они легли естественно. Потому что он не привязывался к форме, а смотрел вглубь. Вот если бы он японских актёров одел в русские кафтаны, и заставил пить чай у самоваров, то это было бы забавно, но ненатурально. Так сделали, например, британцы, сняв в 2012 году "Анну Каренину". Получился водевиль на тему западных шаблонов о русской душе: снег, медведи, водка, пляска, страсти, дуэли и прочие штампы. Вообще, проблема экранизации произведений классиков - это отдельная большая тема. Но Куросава смог подняться выше костюмных исторических мелодрам и поставить вопросы, которые и должно решать искусство. Ведь наука и религия до сих пор не могут ответить на вопросы по существу: каким должен быть человек, чтобы жить в гармонии с природой, со Вселенной. А по существу, в согласии с Божественными законами. Религия отвергает многие достижения современной цивилизации. Наука оперирует понятиями, среди которых нет аналогов таким терминам как "Божий промысел", "Божья воля", "карма" и т.д. Религия и наука работают в противофазе, не пытаясь найти точки соприкосновения. Искусство свободно в этом отношении от догм, и использует в своём арсенале как научные гипотезы, так и религиозные представления о строении Вселенной.

Но отношение к искусству у современного человека потребительское. Мы хотим получать только удовольствие, читая хорошую книгу, идя в кино, на концерт, выставку картин. Часто слышишь даже от высокого ценителя искусства: я получил огромное наслаждение от такого-то шедевра. Но кто говорит, что он испытал шок, катарсис, изменил своё мировоззрение после прочтения книги или просмотра фильма? Именно по этой причине современное искусство всё больше становится шоу-бизнесом. Ведь на низменных страстях человека всегда можно заработать больше. Хотите получать наслаждение? Получите. Поржать, пощекотать нервы вам поможет индустрия Голливуда и его филиалы по всему миру. Если вы пришли в кинотеатр расслабиться после трудовой недели, то не удивляйтесь тому выбору, который вам предложит прокатчик. И даже если вы считаете себя ценителем высокого искусства, и пришли на ретроспективу Тарковского, то задумайтесь о том, что именно вы можете вынести из кинотеатра, кроме пустых ведёрок поп-корна. Как говорит Андрей Звягинцев, в киноискусстве важно то, с каким прибытком зритель выйдет после просмотра фильма.

Итак, кино - это инструмент познания  мира. И свой анализ фильма "Семь самураев" я строил с позиции всеобщих проблем человечества. И вот к какой трактовке я пришёл. Надеюсь, что она будет понятной для всех. И для всех очевидной. Ведь искусство - это отражение жизни в её Божественном проявлении. А жизнь - это всегда конфликт. Без него не существует развития во Вселенной. Закон единства и борьбы противоположностей подразумевает, что внутри системы происходит противоборство двух разнонаправленных векторов. И разрешение этого противоречия устраняется путём перехода системы в качественно новое состояние.

Приведу два самых ярких примера этого процесса. Первый пример - это символическое отображение строения Вселенной в виде Инь - Янь. "Инь и Янь представляют собой две фундаментальные силы, которые создают вселенную и приводят ее в гармонию путем своего взаимодействия и непрерывного поиска баланса. Эти две противоположные, конфликтующие силы присутствуют в каждом действии. Они символизируют две противоположные энергии, которые, видоизменяясь и взаимодействуя, представляют собой динамику мира. Этот символ говорит о том, что реальность состоит из взаимодействия противоположностей и противоположных принципов. Инь и Янь зависят друг от друга, создают постоянное движение, поднимаясь и опускаясь, как волны, и поддерживают взаимную гармонию."

Второй пример - ближе к нашей непосредственной земной жизни. Семья. Мужчина и женщина представляют две противоположности. Их взаимодействие - это конфликт, разрешение которого создаёт семью и рождение здорового потомства, новой жизни, новой энергии. От конкуренции идёт плавный переход к сотрудничеству.

Искусство отражает те же процессы. Главный мотив любого произведения - это конфликт. Возникает неразрешимое противоречие. Идёт процесс противоборства, закручивается интрига. И в конце концов наступает кульминация, после чего мы наблюдаем, что из этого конфликта герои выходят изменившимися внутренне.

Сюжет фильма "Семь самураев" очень созвучен аналогичным событиям в русской истории. Период междоусобиц, войн провинций за главенство кланов приводит к тому, что власть императора ослаблена, большие территории разорены, не контролируются войсками. Появляются бандитские формирования, которые начинают грабить и терроризировать мирное население, крестьян. В одном из таких селений жители совещаются, как им дальше жить. Практически весь урожай забрали бандиты, и судьба будущего урожая также под угрозой. Мнения разделились. Одни считают, что надо на коленях умолять бандитов о милости, другие готовы воевать, и погибнуть, чем так жить. Но все сходятся в одном: продолжать так жить и дальше самоубийственно. И крестьяне идут к старейшему жителю села за советом. И вот здесь начинается первый круг диалектики. Когда возникают противоречия, которые нельзя решить на привычном уровне. Полное подчинение бандитам приведёт к тому, что крестьянам нечего будет есть, и их семьи погибнут. Дать отпор бандитам - это значит погибнуть тоже, потому что в этом случае бандиты перебьют всех, не жалея ни женщин, ни детей.

Выслушав это, старик Гисаку говорит: "Мы примем бой, наняв самураев для охраны. Найдите голодных самураев, готовых за еду воевать."

Кто такой самурай? Это профессиональный воин, традиционная элита вооружённых сил Японии. Он живёт по своему кодексу чести, презирает смерть, не привязан к материальным ценностям, к земле. Но это воин, преданный своему сюзерену, князю. Именно от воли своего князя зависит его благосостояние, его жизнь, его судьба. В период междоусобиц ослабление и гибель того или иного правителя провинций Японии ведёт к гибели и разорению самураев. Множество самураев остались без средств к существованию, без войска, без цели. И вот таких воинов предлагает найти Гисаку.

Чтобы говорить о фильме дальше, надо понять внутреннюю сущность главных действующих лиц фильма. Перед нами три главные группы: бандиты, крестьяне и самураи. Какие идеи определяют сущность этих трёх групп? Крестьяне в исторической перспективе - это главная жизненная сила. Это сейчас мы живём в век технического прогресса, когда многие функции общества распределены между разными специалистами, часто узкими. Но раньше в любой точке планеты главным способом существования являлось сельское хозяйство. Нет урожая - нет еды. Нет еды - нет возможности выжить. Общество жило на земле, плодилось, растило детей, защищалось от внешних врагов. По мере своего объединения и укрупнения, люди испытывали всё большую потребность в защите. Уровень опасностей возрастал. Требовалась постоянная необходимость быть готовым воевать, защищать свои рубежи. Совмещать труд крестьянина и воина становилось не по силам. Появилась каста воинов, которые профессионально воевали, но не могли сами себя прокормить. Их содержало то общество (племя, город, княжество), интересы которого они защищали. Воин готов умереть, защищая интересы своего общества, не зависит от имущества, земли, собственности. Но он уже не умеет пахать, сеять, добывать пропитание. Он должен быть на содержании того клана, который защищает.

Самурай Симада говорит своему молодому ученику: "Я помню, что сам чувствовал в твои годы. Тогда я стремился отличиться на войне. Я мечтал, что когда-нибудь стану владельцем замка. Но время летит быстрее, чем породистый конь. Посмотри на меня - моя голова уже поседела. А что у меня есть? Ничего, кроме этой самой головы. Путь воина не принёс мне удачи. Я беден."

Крестьянин же всегда по мировоззрению собственник. Он привязан к своей земле, своей семье, своему дому и деревне, где он родился. Ему есть что терять. Поэтому он беспокоится за будущее. Оно рождает в нём страх. Страх - это всегда боязнь что-то потерять: имущество, родных, свою жизнь.
Полусамурай-полукрестьянин Кикутиё, хорошо понимая психологию крестьян произносит пламенную речь в защиту крестьян, когда самураи обвиняют их в эгоизме, вероломстве и трусости (выяснилось, что крестьяне добивали самураев и снимали с них доспехи и оружие):

"Что я слышу? Благородные воины! За кого вы держите крестьян? Вы думаете, они святые? Да это хитрые животные, которым нельзя доверять. Попросите у них рис, и они будут божиться, что у них ничего нет. А на самом деле, у них есть всё. Разройте полы, обыщите их чердаки. И вы найдёте не только рис, но и соль, мясо, бобы, сакэ. Во время битвы они прячутся в горах, а потом охотятся на раненных и ослабевших, и грабят их. Вот как они получили эти доспехи. Крестьяне - это коварные, жадные, трусливые, низкие, кровожадные создания. Вы просто смешны. Но кто сделал из них животных? Вы сделали, благородные самураи. Будьте вы прокляты! Где бы вы не воевали, вы сжигаете дома, уничтожаете посевы, забираете еду, насилуете женщин, а мужчин убиваете или превращаете в рабов. Слышите, вы, благородные рыцари?"

Но без крестьянина как основы жизни общества всё остальное будет бессмысленно: воины, правители, города и прочее. Без профессионального воина, воспитанного в духе чести, доблести, готовности защищать и погибать не будет существовать общество, оно не сможет выстоять перед натиском тех опасностей, которые угрожают его выживанию, не сможет развиваться в преемственности поколений. Воин и крестьянин оказываются жизненно необходимы друг другу, несмотря на их кардинальное отличие в образе жизни, интересах, психологии. Это те две половинки Инь-Янь, без которых не будет целого.

Третья сила в этом фильме - это бандиты. Это люди волею обстоятельств оказавшиеся выброшенными за пределы общественной жизни. Они между двумя первыми социальными слоями общества. Война, разорённые земли оставила многих крестьян без своих родовых гнёзд. Они и пополнили ряды таких банд. Другие - это те, кто был призван в ряды воинов от сохи, но потерял потом своих военачальников. Вкусив крови, эти люди почувствовали свою силу, желание убивать, грабить, вести паразитический образ жизни. Этих людей объединила жажда лёгкой наживы. В отличие от самураев, в них не было воспитано нравственных принципов, сдерживающих животное начало. У них не было своего кодекса чести. Их души оказались слишком слабыми в противостоянии соблазнам.

Но период междоусобиц свидетельствует о том, что привычная система сложившихся взаимоотношений в обществе, традиционный уклад общества, иерархия ценностей испытывают кризис, устарели. Крестьяне не могут вести привычный им образ жизни. Самурайство как защита клановых интересов деградирует. Самурай теряет связь со своим сюзереном, со своим кланом, нищает и остаётся без средств к существованию. И тут напрямую к самураю обращается за помощью сам крестьянин. Раньше самурай защищал интересы крестьянина опосредованно, через своего господина. Крестьянин, его земля были частью собственности князя, той провинции, которой он владел и управлял. Теперь же крестьянин выступает как самостоятельный представитель своей сельской общины. Складываются качественно совершенно новые взаимоотношения между социальными группами людей.

Один уровень фильма - это пособие по выживанию в военных условиях. Самурай, согласившийся защищать крестьян отбирает ещё несколько человек среди самураев. Складывается группа из семи человек. Пять человек - это настоящие испытанные воины. Один молодой самурай - единственный, кто хорошо одет, из хорошей аристократической семьи. Он отважен, но не имеет опыта. Он хочет стать учеником главного из самураев, хочет подражать ему, научиться сражаться. Седьмой - не является самураем. Он из крестьян. Но очень хочет быть самураем. Он груб в речах и повадках, неотёсан, но ловок, отважен, и не хочет снова возвращаться к земле.

Самураи заставляют совершенно по-другому взглянуть крестьян на свою жизнь в условиях военных действий. От многого придётся отказаться, на многие вещи посмотреть другими глазами. Прежде всего, на первый план выступает коллективное начало. Всё личное должно отойти назад. Лидер самураев Камбэй Симада, осмотрев линию обороны отдаёт распоряжение: 3 дома за ручьём должны быть оставлены, потому что оборонять их они не смогут. Но крестьяне из этих домов не хотят оставлять своё хозяйство. Тогда самурай достаёт меч и заставляет их встать в строй.

Первый закон войны - забыть про своё личное.
"3 дома за мостом. 20 в деревне. Мы не можем рисковать двадцатью из-за 3-х. Подумайте, ведь если мы потеряем деревню, эти дома тоже не уцелеют. Это закон войны. Защищаясь вместе, мы защитим каждого. Защищаясь по одиночке, мы все погибнем. Отныне дезертирство наказуемо."

Второй эпизод касается того, что некоторые крестьяне очень боятся за своих дочерей, прячут их и от бандитов и от самураев. Но старейший житель села говорит одному из крестьян: "Если придут бандиты, они нас просто перебьют. Давай побеспокоимся о женщинах позже". Таким образом, крестьяне получают новый урок: действовать надо как единый организм, забыв о личном, все силы должны быть нацелены на защиту села как первоисточник всего остального блага: личного хозяйства, дома, семьи. Можно обрезать на дереве ветви, оборвать листья - дерево выживет. Но если подрубить корни, оно засохнет и погибнет. Пока идёт мирная жизнь, можно думать о личном благополучии и развитии, добиваться своих целей, заботиться о себе и своих родных. Но пришла беда, и только коллективный разум, сплочённость, единый центр управления способен будет противостоять врагу. Это доказывает и искусство, и история.

Ещё один важный момент в построении правильной стратегии обороны касается эпизода, когда Симаду спрашивают, почему в одном месте остался незащищённый участок села.

"Каждая хорошая крепость нуждается в изъяне, чтобы привлечь противника." Это говорит о том, что для хорошей обороны не надо гадать, откуда нападёт противник. В хорошей обороне ты сам планируешь это нападение, заманивая врага именно туда, где он видит слабое место. Но именно на этом слабом месте ты и готовишь ему ловушку. Оборона была построена так, что на полном скаку в узкое место прорывается один всадник. На пути остальных возникает отряд крестьян с пиками. Они заставляют бандитов отступить, а прорвавшегося всадника убивают внутри ловушки.

Третий важный аспект военной стратегии, или искусства войны, это боевой дух воинов. Даже хорошо обученный воин - ещё не составляет команду, войско. Он слишком привязан к собственному эго, своему Я. Он испытывает страх за свою жизнь. И необходимо поднять его боевой дух, он должен забыть себя, а стать частью единого целого. А для этого один из самураев сшил знамя, которое символизировало единство войска. Симада произнёс речь перед боем. Другие самураи со своими отрядами дружно скандировали, соединяя свою энергию в единый мощный заряд. Таким образом, здесь речь идёт о вещах нематериальных, которые оказываются гораздо важнее любых физических укреплений, вооружения, численности войска. Вспомним эпизоды нашей истории. Например, Суворов побеждал превосходящего по численности неприятеля, добиваясь высокого морального духа своих солдат, их единства и веры в своего военачальника. Это особая мистика, особая энергетика, особое состояние коллективного разума. Так побеждают и в командных видах спорта, когда тренер добивается от игроков полного единства, слаженности действий. Это не только умение технично играть. Но это ощущение, что ты часть этого организма, ты понимаешь и предугадываешь любой манёвр твоего напарника, и оказываешься в нужном месте в нужное время. Но нужно забыть про своё эго, свою славу, свою корысть. (Смотри на эту тему фильм "Легенда №17"). Тоже самое происходит в оркестре. Если дирижёр может настроить оркестр на нужный лад, они будут играть как единый организм, и слушатель не будет воспринимать каждый инструмент в отдельности, а будет воспринимать музыку как единый образ (пример: дирижёр Артуро Тосканини). Но если каждый музыкант будет тащить в оркестр свои проблемы, свои желания, свои претензии, а оркестр будет строиться по принципу иерархии, то ничего не получится, музыка будет распадаться на отдельные партии, на отдельные индивидуальности (Например, смотри фильм Ф.Феллини "Репетиция оркестра").

"Один в поле не воин", - говорит известная пословица. Да, в любой войне, в командной игре нет места для одиночек. В футболе высококлассный игрок может показать себя, свой класс игры, бегая с мячом по полю, и самостоятельно забивая гол. Но если противник сильный, то его действия нанесут непоправимый ущерб команде. В фильме "Семь самураев" полусамурай-полукрестьянин Кикутиё решает доказать свою доблесть, смелость и бросив свой отряд, отправляется в логово к бандитам, прикидывается там членом банды, и раздобывает одно из ружей, которое было в арсенале бандитов. Но эта вылазка привела к тому, что бандиты напали на село как раз в месте обороны отряда Кикутиё, появились новые жертвы среди крестьян, погиб один из самураев. Симада говорит Кикутиё: "Ты поступил безответственно. В бою нельзя действовать в одиночку".

Универсальность искусства состоит в том, что даёт уроки выживания в любых условиях. Для этого надо отвлечься от места и времени действия.

Надо понимать, что любые неприятные события на свою голову навлекают сами люди, общество. Своим несовершенством, уходом от Божественной воли. Война начинается там, где люди перестают чувствовать своё единство. Коллективное начало слабеет. Вера слабеет. Раздробленность на Руси привела к порабощению со стороны - Ордой. Но именно Орда установила некий порядок вещей, свод правил, который давал возможность жить, а не убивать друг друга. Орда создала условия для появления новых центров объединительных тенденций, нового типа управляющих, которые смогли подготовить русский народ к освобождению от ига.

Тоже самое в Японии. Эпоха междоусобиц. Фактически, гражданская война. Нет сильной центральной власти. Хаос. Беспредел. Бандиты нападают на мирных крестьян, отбирая урожай. Но они же заставили по-другому посмотреть на свою жизнь. Нельзя думать только о своём благополучии. Иначе ты превратишься в раба. Корысть, жадность, поклонение собственности рождает страх потерять то, что имеешь. Страх перед будущим. Значит, растёт агрессивность в душе, либо ты ненавидишь своих врагов, либо начинаешь ненавидеть самого себя за свою слабость.

В критической ситуации надо забыть о своём Я. Коллективное сознание становится определяющим в противостоянии бандитам. Некоторые крестьяне поплатились именно тем, что не могли расстаться со своим домом, своими родными.

Самураи не были зависимы ни от собственности, ни от денег, ни от своей жизни. Поэтому самурай внутренне не имел агрессии, у него не было ненависти к врагу. Но сословные интересы были важнее интересов простого народа. Самурай презирал простолюдина, крестьянина, несмотря на то, что, в конечном счёте, именно крестьянин кормил воина. Но в ходе этой истории, в результате совместной борьбы самурай и крестьянин почувствовали необходимость объединить свои усилия против внешней угрозы. Они взаимно обогатили друг друга мировоззренчески, на уровне души. И это стало началом к изменению в политической ситуации в стране.

И в конце фильма, глядя на то, как дружно под ритм барабанов и пение крестьяне в едином порыве слаженно сажают рис, Симада говорит своему другу: "Участь воина - терять вновь и вновь. У крестьян осталась их земля. А что осталось у нас?"

Фильм снят 60 лет назад. Он был обращён к теме осмысления итогов Второй мировой войны не только Японией, но и всем мировым сообществом. Но он очень современен. Сейчас мы говорим о том, что находимся в состоянии мировой информационной войны. И есть силы, которые хотят разрушить Россию, уничтожив её на уровне мировоззрения, на уровне культуры, образования, отношения к своей истории. Можно ненавидеть тех, кто хочет это сделать, считать целые страны и регионы своими врагами. Но можно понять, что все эти войны нужны нам для того, чтобы мы перестали враждовать и научились понимать других. Научились учитывать интересы других групп людей. Научились понимать, что в момент опасности необходима консолидация сил, умение жертвовать чем-то личным в пользу защиты общественных интересов. Сейчас человечество стоит на пороге таких перемен, которые изменят мир кардинально. Но в этом новом мире невозможно будет руководствоваться своей корыстью, национальным эгоизмом, интересами кланов. Слишком большие возможности будут даны человечеству для влияния на нашу планету, космос, Вселенную. Безответственное использование таких возможностей может разрушить не только Землю, но и привести к серьёзным катаклизмам в нашей солнечной системе. А этого нам никто не позволит. Поэтому именно сейчас нам дана возможность привести своё мировоззрение в порядок. Преодолеть корыстность мышления, перестать потребительски относиться к миру, научиться сопереживать другим людям, находить компромиссы в решении глобальных проблем.

И именно искусству отведена сегодня одна из самых важных ролей в процессе переформатирования, переосмысления действительности. Надо только научиться правильно воспринимать искусство, научиться видеть скрытые процессы развития нашей души, их взаимосвязь с событиями в нашей жизни.


Рецензии