Путевые заметки о Старой Руссе. 2016 год

Город Старая Русса - уютный курортный городок, связанный с чудотворной Старорусской иконой Божьей Матери и с именем Ф.М. Достоевского.

Курортная жизнь - жизнь неторопливая, о ней можно долго рассказать. Но мои интересы лежали за пределами курорта.
В первый день я отправилась в Георгиевскую церковь, чтобы поклониться чудотворной Старорусской иконе. Георгиевская церковь находится рядом с курортом в 10 минутах ходьбы. Старожилы курорта мне объяснили дорогу так:
- Выйдете за ворота курорта, пойдёте прямо по улице вниз. По левую руку увидите памятник Достоевскому, а за ним церковь, но вы к ней не сворачивайте. А на следующей улице поверните налево, там увидите Георгиевскую церковь.
Улица, которая ведёт от курорта вниз, - носит имя Сварога, только не в честь славянского бога огня, а в честь местного художника Сварога Василия Семёновича. На улице Сварога стоит местная достопримечательность – «Усадьба средневекового рушанина» - это и современный музей средневековой старорусской жизни, и магазин. Посетителей встречают хлебом-солью, чаем на травах и предлагают купить латунные изделия с древнерусской символикой, травяные сборы и старорусскую соль. «Усадьбу» срубили только в 2015 году, к 1000-летию со дня основания Старой Руссы. Средневековая Старая Русса была богатым купеческим городом, основным промыслом здесь была соль.

Старая Русса – место намоленое: здесь много веков хранилась чудотворная Старорусская икона Божьей матери. Благодаря заступничеству святой иконы город процветал. Однажды жители Тихвина, где случился мор, попросили у рушан чудотворный образ. Рушане удивились просьбе тихвинцев, ведь у них была собственная чудотворная Тихвинская икона Божьей матери, но отдали им Старорусскую икону. Триста лет икона находилась в Тихвине, и тихвинцы не хотели её возвращать. Только вмешательство императора заставило тихвинцев вернуть рушанам чудотворный образ. После Великой Отечественной войны подлинник чудотворной Старорусской иконы был утрачен, сейчас в городе хранятся три списка чудотворной Старорусской иконы. Один из этих списков находится в Георгиевской церкви.

Рядом с памятником Ф.М. Достоевскому стоит Никольская церковь. Никольская церковь была закрыта, я только через несколько дней узнала, что она староверческая. Одной женщине удалось там побывать на службе.

В Георгиевской церкви было тихо. Несколько женщин рассматривали кольца, цепочки и кресты в церковно-книжной лавке. Я свободно «пообщалась» с иконами в церкви, мне никто не мешал. В воскресенье был праздник Успения Пресвятой Богородицы. Было написано в расписании, что божественная литургия начинается в 8-00 утра. Я не знала, что служит один батюшка, который и исповедует, и литургию служит, и причащает, и словом утешает. В местных приходах не хватает батюшек. Батюшка, молодой, высокий и черноволосый мужчина,  митрофорный священник, читал службу очень хорошо. Народу было очень много, стоять было невозможно, но все внимали с благоговением.  Георгиевская церковь, построенная в XV веке, сама по себе красивая: белая с огромными коричневыми луковицами куполов, два иконостаса, древние, намоленые иконы в серебряных и позолоченных окладах, дорожка из травы и цветов, ведущая к алтарю и к чудотворной Старорусской иконе.

На следующий день был ореховый Спас, вечером я пошла на пешеходную экскурсию «Старая Русса Достоевского». Во время экскурсии экскурсовод нас подвела к Георгиевской церкви. Здесь я первый раз столкнулась с местным обычаем: вокруг церкви проложили дорожку из цветов и травы, по этой дорожке босые женщины с церковными песнопениями трижды обходят вокруг церкви. Говорят, что помогает от болезней суставов и ног.
Пешеходная экскурсия «Старая Русса Достоевского» длилась два часа. 

В музее Достоевского – своя входная плата и свои экскурсоводы. А вечером на берегу Перерытицы экскурсантов и экскурсовода сожрали комары и мошкара. Не столько слушали экскурсовода, сколько от комаров отбивались. Хотя наш экскурсовод Нина Сергеевна, специалист со стажем, влюбленная в родной город, рассказывала очень интересно и о Старой Руссе, и о Достоевском. Только я больше ни на одну экскурсию не ходила по одной простой причине. Плата за экскурсию большая, а показывают небольшой кусочек только. Шустрые курортники всё это смотрят бесплатно или за меньшую плату. 

Я потом сходила самостоятельно в музей Достоевского за сто рублей без всяких экскурсий. Мне при входе вручили папку с описанием обстановки экспозиционных комнат.С 1872 по 1880 год в Старой Руссе жил с семьёй Фёдор Михайлович Достоевский. Сначала он снимал дом у отца Иоанна Румянцева, священника Георгиевской церкви. В этом доме Фёдор Михайлович написал роман «Бесы». Потом несколько лет подряд семья Достоевских снимала комнаты у фон Гриббе. В 1876 году Достоевский приобрёл дом на берегу Перерытицы. В этом доме сейчас расположен мемориальный музей писателя. Пейзаж и постройки вокруг дома Достоевского послужили прообразом для антуража в романе «Братья Карамазовы». На другом берегу Перерытицы стоит так называемый «Дом Грушеньки», старое заброшенное здание, в котором непонятно, кто живёт или не живёт. В этом доме жила знакомая семьи Достоевских Агриппина Ивановна Меньшова, чья биография частично была использована писателем для характеристики Грушеньки. Достоевский очень любил Старую Руссу и считал её местом физического и нравственного покоя. Подлинных вещей Достоевских сохранилось немного, обстановка комнат собрана из вещей, которые можно датировать второй половиной 19 века до начала 20 века.
От музея Достоевского прогулялась по берегу Перерытицы до Воскресенского собора. Мост через речку Полисть ведёт прямо к колокольне Воскресенского собора. У калитки соборной ограды растут роскошные рябины. Многие народы Европы верят, что рябина помогает от колдовства. В одной местности (не в Старой Руссе) было поверье, что, если вы захотите вычислить местных колдунов, то надо поступить следующим образом. Срываете ветку рябины и прячете под рубашку, идёте домой. Трижды надо было перекрестить ветку рябины и окропить святой водой. Потом следовало тайком пронести запазухой рябину в храм. Во время службы трижды взмахнуть рябиной в сторону верующих. И тут внимание!: у вас открывались глаза. Все колдуны и колдуньи оказывались стоящими спиной к алтарю, а все честные христиане – лицом. Я вспомнила об этом поверье, пока шла от калитки к Воскресенскому собору. Сам собор мне понравился просторной планировкой, тем, как развешаны иконы, и, что к ним можно свободно подойти. В левом крыле собора стояли два гроба. Родственники усопших ждали, когда начнётся отпевание. Дети, которых родственники усопших привели с собой, бегали по собору и вокруг него. Они были резвы и проворны. Своей детской подвижностью они оспаривали печальный факт смерти. Я вышла из Воскресенского собора в смешанных чувствах. Старая Русса меня манила своей провинциальной тишиной, которая не приводила к внутренней гармонии.
Мне больше понравилась территория курорта, где всё располагает к обретению душевного спокойствия. Появлению курорта в городе предшествовали бурные исторические события.В Смутное время город был в шведской оккупации, после чего  Старая Русса пришла упадок. Возрождение города началось в 1828 году, когда был обнаружен естественный источник с минеральной водой. Тогда здесь был основан курорт. Муравьёвский фонтан, который бьёт на площади курорта, был пробурён в 1858-1859 годах при генерал-губернаторе Н.М. Муравьёве.
 В Великую Отечественную войну город находился в немецкой оккупации с 09.08.1941 по 18.02.1944 года и за это время был стёрт с лица земли, а жители были угнаны  в Германию. Курорт был возрождён в короткие сроки. Уже в 1946 году в Старой Руссе отдыхали красноармейцы, восстанавливавшие здоровье после ранений и увечий, полученных в ходе войны.


Рецензии