II-5-6. Как стать самим собой

               
               В поисках ответа на одну жизненную проблему я почти сразу в интернете вышла на книгу:
«Толкачев В.К. Роскошь системного самопознания: основы системно-векторного психоанализа. Научно-популярное издание. - СПб. Академия системного мышления В. К. Толкачева, 2008».
               В предисловии автор пишет:

•       «В 1908 г. была опубликована статья З. Фрейда «Характер и анальная эротика». В ней Фрейд рассматривал связь характера человека и анального типа эротики. Сейчас нужно отметить только одно место из этого произведения:
«Следовало бы вообще обратить внимание и на другие виды характеров и выяснить, нет ли и в иных случаях связи /этих характеров - В. Т./ с определенными эрогенными зонами».
              Именно эта, по сути дела, программная идея Фрейда стала основой жизненного сценария автора данной книги. Оказывается, каждая эрогенная зона участвует в формировании комплекса особенностей того или иного темперамента, того или иного психотипа. Эрогенные зоны и темперамент – это врожденные, генетически запрограммированные типовые характеристики человека. Характер – это социализированный темперамент! Но в характере даже культурного человека («разумного» писать не буду принципиально!) с железной необходимостью высвечивается функционально-ролевое предназначение каждого из нас, реализуется ролевая генетически заложенная программа поведения, необходимая для выживания всего сообщества».

              Поскольку психология личности давно, серьезно и профессионально увлекает меня, то я заинтересовалась этой, не известной мне, теорией. Все, что могла – прочла, просмотрела и прослушала, проанализировала и выделила для себя только суть идеи.

              Виктор Толкачев создал теорию, обозначив ее как «прикладной cистемно-векторный психоанализ». Под вектором понимается совокупность психологических и физиологических качеств человека, связанных с одним из чувствительных отверстий на теле человека. Все они могут иметь разный потенциал: от 0 до 100%. Эта система стала основой тренинга Виктора Толкачева, который он в течение тридцати лет проводил в России, Германии и США: за это время его учениками стали более шести тысяч человек.

              Михаил Бородянский, один из первых учеников В. Толкачева, превратил векторную теорию из познавательно-описательной в практическую и назвал ее «системой психологических векторов». В интернете есть его книга «Психология ваших отверстий. Система психологических векторов: о чем не сказал Зигмунд Фрейд»: http://www.psy8.ru/chapters .

              Главным его вкладом в теорию учителя стало введение нового понятия «принятие вектора», которое оказалось ключевым для практического применения этих знаний. Принятие — это такое отношение к проявлениям своего или чужого вектора, когда мы воспринимаем их безоценочно, не разделяя на плохое и хорошее, нужное и ненужное. Кроме того, принятие – это признание того, что любое проявление вектора чему-то служит, даже если мы сейчас это не можем понять. Он создал формулу расчета принятия вектора и стал соавтором теста, позволяющего оценить врожденный потенциал каждого вектора и степень его принятия. Считаю справедливым привести здесь три важных, на мой взгляд, отрывка из книги М. Бородянского:

•        «Фрейд в своем исследовании исходил из того, что наше тело представляет собой закрытую систему, которая соединяется (сообщается) с внешней средой посредством нескольких «отверстий». Варианты отверстий несложно посчитать, если брать во внимание места на нашем теле, где прерывается сплошной кожный покров: 1. Рот. 2. Нос. 3. Уши. 4. Глаза. 5. Анус. 6. Уретра (то есть мочеиспускательный канал); сюда же относится и влагалище. 7. Кожа (точнее, «собственные» отверстия кожи: поры, сальные и потовые железы). 8. Пупок* (отметим его звездочкой, так как после рождения он перестает быть отверстием. Но не стоит думать, что наш характер закладывается лишь после рождения!)».

•         «Что же является «хорошим» результатом и к чему следует стремиться?
                Так как значение вектора не подвластно нашему влиянию (как, например, цвет глаз), то остается влиять на его принятие. И чем оно выше, тем мы гармоничнее и успешнее в жизни. То есть, независимо от значений всех наших векторов, в идеале их принятие должно быть более 90%.

              Как мы можем этого добиться?
              Во-первых, понять самих себя, признать, что в нас есть те или иные черты, даже если они нам не очень нравятся.
              Во-вторых, начать доставлять себе удовольствие, особенно по тем векторам, которые в нас недостаточно приняты. Разумеется, это становится возможным только после выполнения пункта. На самом деле это исчерпывающие рекомендации, которые в большинстве случаев непременно ведут к успеху.

              У многих людей появляется разочарование векторной теорией, когда они узнают, что значение вектора не поддается серьезному изменению: такая внешняя предопределенность создает ощущение границ, за которые невозможно перепрыгнуть.

              Интересно, что подобное чувство возникает в основном у тех, кто обнаруживает очень низкое принятие многих своих векторов. То есть, говоря о «фатальных» ограничениях, такие люди даже не используют имеющийся у них потенциал!

              Наоборот, человеку, у которого все в порядке с принятием векторов, вполне хватает существующих возможностей, чтобы самореализоваться во всех желаемых областях. И его не очень тяготит мысль о том, что жизнь подарила ему некоторые ограничения.

              На самом деле, каждый из нас от природы обладает необходимым набором векторов, чтобы достичь успеха в жизни. Единственное, что человеку нужно сделать, — это научиться свои векторы использовать. В этом-то и кроется главная проблема. Например, многие люди понимают, что есть масса преимуществ и у мужского, и у женского пола. Разумно используя эти преимущества, большинство из нас могут стать успешными и счастливыми. Но есть люди, которые в разделении по полу видят только ограничения. Более того, они настолько заняты преодолением этих «барьеров», что не получают удовольствие от жизни и не могут полностью реализоваться. Если не брать во внимание случаи реального (биохимического) транссексуализма, то чаще всего у таких людей нет принятия самих себя, своего тела. То же самое происходит с другими внешними и внутренними факторами (ростом, объемом, цветом кожи, глаз или волос, музыкальным слухом или математическими способностями).

               Конечно, немалую роль в этом играют наши родители, которые часто хотят видеть нас соответствующими их представлениям, что может очень отличаться от нашего врожденного набора векторов. Становясь старше, мы иногда теряем ощущение самих себя, и во взрослой жизни часто не можем отличить свои истинные потребности и стремления от тех, что навязали нам окружающие. Именно в таких случаях довольно развитый вектор может оказаться непринятым самим человеком.

               Изучая систему цветовых векторов, многие люди заново узнают самих себя, начинают реализовывать свои потребности, которые уже давно были загнаны в глубины бессознательного. А это, как вы знаете, ведет к принятию своих векторов, гармонии с собой и окружающими, самореализации и успеху».

•        «Обратите, пожалуйста, внимание на то, что все результаты теста — это отражение ваших ответов на вопросы, а не ваш истинный психологический портрет. Так как один и тот же человек может отвечать на тест очень по-разному (с различной степенью искренности, серьезности и вдумчивости), то и результат может получиться по-разному достоверным. У многих читателей возникает резонный вопрос: «Как это можно измерить генетический потенциал с помощью психологического теста?»

               Действительно, этот тест не исследует ваши гены, но он составлен на основе изучения десятков тысяч людей: вопросы теста и система подсчета выверены самым тщательным образом. Но в любом случае попытка измерить психологию (или генетику) математикой — это в какой-то степени «магия», поэтому относитесь к результатам теста с долей здорового скепсиса».
                * * *

               Я прошла 80-ти вопросный тест Толкачева-Бородянского в Интернете на сайте: www.psy8.ru . Получила на электронную почту очень толковую информацию о своей системе психологических векторов с указанием, где находится подробное описание всех векторов. Прочитанное мною не противоречит результатам многочисленных тестов, которые я и прежде проверяла сначала на себе. Так что считаю это тестирование вполне репрезентативным для себя. Конечно же, очень интересно и познавательно было читать подробные характеристики каждого вектора и видеть уровень их проявления в себе, своих родных и близких людях.

               Вышла и на сайт Юрия Бурлана, тоже ученика В.Толкачева, работающего в США: https://www.youtube.com/watch?v=rCSPnv35DQk 
 
               Но его вводную видео-лекцию я с первых же кадров не восприняла, видимо, потому, что мой определяющий вектор – зрительный. :-)  А как только вслушалась в первые его фразы, поняла, что мне дальше слушать  его нет смысла:
«Человек – это желание к наслаждению. Больше ничего. Сгусток живого вещества, желающего получать вовнутрь, наслаждаться. И эти желания в теле человека определяются через эрогенные зоны, то есть наиболее чувствительные каналы. И эти желания заставляют человека что-то ощущать. И с появлением сознания в нем формировались мысли для обеспечения этих желаний, скрытых, бессознательных. Мысли складывались в намерения и за ними следовали действия, направленные на выполнение предназначенной ему видовой роли в стае. Этих видовых ролей – восемь». 

               Такова мировоззренческая позиция и у всех разработчиков этой теории.  Мое же мировоззрение основано на концепции духовной основы личности: http://www.proza.ru/2012/09/25/1794 .  Поэтому я спокойно могу применить «систему психологических векторов», НО - только к телесно-душевной природе человека. Этими «векторами» Сам Творец обеспечил организм и животного, и человека, чтобы они через функции мозга могли выживать в этом мире. Но человека Бог наделил еще и духовной сущностью – СОЗНАНИЕМ, чтобы он не просто биологически выживал, а развивался в духовную ЛИЧНОСТЬ. Именно духовная жизнь отличает человека от животного.  Качество духовной сущности конкретного человека определяется тем, кто - Бог или дьявол - «правит бал» в его сознании. Только в ДУХЕ человека происходит столкновение добра и зла. Только сознание человека способно корректировать рефлексивные потребности и действия его биологического организма.

              Лично я благодарю авторов теории за колоссальную работу по составлению качественного теста и за подробную разработку всех психических проявлений естественных потребностей человека, соотнесенных учеными-психологами с  определенным психотипом. Думаю, что полезно через векторную теорию ближе познакомиться с самим собой, любимым. А рассказанные людьми истории и исповеди  побуждают серьезнее относиться к своей жизни и стать более внимательным к душевному состоянию близких людей.

              Как стать самим собой? - Тот, кто искренне размышляет об этом, неизбежно обратится к Творцу. Потому что только у Него есть замысел о каждом из нас. И только по нашей молитве он будет исполнен Самим Богом. А в мировом театре человеческих комедий и трагедий режиссер - не Бог ...


Рецензии
Не очень понял, насколько вы серьёзно относитесь к работам Фрейда. Лично мне достаточно было краткого знакомства с его адептами и интереса нет - чувствую фальшь и враньё, извращение здравого смысла. Человек любопытен по своей природе, но когда кругозор его ссужен до анальных отверстий и прочих таких особенностей, то просто скучно и грустно делается. Респект.

Леотим   04.11.2016 13:08     Заявить о нарушении
Я не собиралась высказывать в статье отношение к Фрейду, он не та личность, которых я "коллекционирую", чтобы сохранять хорошее отношение к человечеству. Фамилия Фрейда оказалась в цитате. А у меня отношение ко всему на свете - сквозь линзу слова Божьего, и анализирую я не только проявления добра, но и зла "в овечьей шкуре".
Спасибо за повод высказаться -

Екатерина Истоомина 2   04.11.2016 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.