Казахи и религия

Вроде бы в мире все ясно и просто: телом, умом, волей и честью мы служим обществу и себе, а наша душа служит Богу.

Служба обществу регламентируется неким образованием, которое мы называем государством. Служба Богу регламентируется канонами религии, которую мы выбрали или выбрали за нас, сообразно нашего места и времени рождения.

У каждой религии есть свои особенности. Например, если протестантство делает ставку на личность, личную ответственность за свое благополучие, то католицизм и ислам делают ставку на предопределенность от Бога. Какое общество мы строим, зависит не только от правителей, но и от превалирующей идеи, религии. Религия дает способ мышления, а мысль определяет жизнь и политику общества.

История крестовых походов, исламского терроризма, да и не только, говорит о том, что политика и религия давно и прочно переплелись. Где та грань, где тот предел, который они не должны переходить? И вообще, как к ним относиться?
Чингиз хан и его предки были тенгрианцы. Это более чем загадочная малоизученная религия, скорее всего первая из всех остальных религий, утвердившая единобожие.

Историки утверждают, что воины Атиллы (тоже тенгрианцы) вошли в Европу с крестами, хоругвиями (еще до Христианства). Купание в проруби зимой было одним из их священных обычаев. До сих пор христианская церковь до конца не понимает нашу привычку нырять в крещенские морозы в прорубь! Между прочим, многие казахи этим грешат. Да и праздник Наурыз корнями уходит в тенгрианство.

Следующим великим деятелем, после Атиллы, по моему мнению, является Чингиз-хан. Он говорил, что у бога много имен и все пути ведут к нему или, как пишут романтичные японцы «Много тропинок ведет на вершину Футзияма, но вид на Луну один».

Чингиз-хан уважал все религии, не будучи подвержен ни одной из них. За его труды. небо даровало ему победы и долголетие. Основатель Золотой Орды, его внук Бату-хан, придерживался тех же взглядов. Сын его, Сартак, был христианином и побратался с Александром Невским. Не долго правил Сартак после Бату-хана, некоторые историки считают, если бы он правил дольше, то мы все были бы христианами.

Кем бы ни были, так называемые «монголо-татары», они отличались веротерпимостью. В отличии от «цивилизованных» солдат Наполеона и Гитлера, дикие войны Бату-хана проявили большое уважение к церкви, представителям духовенства и даже юродивым. Поэтому, не получили в тылу партизанскую войну и правили триста лет. Но самое интересное началось позже.

Увлекающийся суфизмом хан Туда-Менгу (внук Бату-хана), вообще самоустранился от власти на религиозной почве, чем немедленно воспользовались многочисленные околочингизоидные мошенники, типа Ногая. По-русски пишут Менгу, что в переводе с казахского «тормознутый», так что вторая часть его имени могла быть прозвищем.

Тохтахану удалось, более-менее, восстановить порядок. Следующий хан, Узбек-хан, правнук Бату-хана, вообще сделал ислам – государственной религией.
Нашим предкам не понравилось такое вмешательство со стороны государства в личную жизнь. Именно во время правления Узбек-хана в «русские земли», на постоянное место жительства, потоком хлынули многие талантливые полководцы, управленцы и дипломаты, основатели сотен дворянских династий: Баскаковы, Апраксины, Кутузовы, Курбатовы, Рахманиновы, Тургеневы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы и прочие.

Кроме того, в борьбе за трон, чингизоиды вырезались сотнями. Орда теряла ценнейший кадровый потенциал. Сам полководец Бобрак (тот самый, который нанес решительный удар в Куликовской битве), тоже из того же потока. Так, что нарушение заветов Чингиз-хана дорого обошлось Золотой Орде.

Правоверный мусульманин, Узбек-хан, как-то странно воспитал свою жену Тайдуллу. Впрочем, мусульманским традициям не отвечали его отношения и с другими женщинами, особенно с византийской принцессой.

Но дело даже не в нем, а в Тайдулле. После смерти мужа, эта «благовоспитанная мусульманская жена», захватив неограниченную неформальную власть, начала менять ханов «как перчатки». Самым примечательным был ее племянник Бердибек, который сразу отправил на тот свет двенадцать чингизоидов (включая младенцев), избавившись от возможных конкурентов. Удар по генофонду чингизоидов был нанесен сильнейший и, вряд ли, это понравилось Аруаху, т.е. духу  Великого Хана.

Недолго правил Бердибек, Тайдула приводила к власти одних, убивая других. Наконец, тупо привела к власти своего любовника Навруса, чем настроила против себя элиту. 12 лет эта незаурядная женщина устраивала хаос в управлении государством.  Не зря французы когда видят бардак, необъяснимый и нелогичный, говорят «ищите женщину». Мы нашли – это Тайдулла. Этот период в русских летописях называют «великой замятней», когда подданные не знали, кому платить дань!

В нашей истории есть место еще одной знаменитой женщине. Екатерина Великая, увлекающаяся идеями Монтескье, который считал, что ислам самая подходящая религия для восточных народов. При этом, великий француз был уверен, что для исламских стран подходит деспотический стиль управления, т.е. ислам и демократия несовместимы.

Монтескье был убежден, что теория предопределенности в исламе ведет к бездеятельности и душевной лени. Наша лень программировалась на религиозном уровне.

Вот что готовила нам Екатерина Великая, начитавшись Монтескье. Только нас забыли спросить!

Вот для чего нас так упорно делят на нации, это все придумал другой великий француз, Ришелье, а не религии по Монтескье!

Именно эта чехарда привела к распаду и упадку Золотой Орды. Именно этот период породил Тимура, Мамая, Тохтамыша, Едыгея, Ногая. Именно их лидерские амбиции привели к распаду Великой империи. На том этапе истории вера Туды-Менгу и Узбек-хана никак не способствовали укреплению государства, а, как раз, наоборот. Лучше бы они пошли в имамы, а не в ханы.

Предки казахов, после упадка Золотой Орды, постепенно вернулись к прежней системе, степной демократии. Получив сильнейший кадровый потенциал, начала крепнуть Московская Русь.

Позже, уже при Петре Первом, наконец, избавившись от «монгольского ига», началась эпоха Российской имперской политики. Окрепшая, не без помощи Ордынских властей, церковь, немало способствовала укреплению государства.
Неизвестно, что лучше, жестокое централизованное государство золотоордынского типа или степная демократия. По крайней мере, первое мы разрушили не без помощи Ислама. Похоже, многие сопротивлялись насильственной исламизации.

В 12-13 веке, половцы-кипчаки, целыми родами переходили в православие, наверное, считали, что этот путь ведет к укреплению государства. Массовое вступление нынешних казахов в ряды христианских сект, кришнаитов и прочего, наверное, генетические отголоски тех времен.

Позднее, казахи Среднего жуза, в 18 веке обращались к Екатерине II с призывом «оградить их от пропаганды ислама и обратить в православие». Но Екатерина II, эта «богоподобная царевна киргиз-кайсацкой орды» (по определению Державина), действует по-другому. Она, наоборот, через татарских мулл, изо всех сил внедряет Ислам. Именно по ее указу в 1787 году, в типографии академии наук в Петербурге, впервые был напечатан Коран для бесплатной раздачи «киргизцам» (так нас тогда называли).

Во всем мусульманском мире Коран переписывали вручную. Впервые в истории, именно для нас его напечатали!

С чего бы такая благодать? Почему так торопились нас исламизировать? Может, вспомнили негативный опыт от Туда-Менгу и Узбек-хана? Может, кому-то не хотелось, чтобы мы стали такими же сильными, как воины-интернационалисты Чингизхана, еще и с прорывной веротерпимой идеологией, без религиозных шор, но с Богом в душе.

Монтескье открыто пишет, что основа деспотии – страх, и критикует Августина за теорию предопределенности, которая порождает лень и бездеятельность. Современным религиоведам стоило бы обратить внимание на практику ее внедрения, особенно Екатериной II. Стоит ли нам увлекаться делениями на нации по Ришелье и на религии по Монтескье? Это уже другой вопрос, требующий отдельного разговора.

Кому-то нужно было внести между нами раскол, расколоть по национальному и религиозному принципу. Кому-то не нравился исторический опыт союза Бату-хана с Александром Невским, который остановил «победное шествие рыцарей» на Невском льду.

Хаотичный и необдуманный выбор религии, тоже ни к чему хорошему не ведет. Протестантство, вроде бы, ведет к богатству и росту этики труда, но не надо забывать о том, что самая бедная страна ЦАР – тоже протестантская, им бы лучше внедрить пока более строгий ислам. Если уже брать на вооружение религию, то надо брать ту, которая соответствует уровню развития общества, это не одежда, которую покупают «на вырост».

У разных религий разный подход к тому, что есть грех.

Христианство считает, что любая половая связь вне брака есть прелюбодеяние, многоженство не допускается. Ислам считает также, но допускает многоженство, правда рекомендует ограничиться четырьмя женами. Интересы женщин здесь не учитываются. Чингизхан, тенгрианец, считал прелюбодеянием связь только между женатым мужчиной и замужней женщиной, и то, если это получило огласку.
Большинство современных мужчин и даже женщин, мне кажется, поддержали бы эту точку зрения, она более соответствует реальности. Христианство и Ислам здесь выдвигают невыполнимые, для большинства, условия, естественно, все эти строгости регулярно нарушаются, порождая лицемерие и двойную мораль для оправдания естественных потребностей.

В свете данных мыслей, неплохо было бы внимательней присмотреться к наличию у Пророка девяти жен, на непонятные отношения Христа с любимой женщиной. Пороки обеих религий допускали отклонения от строгостей, которые, скорее, придумали уже позже.   

Тут есть над чем подумать. Никто ничего не имеет против религии, единства Бога, мы все его дети, и, вряд ли, Аллаху нравится, что мы, его дети, поделились по национальным и религиозным признакам.

Разделение нужно антиподу Бога, разделение нужно Дьяволу. Чингиз-хан не делил людей на нации и религии, это главный урок от человека тысячелетия. Мы очень плохо освоили этот урок и теракты, совершаемые с криком «Аллах акбар» нам об этом напоминают. Религии и нации – это инструменты, с помощью которых нами манипулируют и не всегда с добрыми намерениями.

Встав над нацией и религией, мы становимся независимыми, такими же как коммунисты-безбожники и интернационалисты лучших времен советской истории.
Упадок государственности, образования и науки почему-то у нас совпал с принятие Ислама. Тут, я думаю, дело не в Исламе, который призывает поддерживать науку, образование, это в практике теократии, т.е. внедрение, использование религии в укреплении централизованной власти, тоталитаризма.
Любой тоталитаризм губит свободу мысли, а вслед за ним и саму мысль. Хроническое отставание Исламских стран в последние века говорят о том, что это проблема системная.

Понятие религии и жесткое непринятие людей другой религии пришло к нам из вне, да и понятие «нации» нет, это понятие ввел кардинал Ришелье. Насколько нужны эти понятия, какую роль они сыграли в истории?

Полный атеизм, конечно, глупость, тут, все-таки, будущее за агностическими взглядами. Не стоит недооценивать национальные особенности, культуру и историю. Опыт советского прошлого говорит, что развитие культуры малых народов, автономии совместимы с проектом создания наднациональных структур. Государства или союзы должны быть наднациональными и многонациональными, иначе их ждет неминуемый крах. История падения Золотой Орды, это история развала государства на религиозной почве. Значительно более стремительный крах Третьего Рейха, это крах государственной националистической политики.
Отдадим должное ордам Чингиз хана, в чем, в чем, а в уважении к культуре и религии других народов им не отказать. Даже через столетия, более «цивилизованные завоеватели», т.е. наполеоновские солдаты, рубили мясо на иконах, устраивали скотобойни в церкви, наряжали своих лошадей митрами и облачением духовенства.

И с таким отношением они собирались покорить Россию!

Нечто подобное делал и Гитлер. Вообще этих деятелей я никогда не считал особо одаренными, даже зимней одеждой не запаслись, умники! Они не то, что триста лет, и года не продержались!

На фоне их религиозной политики Чингизхан и его внук Бату-хан просто гений. И чего удивляться, что «монголо-татарское иго» продержалось триста лет, а по одной из версий, даже пятьсот. Опыт, наверное, был учтен при покорении Сибири и Средней Азии, «русские оккупанты» хорошо поспособствовали развитию культуры завоеванных народов Азии. Поэтому их особо «завоевателями» никто и не считал.

Долг платежом красен.

Про времена СССР вообще отдельный разговор. 

Если нам, бывшим советским, в будущем придется исполнить роль спасителя человечества, то это мы сможем сделать только на опыте интернационализма.
Будущее в этом, стремительно глобализирующимся мире, за интернационалистами. Взгляды на нацию и религию великого Чингиз-хана актуальны как никогда.


Рецензии
Талгат Алимов: "Религии и нации – это инструменты, с помощью которых нами манипулируют и не всегда с добрыми намерениями."
-------------
Согласен, с Вами! Религии и разные языки разделяют людей духовно, приводят людей к непониманию и вражде. Мирная жизнь наступит тогда, когда исчезнут религии, все станут атеистами, и люди будут говорить на одном языке. И будет одна "нация" - земляне!
Этот вопрос я затрагиваю в своей статье "Смысл жизни атеиста".

Сергей Ручкин   10.07.2023 00:10     Заявить о нарушении
Полностью с Вами согласен, но случится это наверное нескоро! Спасибо за отзыв!

Талгат Алимов   13.07.2023 03:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.