А как иначе?
Он не был мистиком. Старался всё объяснить научно. Отгонял мистику, которая упорно наваливалась. Ему везло. Исполнялись все желания. Но интереса к личному благополучию не было. Почему? Потому что душа как-то непрочно, весьма условно была причастна к телу. А тело уже надоело, как и вся земная жизнь. Память возвращала к неземной жизни. Душа, внутреннее Я, память, знание были вечны. Он жил и общался с вечными мыслеобразами, которые, раз возникнув, никогда не исчезали. Почему они не стирались, а вбирали новые детали? Эти мыслеобразы, казалось бы, абстрактные, вечные и беспокойные, имели свою закономерность, периодичность или квазипериодичность, накатывали волнами, но никогда не исчезали. И даже усилия воли не могли их остановить. То в виде математических открытий, уравнений, формул, фигур и чисел, то в виде картин, символов, то в виде музыки, то в виде инопланетян, богов и фантастических существ они своей бурной жизнью возбуждали его сознание и во сне, и наяву. Какая-то сила направляла, заставляла мыслить об определённых, иногда вполне земных делах, и тогда приходилось всё делать. Свобода воли, конечно, боролась с этой предопределённостью, но последняя всегда побеждала. Тут мыслеобразы не гештальт, не психологические штампы, а объективные, «предопределённые», «предусмотренные» понятия и категории изначального плана, образцы (диктаты закономерностей) которых «всплывают» при эволюции и революциях.
Вот и сегодня ночью пришла идея допытаться, как из флуктуаций вакуума возникают частицы, возникает вселенная. Формально мы отсылаем к принципу неопределённости Гейзенберга, к уравнениям Дирака и Хиггса, к квантовой теории поля. Математически если и почти всё благополучно, для земного разума остаётся загадка. Видимо, пространственно-временной многомерный квант вращается и колеблется так, что создаёт какую-то структуру, волнение которой в свою очередь возбуждает и кооптирует соседние флуктуации. Ничто всегда как-то волнуется. И это волнение создаёт нечто в виде движения, энергии, массы, которые в свою очередь волнуют и захватывают новые ничто, превращая их в нечто. Но, чтобы это произошло, надо предположить заведомое существование, бытие этого и иного ничто, небытия. В этом главный парадокс аксиоматики всего мышления. И если ничто существует заведомо, значит, до всякого бытия есть какое-то инобытие, бытие чего-то иного, ещё более изначального. Это регресс в бесконечность. Скорее, дефект мысли. Почему мысль берётся рассуждать об этом, как если бы она была чем-то внешним, исключительным наблюдателем? Но она ведь сама суть порождение в процессе развёртывания бытия. Поэтому она в принципе не может выйти за рамки этого бытия и осознать до-бытие, предбытие.
А существует ли небытие? Понятно, что оно существует как понятие, как абстракция. Но не существует как бытие, точнее, как наше бытие, бытие для нас. Это было ясно элеатам, ясно в классической физике. Но пришла квантовая теория в ХХ веке. Явился Дирак со своим уравнением. И небытие стало существовать. Иногда проявляться в бытии, прорезаться в бытие, взаимодействовать с бытием! Вакуум не был пустотой, оказался весь заполнен «античастицами». Что ещё необходимо для доказательства наличного существования небытия? Мало того, небытие оказалось в каком-то смысле сверхбытием…
Тогда вопрос сформулируем так: а бывает ли или было ли абсолютное небытие, тождественное несуществованию вообще? И тут оказывается, что само понятие существования уже предполагает какую-то физику, вообще говоря, классическую. Существование в физическом смысле означает пространственно-временную локализацию, т.е. включает понятия классической физики. А если предположить отсутствие пространства-времени? Может ли быть такая неклассическая физика? В квантовой теории существование становится вероятностным, неабсолютным. Мы не можем задавать или неправильно, некорректно задаём некоторые фундаментальные вопросы. Земной разум и земная логика ограничены рамками человеческого опыта и познания.
А как тогда быть с понятием логико-математического существования? Например, не существует в решений некоторого уравнения в определённом множестве. Ведь такое абстрактное вневременное, нефизическое существование кажется абсолютным. Может, и небытию придавать именно такой смысл? Небытие как логическое несуществование бытия. Тогда можем вернуться к элеатам, а более развёрнуто, к Пифагору, Пармениду, Платону.
Картина ещё более усложняется, если допустить существование изначального абсолютного небытия в виде Логоса, высшей программы, абстрактного порождающего знания, абсолютной истины, плана создания и уничтожения ничто и нечто, цепочек бытия и небытия. Если это программа, возникают вопросы «зачем» и «откуда»? А просто так, игра с самим собой. От скуки бытия и небытия. В любой игре мы создаём предметы, структуры, включаем правила, ходы, функции, но только для игроков и этих включений, не для внешних факторов. Всеобъемлющая игра, в которую включено всё, для которой не остаётся ничего внешнего, - лишь математическая абстракция, или имеется физическая реализация? Да и что такое физическая реализация как не вид иллюзии, сна, только длительного по сравнению с другими иллюзиями? Для познания, для абстрактного мышления нет ограничений. Всё: само абстрактное мышление, знание, истина, логос, абсолют, высшая программа, Единое, - становятся предметом познания, мышления, самопознания, игры. Возможно ли бесконечное множество замкнуть само на себя? Счётное множество можно замкнуть. А вот несчётное множество? Когда предполагаем «квант», предполагается счётное множество, дискретность. Тогда можно и замкнуть мир. Множество действительных чисел несчётно, непрерывно. Такое множество можно как-то замкнуть на себя с помощью определённых преобразований. Тогда центр тяжести проблемы переносится на преобразования, на операторы, тензоры, спиноры, матрицы и т.п. Говоря языком физики, есть частицы, и есть поля, ещё есть операторы. Физики хотели бы, чтобы они были одним и тем же. Это иногда почти удаётся сделать. Но полное отождествление невозможно, как невозможно множество действительных чисел свести к множеству натуральных, т.е. невозможно посчитать число действительных чисел в непустом интервале – их всегда бесконечное число.
Он знал, что, разумеется, не тело, но его абстрактный образ совершенно определённо причастен к этой бесконечности и непрерывности, связанной с понятием действительных чисел. Его Я неразделимо, бесконечно, до конца не познаваемо, поэтому оно манифестирует не только в счётном числе отдельных вселенских воплощений, но и заложено в возбуждении несчётного множества, в волнах непрерывности, в самом Абсолюте. А как иначе?!
Свидетельство о публикации №216090601297