Малия Третий Дворец

Среди минойских дворцов, которые довелось осмотреть, дворец в Малии самый непризентабельный. Он явно проигрывает по сравнению с Кносским или Фестским. Неискушенному в истории древнейшего Крита туристу делать там в общем-то нечего. Даже знаменитая золотая пчела (вообще-то две) из Малии находится в археологическом музее Ираклиона. Тому же, кто рискнет пройти метров 500 от автобусной остановки в 2 километрах от городка Малия (;;;;;) и заплатить 6 евро при входе, откроется груда камней, наваленных в произвольном порядке. Отчетливо просматривается только внутренний двор, ну, могут ещё заинтересовать гигантские сосуды, на фоне которых можно сделать отчётную фотографию. Строго говоря, в Малии, где копают с 1915 г. до наших дней, вскрыты остатки двух дворцовых комплексов, первый из которых был разрушен землетрясением в 18 в. до н.э., а второй, воздвигнутый на его камнях, прекратил своё существование около 1450 г., после знаменитого извержения вулкана на Тире (Санторини). Своего Эванса малийский дворец не имел, что отчасти объясняет его невзрачность (хотя он явно беднее и меньше своих собратьев в Кноссе и Фесте). Между тем, этот дворец очень интересен, поскольку позволяет лучше представить себе извилистость путей политогенеза (проще говоря того, как появлялось государство). Дело в том, что рядом с самим дворцом, который явно был храмово-религиозным центром (а судя по остаткам зернохранилищ еще и резервным фондом на случай неурожая) находится вскрытый археологами параллельный комплекс, в котором были сосредоточены ремесленные мастерские, но имелись и свои святилища. Между двумя архитектурными доминантами находилась некая протоагора, рыночная площадь, которая выглядит как буферная зона между профанным и сакральным. Уяснив что где, перестаешь воспринимать раскопанное просто как груду камней. А как находишься, можно присесть на камень, которому пять тысяч лет, смотреть на горы, плывущие в мареве жаркого дня, ящериц, редких туристов, прочувствовать тишину, висящую над подобными местами, вспоминать Маяковского и Рембо;.


Рецензии