Будешь писать книги

        Бывают же наивные люди? Чем дольше я живу, тем больше таких замечаю. Это те, кто верят тому, что им говорят, что они услышат. Особенно, если об этом в газете напишут или по телевизору покажут. Я таких людей не осуждаю, ведь сам такой. Попробуй разберись что там на самом деле, ведь не знаем мы всего.
        После окончания университета Иван Петрович был серьезно настроен работать на пользу обществу. Его направили работать в Академию Наук БССР, где на фасаде главного здания было написано: «Навука - магутная зброя будаўнікоў камунізму». В переводе с белорусского: «Наука – могучее оружие строителей коммунизма». Проезжая в университет каждый день мимо этого здания, Иван Петрович глубоко задумывался: здесь в Академии Наук работают самые умные люди, элита общества. Вот бы сюда попасть! Вероятно, мысли и желания материальны. После окончания учебы он был распределен в академический институт.
        Молодой специалист решил отдать все силы, во-первых, на постижение научных тайн, достигнуть высот познания и, во-вторых, внести свой вклад в успехи своей страны – Союза Советских Социалистических республик. Рьяно взялся за работу, часто жертвую своими собственными интересами, ведь его воспитывали в духе лозунга: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Ему доверяли важные участки работы, отправляли одного в ответственные командировки, давали возможность напрямую работать с серьезными заказчиками.

        Но вернемся к наивности. Общественной работой Иван Петрович заниматься не хотел, не понимал он таких людей, желающих на этом построить карьеру. Увлеченно занимался своей научной работой, правда нагрузили немного и общественной, что его не напрягало, ведь характер был общительный, а встречаться и разговаривать с людьми он всегда любил. В то время он уже подготовил диссертацию, но почему-то ученый секретарь совета по защите целый год ее придерживал, придирался по мелочам, каждый раз делал непринципиальные замечания по бумагам. Иван – наивный человек тогда не понимал, что надо было найти подход к этому человеку. Возможно, тот ему и намекал, говорил что-то про новые перспективы после защиты, про будущие высокие зарплаты… Но чтобы делать подарки или еще что-либо подобное, у Ивана даже мыслей не возникало, так он был воспитан. Что его удивляло, что все вносимые в бумаги изменения ходили по кругу, и в конечном виде эти бумаги: проекты протоколов и выписок для совета по защите, мало отличались от первоначальных. Несомненно, Иван его уморил, обычно он все делал быстро, даже печатную машинку освоил, поэтому и ходил к нему с исправленными бумагами чуть ли не ежедневно. Ученый секретарь надолго исчезал, прятался, ссылался на занятость по основной работе и пр., но Иван вежливо и настырно продолжал к нему пробиваться. А что ему оставалось делать? Ведь у него семья, кооперативная квартира, а денег катастрофически не хватало. А после защиты сразу добавлялось 50 рублей к тем 110-ти, которые он тогда получал. Вся его зарплата шла на погашение кредита за квартиру, они жили втроем на примерно такую же зарплату жены.
        В то время секретарем комсомольской организации института был его однокурсник Леонид. Леня и в учебе был круглый отличник, и в общественной работе  он проявил талант организатора, создал вполне здоровую систему. Все-таки в науке люди не глупые, соответственно, и в общественной работе никто сильно не напрягался. А у Ивана в то время была общественная нагрузка, он был заместителем председателя совета молодых ученых института.  Этот совет организовывал конференции молодых ученых, выпуск сборников статей и докладов. Нагрузка Ивана не утомляла и не мешала основной работе.
        Вдруг что-то изменилось в жизни Ивана. Протянув целый год, ученый секретарь совета, даже не глядя на подготовленный очередной вариант бумаг, поставил его диссертацию на защиту на ближайшем заседании Ученого совета. На общем собрании коллектива заместитель директора института неожиданно назвал его в числе передовиков и перспективных сотрудников.  А как только Иван защитил диссертацию, ее отметили в местной газете в числе лучших. Его фотографию на рабочем месте напечатал ряд газет, включая Пионерскую правду. Конечно, его это удивило, но было приятно, как и любому человеку.
        И вот тут началось самое неожиданное. Ивана пригласили в партком института, где предложили возглавить комсомольскую организацию. Он, естественно,  отказывался, говорил, что  уже вышел из комсомольского возраста, ведь ему было уже больше 28 лет. Ссылался на загруженность по работе, на общественную нагрузку в совете молодых ученых, где был более полезен. Но оказалось, секретарю комсомола научного института положено иметь ученую степень кандидата наук, а человек со степенью, которого заранее подготовили на это место уже не подходил.
        Собственно, эту историю он знал и раньше, но не думал, что она его заденет. Тогдашний комсомольский секретарь Леонид подготовил себе на замену их сокурсника Александра. Кандидатуру уже рассмотрели в парткоме, утвердили наверху, никто не возражал. И тут, как гром среди ясного неба, в городской газете вышла статья, где Александра обвинили в том, что он плохой сын и мало заботится о своей матери - инвалиде. Оказалось, что его родные тети захотели прихватить квартиру, в которой они жили с матерью. Пока он с женой был на работе, сестры приходили к ней и внушали какая у нее плохая невестка, да и сын мало помогает. Вот они помогают, поэтому надо их прописать в этой квартире. Но Александр не соглашался оттуда уйти. Нашли какого-то журналиста, и в газете «Мінская праўда» вышла большая статья про плохого сына. А газета была органом ЦК КПБ. Бедного Александра начали разбирать на собраниях: трудового коллектива, комсомольских и пр. В общем, испортили парню карьеру, в конце концов он уволился. Срочно надо было искать другую замену Леониду. И тут вспомнили про Ивана. Он молодой, активный, родственников за границей не имеет, не замечен…, не привлекался…, да и диссертация у него давно готова. Срочно поставили на защиту, дождались подтверждения получения ученой степени от ВАКа, а потом дали это общественное поручение. А Иван Петрович то думал, что его хвалили и выдвигали потому, что много и честно работал, наивный он человек.
        Долго упираться он не смог, на комсомольском собрании за него проголосовали единогласно. Благодаря предыдущим комсомольским лидерам Леониду и Владимиру работа была налажена, и ему не пришлось сильно что-то ломать и строить. Организация считалась одной из лучших в Академии наук Беларуси. Сформировался новый комсомольский актив с новыми идеями. Организовывали развлекательные вечера для комсомольцев и молодежи, спортивные походы, поездки. Иван Петрович до сих пор вспоминает, с каким  успехом прошел вечер памяти Джона Леннона. Все это происходило в неформальной обстановке с закусками и даже сухим вином, который в ту пору дефицита комсомольцам помогала доставать всесильная зав. столовой института. Комсомольцы организовали пробег до Вильнюса. Ездили на молодежные слеты в Каунас, встречались с литовской молодежью… Иван Петрович до сих пор вспоминает об этом с удовольствием.
        Одним из членов нового комитета комсомола стал молодой парень по имени Сергей. Он Ивану сразу понравился, умный, талантливый, не стесняющийся высказать свое мнение. К тому же Сергей окончил аспирантуру в Московском Физтехе, и его научным руководителем был всемирно известный ученый. Конечно, в комсомольский актив попали и явные карьеристы, рассматривающие общественную работу как дополнительную возможность сделать карьеру. Благодаря таким, Иван Петрович научился работать с неприятными ему людьми, держать нейтральную позицию при разборке конфликтов. Карьеристов и демагогов он не любил, и в спорных вопросах Иван никогда их не поддерживал. А  когда в парткоме спросили, кого бы комсомольская организация порекомендовала в партию, Иван на заседании комитета комсомола предложил Сергея. Тот, правда, удивился, вроде никогда такого желания не высказывал, даже спросил, а зачем это надо. На что Иван Петрович важно ответил, что в партии должно быть больше приличных и умных людей.

        Прошло 12 лет, когда Иван Петрович, поработав в другой организации, вернулся в академический институт. Даже в комнату свою прежнюю вернулся. Должность у него здесь стала скромная, но работа и зарплата устраивали. Старые друзья и коллеги с удовольствием его приняли. Сергей уже стал заведующим крупной лабораторией института, часто бывал в командировках в других странах, читал там лекции, участвовал в конференциях… Когда Иван Петрович с ним встречался, Сергей всегда с ним беседовал, интересовался его делами.  Однажды они вместе возвращались с работы. Сергей шел расстроенный, жаловался на какие-то проблемы в коллективе его лаборатории.
        Вдруг Сергей говорит Ивану Петровичу:
    - А почему ты не хочешь уехать к дочке, ведь она живет и работает за границей, и ты там часто бываешь? -  Иван Петрович подумал и ответил:
    - Поехать то я могу, но что я там буду делать? Сейчас еще надо помогать внуков воспитывать, а что потом, когда внуки вырастут?  - А он:
    - Будешь писать книги!

        Его прогноз оказался верным, теперь Иван Петрович этим и занимается в свободное от воспитания внуков время … Правда, до книг он не дошел, пишет только небольшие мемуарные рассказы, в надежде, что внукам когда-нибудь они станут интересны.

        PS: Иван Петрович изредка бывает в своем родном институте. Люди стареют, уходят… Сергей стал большим человеком, он академик, занимает высокие должности. Старым знакомым при встрече только вежливо кивает. А ведь давно не виделись, подумал наивный Иван Петрович, когда Сергей при встрече не уделил ему внимания. Вспомнил он почему-то об олимпийских богах, обыкновенному человеку их не понять. Что им простые смертные?  Другие у них проблемы, заботы, масштабы... А еще он подумал, ведь знали древнегреческие боги будущее и могли его предсказывать. Может быть еще на пути к Олимпу и Сергей получил этот дар?!


Рецензии
Ну, что же, нормальный ход событий! Даже научные работники со степенями остаются обыкновенными людьми, даже такие сергеи, достигшие больших высот и высоко задравшие от этого нос, тоже обычные люди, но, с одним отличием: им больнее падать! Мои пожелания Ивану Петровичу: - Ни в коем случае нос не задирайте! Будьте умнее этого! Господь оценит! Р.Р.

Роман Рассветов   28.04.2020 16:13     Заявить о нарушении
Роберт, Вы правы! Я думаю, что все люди были когда-то нормальными, даже на вершине власти. Бесконтрольность развращает.
И обычные люди, быстро выросшие в карьере, имеют свои проблемы. Я немного писал об одном случае, когда начальник крупного отдела "выпал" из окна. Неплохой мягкий парень был, меня в зимнюю рыбалку втянул. Но я был тоже начальником тогда. Стал он лауреатом Госпремии СССР в составе группы. Потом перестройка, пропали договора с солидными предприятиями, например, космической направленности. Его сняли с высокого поста - не справлялся, не находил денег, чтоб поддерживать работы по своим направлениям. Пошли невыплаты зарплат коллективу отдела.На его место назначили другого, с которыми тот не ладил... Жалко Валеру. Не могу забыть его лежащего на бетонной дорожке под окном своего кабинета на 6-м этаже. На кладбище батюшка отпевал, посчитали, что это не самоубийство, случайность.
Спасибо за прочтение и Ваше мнение,
С уважением,

Владимир Кожин 3   28.04.2020 18:02   Заявить о нарушении
Может и случайность, а может, и нет... А вообще, жизнь несоизмеримо важнее любых неприятностей и бед, не для того нас мамы 9 месяцев под сердцем носили, а потом рожали, чтобы мы из окон выпадали. Р.

Роман Рассветов   29.04.2020 16:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.