Про Сургут и чудо-юдо-рыбу

На заре XXI века продвинутые россияне и иностранцы стремились в Сургут. Они ехали полюбоваться самым красивым, самым культурным городом не только Сибири, но, возможно, и всей России. «Если ты не был в Сургуте, значит ты не звезда» - как мантру повторяли артисты и художники, кинорежиссёры и политики. Блоггер-урбанист Варламов в те годы ещё не побывал в этом прекрасном городе, ну так ведь он тогда и был никем))

В те поры город излучал уверенность и жизнелюбие. Он проводил «Карикатурум» - северный аналог венецианского карнавала, где смеялись не столько над политиками, сколько над собой. Теперь Сургут над собой не смеётся. Времена не те.

В 2006 году перед входом в художественный музей открыли памятник улыбке: смеющаяся рыба, а на спине у неё - русалка в ушанке.

Активный участник тех событий, тусовщик и богемный персонаж Никита рассказывает:

- Художник он был знатный, ну Олег Дергачёв. Сам хохол, живёт в Канаде, а при этом член Французской академии юмора. И вот он рисовал-рисовал эту рыбину, и так, и сяк рисовал, и всем показывал. Даже, говорят, где-то во Львове установил похожую. Ну а нашим начальникам она тоже понравилась. Собрали они консилиум, разных умных и остроумных людей вместе, стали обсуждать. Потом повезли в Киев, а следом и в Монреаль. И когда всю её обсудили, решили ставить. Местные учёные остяки даже легенду старую отыскали, в XVIII веке записанную. Дескать, живёт в Оби мудрая и весёлая рыба. Её ещё потом Ершов в своей сказке описал как чудо-юдо рыбу-кит. И вот она смешит речных жителей, а над щуками смеётся. И никого не боится. «Это истинно сургутский характер, - сказал тогда начальник культуры, - мы должны его увековечить. Остяки и остряки – близнецы братья!». Ну вот. А русалка уже потом появилась, в процессе работы. Потому что у каждого живого существа должна быть пара: у мужчины женщина, у Президента Премьер-министр, а у дельфина, то есть рыбы, - русалка.

Несколько лет назад в город приезжал буддийский монах, для духовного окормления единоверцев. Он попросил подвести его к рыбе и долго рассматривал её со всех сторон. Потрогал правый бок, попытался вложить свою ладонь в торчащую руку, повернулся в том направлении, откуда должна была взойти полная луна и сказал: «Это она». Присутствовавшие при том работники департаментов культуры и туризма потом долго допытывались у местных буддистов: что имел в виду монах? Но те только улыбались, кланялись и говорили «очень хорошо, очень хорошо»


Рецензии