Что есть мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент  – воображаемый эксперимент, проводимый в тех случаях, когда реальный эксперимент осуществить в принципе невозможно или затруднительно. Последний, как известно, ограничен  сложностью реализации, уровнем развития знания и техники, материальными  и финансовыми затратами, а также трудоёмкостью.
Ценность мысленного эксперимента состоит, во-первых, в том, что он позволяет исследовать ситуации, неосуществимые принципиально или практически; во-вторых, с его помощью можно проверять истинность знаний, не прибегая к материальным затратам.

1. Два мнения о мысленном эксперименте
Слово известному оппоненту эйнштейновской СТО К.А. Хайдарову [1]: «Это несуществующая практика, потусторонний опыт, воображение того, чего нет на самом деле. Мысленные эксперименты подобны снам наяву. Они рождают чудовищ. В отличие от физического эксперимента, который является опытной проверкой гипотез, "мысленный эксперимент" фокуснически подменяет экспериментальную проверку желаемыми, не проверенными на практике выводами, манипулируя логикообразными построениями, реально нарушающими саму логику путём использования недоказанных посылок в качестве доказанных, то есть путём подмены. Таким образом, основной задачей заявителей "мысленных экспериментов" является обман слушателя или читателя путём замены настоящего физического эксперимента его "куклой" – фиктивными рассуждениями под "честное слово", без самой физической проверки...
Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответствие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте».
Известный изобретатель и физик Тесла глаголет иное [2]: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать её в своём воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю её в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась её балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения».
«Скромности»  Николы можно только подивиться. Что и говорить, любил «парень» прихв..., напустить тумана и ошарашить обывателя. Но в то, что мысленные эксперименты сыграли важную роль в его открытиях, я верю. Не откажешь Тесла и в остроумии, вспомните хотя бы то, что он сказал о СТО Эйнштейна: «Считать это физической теорией могут только наивные люди».         

2. К теории мысленного эксперимента
• Достоинства мысленного эксперимента – дешевизна, оперативность, фантастические возможности с «оборудованием» и «тестами». Недостатки:
- полученные результаты часто нуждаются в подтверждении средствами реального эксперимента;
- шанс сделать случайно открытие, что изредка бывает при проведении реального эксперимента,  равняется нулю.
• Условия успешного проведения мысленного эксперимента, на мой взгляд, таковы:
- использование материалистической теории познания;
- знание теории и накопленного эмпирического материала;
- хорошие познания о технике реального экспериментирования.

3. Пример мысленного эксперимента
     Приведу лишь один пример известного мысленного эксперимента о близнецах [3]. Посадим двух близнецов на ракеты и отправим их в путешествие по прямой в противоположные стороны, а сами останемся в качестве неподвижного наблюдателя. Некоторое время спустя, попросим близнецов описать их состояния и сбросить записки об этом. Каждый испытуемый,  в соответствии со СТО, сообщит нам с сожалением, что он стареет быстрей своего братца. Парадокс, внутреннее противоречие теории! И что ещё нужно для доказательства того, что этот опус построен на логике обитателей сумасшедшего дома? Очевидно, проведённый эксперимент ни в какой проверке на опыте не нуждается.   

Источники информации
1. Хайдаров К.А. (канд. диссерт. по теме "Разработка методов и средств распознавания образов для автоматизации горных процессов", 1987). Что такое "мысленный эксперимент"? http://bourabai.kz/catechesis.htm#gedanken
2. Мысленный эксперимент. 3. Артёха С. Н. Критика основ теории относительности.  http://www.antidogma.ru/russian/
                Опубликовано 06.09.2016


Рецензии
Пётр.
Вы в своих попытках свалить СТО и ОТО напоминаете народовольца бросающего самодельные гранаты по царской карете, надеясь свергнуть режим? Чем они вам так насолили?
Ну не может же разумный человек, взяв лопату броситься на Эверест в попытке сравнять его с землёй для построения на этом месте танцплощадки.

Виктор Ефременко   06.09.2016 23:00     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор! Прочитайте научные работы по измерению анизотропии света - их
множество. И вы поймёте, что глупей и вредоносней СТО Эйнштейна в физике ничего не было.Доказывать свою правоту можно лишь ссылками на свои работы или работы других авторов. А у вас, как я понял, одни эмоции.


Пётр Басков   15.09.2016 18:30   Заявить о нарушении
Ну если сошлётесь на десяток научных отщепенцев, которые что то писали это ничего не изменит

Виктор Ефременко   28.09.2016 23:44   Заявить о нарушении
Хендрик Антон Лорентц, Пуанкаре, Тесла, Майкельсон, "Сто авторов против Эйнштейна" - это тоже отщепенцы? Когда я говорю о ложности СТО Эйнштейна, я исхожу не из того, что говорили корифеи, а исходя из лично своего анализа этой глупейшей выдумки. Время почитания СТО Эйнштейна - это позорная страница в истории физики.

Пётр Басков   12.10.2016 16:06   Заявить о нарушении