Помогите ребенку проявить свой талант!

Записки практикующего психолога

Кто же не знает о том, что все дети талантливы от природы, что каждый ребенок  уникален и способен на многое? Конечно, мы  знаем об этом. Тогда почему же, далеко не все дети, вырастая, становятся успешными, демонстрируя миру свои способности?

Прежде, чем ответить на этот вопрос расскажу две истории об очень талантливых от природы детях, с которыми мне довелось работать как психологу.

История первая. Очень счастливая.

На днях увидела на просторах интернета видео ряд очень красивой коллекции кокошников. Под фото стояла фамилия Кирилл Минтцев – это один из самых известных и модных молодых дизайнеров. Сейчас, глядя на красивого, счастливого, уверенного в себе молодого мужчину, с сияющим взглядом, невозможно даже представить, как нелегко далось ему восхождение к Олимпу.

Мне очень посчастливилось работать в обычной средней школе, где в это время учился Кирилл, - маленький щуплый мальчик, которого не понимали учителя, над которым смеялись подростки в школе и не принимал класс. А знаете почему?  Потому что от рождения он был не таким как все. Кирилл очень талантливый и очень одарённый от природы человек.

Его направили ко мне, к школьному психологу, из-за неуспеваемости, пропусков, из-за невнимательности на уроках и пр. Так мы и познакомились с ним и его очаровательной мамой, которая и рассказала мне «о проблеме» Кирилла.
Рисовать начал раньше, чем говорить, разрисовывал джинсы, футболки, перешивал не только их, но и гардероб своей терпеливой и понимающей мамы. Работал по ночам. Если придумывал новый дизайн, мог сутками не выходить из комнаты. И уже вскоре больше половины школы ходили в дизайнерских джинсах и футболках "от Кирилла". На тот момент ему было 14 лет.

Мне приходилось убеждать учителей, чтобы не ставили ему "неуд" по предметам, которые ему совершенно не давались: физика, математика, химия. Мама плакала и опасалась, что у него проблемы с психикой, а он погружался в себя и выдавал очередной дизайнерский шедевр. Едва доучился до 9 класса, учителя проставили отметки с условием, что он уйдёт из школы. Его мудрая, понимающая и очень терпеливая мама прислушалась к мнению специалиста и отдала его в училище на факультет дизайна, хотя мечтала видеть в нем экономиста или ведущего менеджера.
И через 1,5 года  первая коллекция Кирилла Минтцева с триумфом прошла на канале MTV. Ему было всего 18 лет! И дальше все пошло по нарастающей. Его гениальность стала расцветать в соответствующей среде. Сейчас он работает с самыми крутыми агентствами по всему миру, выступает на ТВ, фото его моделей в самых модных журналах и каждый сезон представляет свою новую коллекцию в стиле «аля-рус». У него свой, личный бренд. Он счастливый, очень красивый, довольный жизнью успешный и востребованный молодой модельер.

История номер два. Печальная.

Талантливый парень с абсолютным слухом, прекрасным голосом, который играет на фортепиано, пишет песни и музыку, великолепно двигается, с триумфом выступает на всех школьных концертах и на вечеринках мечтает о сцене и театральном институте. Он – талантлив! И все прочат ему карьеру артиста.

Родители: мама – математик, папа – инженер, считают это абсолютно абсурдным и невозможным выбором («Профессия должна быть достойной!»), заставляют его поступить в технический ВУЗ на факультет информационных технологий. «Мы лучше знаем, что нужно нашему сыну!».

Итог. Я часто вижу его на улице в странной компании. У него нет никакого образования, потому что учиться в таком учебном заведении. ему было не дано. Пробовал участвовать в различных телевизионных шоу, но все это требовало денег, а родители, конечно же, были против фиглярства на сцене. И через пару лет он просто перегорел. Время расцвета его артистических способностей закончилось. Перебивается случайными заработками и ничего больше не хочет от жизни. Ему 22, он почти ровесник Кириллу.

К чему это я? Принимайте своих детей такими, какие они есть. Не позволяйте социуму, стереотипам, учителям, чужому мнению, собственным представлениям задавить в зародыше талант вашего ребёнка только потому, что "бабки на улице сказали" или ВЫ считаете, что это недостойная профессия. Защищайте его талант, если это необходимо! Успешный человек не развивается в среде, где только "…надо... Потому что так надо..."; успешный человек развивается в среде, где близкие принимают его индивидуальность и непохожесть абсолютно, не осуждая и не загоняя  рамки социума, и помогают своему талантливому ребенку в развитии и становлении. Да, это требует колоссального терпения и выдержки, но, поверьте, это стоит того!

Как выявить в какой сфере талантлив ваш  ребенок?

Как уже было сказано выше, для талантливого ребенка очень важны  поддержка и понимание взрослого в семье. Многие таланты у детей не проявляются явно, особенно в раннем возрасте и если не заниматься всесторонним развитием ребенка, талант так и останется нераскрытым.

Что же делать? Понаблюдайте, к чему малыш больше всего проявляет интерес, что у него получается лучше всего. Водите его в творческие кружки и секции, групповые занятия под руководством специалиста способствуют развитию способностей. И если способности проявляются явно, помогайте ему их развивать, поддерживайте его желания заниматься тем или иным видом деятельности. Дайте ему возможность самостоятельного выбора.

И самое главное, не перекладывайте на ребенка свои несбывшиеся мечты, свой взгляд на «достойную» и «нужную» профессии. У него есть свои желания, свои способности, помогите ему, подскажите, но не навязывайте свое мнение.

В каких же сферах деятельности можно обнаружить у ребенка способности?
1. Спортивная. Это очень активные, энергичные и подвижные дети. Уроки физкультуры, активный отдых, соревнования – любимый вид занятий. При этом они не просто занимаются спортом, они всегда стремятся к первенству и победе.

2. Артистическая. Для выражения своих чувств ребенок использует не только слова, он активно задействует мимику, жесты, пантомиму, сопровождая их ярко выраженными эмоциями. Любят красиво одеваться, обращать на себя внимание. Любимое занятие – выступление перед аудиторией. Чаще всего, они не испытывают страха перед выступлением на сцене и видеокамерой. Очень любят фотографироваться и отлично позируют.

3. Музыкальная. Это дети – аудиалы с тонким музыкальным слухом. Они чувствуют хорошую музыку с раннего детства, легко воспроизводят и быстро запоминают мелодию, могут повторить любой, даже сложный ритм, очень любят петь или проявляют желание научиться играть на каком-либо инструменте. Если музыка им не нравится, они убегают из комнаты, начинают капризничать или закрывают ушки руками. И, наоборот, успокаиваются, прислушиваются, если мелодия им нравится.

4. Художественная. Эти дети любят творить: рисовать, лепить. Им нравятся выставки, галереи, музеи. Им проще нарисовать свои переживания, чем рассказать о них. С удовольствием будут посещать кружок рисования и быстро проявит там свои способности.

5. Интеллектуальная. Ребенок-интеллектуал отличается от всех своей способностью рассуждать «по-взрослому», сверстникам предпочитает компанию взрослых, легко и с удовольствием учатся в школе и могут уже в начальных классах заявить о том, что учительница была не совсем права в своих высказываниях, потому что научные факты говорят об обратном. Им не интересны сказки и мультики, его внимание привлекут  новости о  событиях в мировой политике или экономике.

6. Техническая. Малыш любит играть с машинками, интересуется различными механизмами и их устройством, старается найти причину неисправности поломанного предмета и самостоятельно его отремонтировать. С самого детства будет крутиться с папой в гараже и изучать устройство уже настоящего автомобиля.

7. Литературная. Это дети с яркой фантазией, которая первоначально (лет с 6) может проявляться в придуманных событиях, которые как бы произошли на самом деле. Взрослым кажется, что он обманывает, а ребенок на самом деле сигнализирует о том, что у него способности к сочинительству, и он умеет описывать эмоции словами. В подростковом возрасте литературные способности проявляются наиболее ярко, но чаще всего, подростки стесняются показывать свои творения, особенно, если в детстве это его увлечение никто не поддержал.

Какие же самые распространенные ошибки родителей, не способствующих развитию способностей ребенка? Рассмотрим несколько вариантов.

1. Родительские беспочвенные запреты и  нежелание понять и услышать своего ребенка.
«Почему ты мне это запрещаешь?» - спрашивает ребенок. «Потому что», - отвечает взрослый. Запрет без объяснений точно не способствует развитию вашего ребенка и укреплению Вашего авторитета в глазах ребенка.

2. Навязывание своей модели поведения и поступков, только потому, что «…Я старше и лучше знаю, что для тебя лучше».
Последствия – см. историю № 2 в начале статьи.

3. «Ты ни на что не способен… Ты не сможешь это сделать… Ты – бестолочь… И в кого ты такой уродился?..», - все это является негативными программами и установками, которые шаг за шагом формируют неуверенную в себе личность с искаженной самооценкой. Последствия ярко проявятся в подростковом возрасте и закрепятся во взрослой жизни.

4. Грубость и отторжение, сочетающееся с физическими наказаниями, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной холодностью и психологическим давлением.
У ребенка формируется очень четкое ощущение, что он не нужен, что он лишний. Его инициатива падает, любознательность снижается, формируется неуверенность в себе, заниженная самооценка и стойкой убеждение, что он ни на что не способен, поэтому родители его и не любят.

5. Гиперопека, ограничение свободы и отрицание личных решений своего ребенка.
Это приводит к формированию безинициативности, несамостоятельности и безответственности у ребенка. Гиперопека – это ограничение его желаний, свободы выбора, невозможности двигаться в своем направлении. Это отличное средство, чтобы загубить талант ребенка в самом начале.

6. Недостаток психологического внимания.
На занятиях в родительских группах в самом начале я всегда задаю несколько вопросов родителям, на которые предлагаю ответить и Вам.
- Вы помогаете ребенку, поддерживаете его стремления, занимаетесь его развитием?
- Вы знаете о его внутренних и внешних проблемах, и решаете их вместе?
- Сколько времени в день Вы уделяете общению с ребенком?

Это всего лишь маленькая часть тех причин, из-за которых талант Вашего ребенка может остаться нераскрытым, что может в дальнейшем отозваться в не реализовавшейся личности, живущей приземленными потребностями.

Что же делать, чтобы талант ребенка раскрылся в полной мере?

1. Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку для установления доверия между вами.
2. Научитесь слушать и слышать своего ребенка.
3. Не навязывайте своё мнение – не лишайте ребенка личной свободы и воли.
4. Не заставляйте ребенка заниматься тем, к чему он не готов и не проявляет интерес. Не унижайте его. Лучше объясните, что нуждаетесь в его помощи, так, чтобы он осознал свою значимость в данной ситуации.
5. Принимайте ребенка таким, какой он есть, даже если это противоречит вашим представлениям о правильности выбора (см. историю № 1).
Поверьте,  ребенок сможет многое, если Вы ему поможете в этом и будете идти к Успеху вместе.
Ваш психолог – Ирина Кураж


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.