Дочки-матери. Глава 3

                Юлька

      Маленькая Юля очень остро переживала отъезд матери. Она часто спрашивала отца:

      - Папа, мама нас разлюбила?

      Володя терпеливо объяснял дочери, что мама больна, что у нее такая болезнь, при которой нежелательно жить с детьми. Но восьмилетняя Юля не унималась:

      - Папа, но ведь видеться-то с ней можно? Давай к ней поедем.

      Однажды, возвращаясь из школы, Юля издали увидела маму. Но та, заметив девочку, быстро-быстро пошла прочь и скрылась за углом. Юля подумала, что ошиблась. Эх, если б она знала, с какими горькими слезами Зоя смотрела на нее из-за угла!

      Постепенно ребенок смирился, что папа - это и папа и мама, что с ним можно поделиться всем на свете, и найти понимание. Она даже о первой любви ему рассказала легко. А он грустно посмотрел на нее и промолвил: "Ну вот ты у меня и повзрослела. Уже и Юлькой звать неудобно". Накануне выпускного Юля шла с подружками через парк и вдруг увидела на скамеечке папу с какой-то бичеватого вида алкашкой. Присмотрелась, и закричала на весь парк:

      - Мама! Не прячься! Я тебя всегда ждала?

      Кто-то из девчонок хихикнул:
      
      - Вот так мама у нашей красавицы!

      Но Юля уже ничего не слышала. Она бегом ринулась к родителям. От неожиданности Зоя не успела скрыться. Юля хотела обнять мать. Но дорогу ей перегородил отец:

      - Дочь, опомнись! Она бросила тебя, променяла на водку, а ты..

      Но Юля оттолкнула его, обняла мать. Мама, мама, что ж ты вообще не появлялась? Неужто совсем обо мне забыла? Мама, а помнишь, как мы вместе пели, как ты называла меня Беляночкой?

      Зоя молча плакала. Потом ее прорвало:
 
      - Доченька моя! Если бы ты знала, сколько слёз я пролила, сколько раз я издали любовалась тобой. Но помня себя, я не хотела портить тебе жизнь. Посмотри, как твои подружки хихикают.

     Юля повернулась к девчатам:

     - Да, это моя мама! И я от нее никогда не откажусь, какая бы она ни была. потому что это моя МАМА! Ты, Вера, не отказываешься же от своей мамы, потому что она инсульт перенесла. И ты, Оля не бросаешь свою больную маму. И я не брошу.

     Но тут вмешался Володя. Он довольно резко оборвал дочь:

     - Всё, хватит! Это решение приняла сама мама. И, наверное, она права: если не хочешь бороться со своим недугом, то хотя бы огради дорогих тебе людей от своего безобразия. Знаешь, дочь, ведь твоя любимая мама в твоем возрасте отвернулась от своей матери алкоголички, постеснялась ее. Ну что ты молчишь?, обратился он к Зое, - сказать нечего? На что ты претендуешь? На любовь? Внимание?

      - Я ни на что не претендую, сквозь рыдания ответила несчастная женщина, - только позвольте мне завтра поздравить Юлю с окончанием школы.

      - Мама, приходи к нам. Мы посидим, чайку с тортиком попьём.

      - Ха! Чайку с тортиком! - саркастически ухмыльнулся Володя,- ей не чайку, а молочка от бешеной коровки!

      Юля впервые в жизни видела папу таким. Сарказм, раздражение, горечь и какая-то ожесточенность,- всё сплелось в его голосе, выражении лица. Зоя, рыдая поднялась и бросилась бегом прочь. Володя сел на скамейку, опустил голову на руки. Плечи его тряслись. Он плакал по-мужски скупо, надрывно. Юля заботливо подняла его под руки:

      - Пап, пойдем! Дома успокоишься. Теперь я понимаю, почему у нас дома никогда спиртного нет. Ты на меня, папочка, не обижайся, но я маму буду навещать. Она ведь МОЯ МАМА!!!


      Юля вышла замуж перед самым окончанием университета. Они с мужем уехали в Германию. Домой приезжали каждый год. И всегда Юля навещала свою мать, хотя отец и был против. Ему было горько и обидно за свою поруганную любовь, за дочь, которая росла полусиротой, за испорченную жизнь семьи. Он ругал себя за то, что проявил недостаточно стойкости и напора для того, чтобы избавить Зою от ее недуга... И, несмотря ни на что, он всё еще любил ее. а может, любил память о той любви?

     Сынишку к свиданию с бабушкой Юля готовила долго. Пятилетний Эрих никак не мог понять, почему его раньше с омой не познакомили. А увидев Зою, открыто спросил:

      - Это моя ома? А почему она такая?
      - Какая?
      - Как будто пьяная.

      Юле стоило большого труда объяснить ребенку, что постоянно пить водку ее заставляет болезнь.

      - Так давайте ее лечить! - наивно воскликнул мальчик.

      Зоя сжалась в комочек. Кажется,она хотела исчезнуть, раствориться, улетучиться. Ей впервые стало СТЫДНО. А Эрих продолжал:

      - Мама, поедем отсюда. Я не хочу такую ому.
      - Мам и бабушек не выбирают, - спокойно убеждала его Юля, - они Богом даны. Она моя мама,какая бы она ни была. И ты должен знать, что я ее и такую люблю.

      Ребенок посмотрел на маму повзрослевшим взглядом, молча кивнул головой, подошел к бабушке:

      - Ома, я, наверное, не смогу тебя любить. Но мама тебя любит. Обними меня.

Зоя крепко прижала к себе этого маленького рассудительного человечка и, плача, попросила Юлю:

      - Доченька, спасибо тебе. И передай огромное спасибо папе за то, что он вырастил тебя такой. А еще скажи ему, что я его всю жизнь люблю. Если бы ты знала, как я счастлива, что на этом свете есть ты, которая меня любит. Эрих, солнышко моё! Как я мечтала обнять тебя! Но боялась, что мне этого не позволят. Спасибо вам всем.

            


Рецензии
Редкой силы и красоты душевной - Юля.
Может быть... очень хочется надеяться, что - может быть.

Ольга Постникова   14.02.2017 09:43     Заявить о нарушении
Да, вот такая выросла Юля. С Володей мы видимся. А Зоя умерла. Пьяная замерзла, до дома не дошла с какой-то попойки. У нас в Северном Казахстане зимы суровые. А Юля - светлая душа - прилетела из Германии, похоронила маму. Горько рыдала. У нее всё хорошо. Хочет вернуться домой, и мужа уговорила. Но там, в Германии держит любимая работа. Здесь такой не будет.

Павлова Наталья Ивановна   14.02.2017 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.