Сельдь и севрюга в нём видят друга Герман Богданов

ЗА ВЕРНОСТЬ И ВЕРУ
ЛЮБИМ МЫ ГЕРУ.
СЕЛЬДЬ И СЕВРЮГА
В НЁМ ВИДЯТ ДРУГА.
И ОН С СЕВРЮЖИНОЙ
ДРУЖИТ. ЗА УЖИНОМ.

Глава из документальной повести "Мальчишки со Староконюшенного"

Просторы суровых дальневосточных морей вдоль и поперёк неоднократно избороздил за много лет в многочисленных экспедициях на научно-исследовательских судах ихтиолог, кандидат биологических наук ГЕРМАН БОГДАНОВ.
Биологический факультет МГУ Герман, по его признанию, выбрал благодаря бабушке и дедушке, которые с раннего детства приучали его видеть, понимать и любить природу, да своему с детских лет увлечению рыбной ловлей. Дед-врач был неплохим художником-любителем, писал подмосковные пейзажи и брал с собой на этюды внука, давая ему уроки рисования и любви к природе. Ещё маленький Гера охотно занимался музыкой. Художником или музыкантом он не стал, однако одно из детских пристрастий определило его профессию в жизни. На факультете специализировался по ихтиологии.
После университета Герман около трёх лет трудился в Восточном Казахстане, в Усть-Каменогорске, на опытной базе Алтайского отделения Казахского института рыбного хозяйства. От того времени у него остались яркие впечатления.
   – От четырёх до шести месяцев в году, – рассказывает он, – мы проводили на полевых работах. Работы вели на Иртыше, это великая река, и на очень живописном озере Зайсан. Вообще природа здесь просто потрясающая. Величественные горы Алтая, хребет Тарбагатай, чаши горных озёр с чистой, словно хрустальной водой, горные пихтовые леса, ярко цветущая весной степь. Всё это надо видеть. А ещё у нас была охота. Такая, каких теперь, наверное, и не бывает. Представь – многотысячные стаи уток и других водоплавающих на старицах Иртыша. Незабываемое зрелище!

Вернувшись в Москву, Герман поступил в аспирантуру академического Института морфологии животных и в 1962 году защитил кандидатскую. После чего много лет работал научным сотрудником ЦНИИ информации и технико-экономических исследований рыбного хозяйства. Заведовал сектором. Потом перешёл в другой институт. Занимался изучением биологии сельдей, трески и других рыб дальневосточных морей, прогнозированием запасов и уловов промысловых рыб этого бассейна. Одна из задач ученых – дать правильные рекомендации тем, кто ловит рыбу для нашего стола.
Герман увлечён своим делом. Охотно ездил в тихоокеанские экспедиции, которые были нелёгким, прежде всего физически, испытанием, но там была настоящая работа, приносившая профессиональное и человеческое  удовлетворение. Богданов стал авторитетным специалистом.
С возрастом ему стало уже трудно выходить в море. И Герман, трезво оценив свои возможности, вышел на пенсию и вместе со своей женой Ириной поселился на подмосковной даче рядом со своей любимой природой. В Москве бывает редко, правда, исправно посещает все наши встречи и посиделки.
Однажды Герман приехал ко мне прямо с дачи и протянул листки бумаги – посмотри на досуге. Оказалось, на этих листках были его даже не рассказы, а рассказики, зарисовки о природе. Читал я эти рассказики Германа и наслаждался. Языком, которым они  были написаны, – живым, выразительным, сочным русским языком. А какой наблюдательный и острый взгляд у автора! Видит в окружающей нас природе то, мимо чего мы проходим, просто не замечая. Совсем немного писателей, видящих так природу и умеющих таким языком писать о природе. Мой старый товарищ вдруг открылся мне с совершенно новой, неожиданной стороны. Ай, да Гера! Ай, да сукин сын!
В 2008 году Герману Богданову удалось издать сборник своих замечательных зарисовок о природе. «Дорога» (Рассказы и байки) – назвал его автор. Хорошая бумага, красочная, многоцветная обложка. Теперь круг читателей и почитателей творчества Германа расширился. С чем я искренно поздравил своего товарища.

                +


Рецензии