На реке Бузан

Мне пришлось дважды бывать на этой замечательной реке – рукаве Волги. Первый раз из реки Ахтубы, через проток Ашулук на полуостров Безымянный. Разыгралась сильная буря, которая дула навстречу нашему движению. Вечерело, и мы боялись не вырваться из ветровых клещей. Возникала альтернатива: заночевать на голом острове или спуститься по ветру и по течению Ашулука до Ахтубы и там найти ночлег под каким-нибудь дубом. Однако этот путь был наверняка долгим, т.к. уже пройдено ; пути по Ашулуку. Если бы мы только знали, что означает оставшаяся 1/4, мы, точно, выбрали не её. Но, как бык уперлись рогом и плыли и плыли против ветра. Ветер был так силен, что мы почти стояли на месте, но вот открылся простор Бузана. Встала задача войти в бушующий Бузан. Это было почти самоубийство – нас тут же перевернуло, как только неосторожно мы встали бортом к ветру. Счастье, что здесь и до берега была мель.
Мы вытащили перевернутую байдарку в таком виде на берег и дали воде вытечь из байдарки. Пока вода стекала, мы искали место для палатки. Его найти было не трудно. Вообще, всё было здесь как будто заранее приготовлено – и шелковая трава, выброшенные далеко на берег дрова и кров от деревьев.
На этом полуострове, покрытом бархатной травой  мы долго стояли. В, сущности, мы (жена, сын и я) не планировали здесь стоянку, но буря нас занесла на этот бархатный остров из протока Ашулук.
Если встать лицом к Бузану, а спиной к бархатной траве и зарослям кустарников, то справа будет пойма Ашулука, а справа Железнодорожный мост через Бузан. Ширина Бузана в этом месте около 500 м. Я фантазировал, что когда-то я снова посещу эти бархатные травы и это случилось на следующий год, но большой экспедицией.
Большие достопримечательности, лежащие на этом полуострове – колёсный пароход, зарывшийся в песок и колоны из нержавстали неизвестной марки высокого давления диаметром 350 мм и длиной 3 метра. Эти так и не добрались до места назначения.  Колонны так глубоко врезались в песок, что вытащить их оттуда будет большой задачей. Кто-то уже пытался открутить гайку, видимо для грузила, но гайка диаметром 150 мм так и  не поддалась и фланцы диаметром 500 мм, так остались не поддавшимися.
Люди, живущие здесь три  сезона, а быть может и всё время, добродушны и вовсе не выполняют основную задачу – охранять; у них житейские дела. Ну, крикнут кому-то: «Не трожь! И опять за снасти».
Узенькая  песчаная тропинка ведёт сначала вверх, а затем горизонтально к железной дороге, которая может при случае притормозить или даже остановить поезд на две минутки. Вот тут и садись. Остановка называется Сеитовка, и посёлок, расположенный в километре от железной дороги также – Сеитовка. Позади железной дороги мертвое озеро (я пытался поймать хотя бы какую-то живность, но безуспешно).
А далее помидоры, и помидоры. И магазинчик - там мы сильно отравились цинком от оцинкованного бидона при втором посещении этого места большой экспедицией.
Школа четырёхлетка, библиотека и библиотекарь-казах, рассказывающий страшные истории, связанные с отравлением сероводородом. Школа – сколько учеников, столько и противогазов, а учеников в школе в 4 классах ~ 100 человек. Вот и эвакуируй 100 человек маленьким автобусом на 40 человек. При мощном прорыве газа сероводорода – никаких спасений от него нет.
Сеитовка 60 домов 250 человек. Погибнет 50 человек, если не будут экстренные меры. А если прорыв будет ночью, трудно и представить, что будет. Всё же отважные у нас люди….
Мы избрали неудачный обратный путь – голосование машины в Астрахань на дороге. Много машин идут в ту сторону, но не на вокзал. Наконец, мы схватили ЗИС- 150 со скамейками и он домчал нас до вокзала за 50 минут и не взял ни копейки, как со Сталинградца (земляка). Но потом пришлось ждать всю ночь и всё утро.   
В.Т.


Рецензии