Моя Кото-Васия

ЛАСТОЧКИ
Страшная картинка из детства. Мачеха обнаружила под крышей дома ласточкино гнездо. Там уже появились птенцы. Раскрывая жёлтые клювики, они просили есть, ждали, когда мама-ласточка вернётся с червячком.
- Это что же такое! Плохая примета! Ласточка и дом нам спалит! – кричала мачеха. Потом взяла длинную палку и, тыкая ею в глиняное ласточкино строение, разломила его. Упавшие обломки растоптала, а вместе с ними – и птенцов.
Прилетевшая мама-ласточка, не найдя своих малышей, пригорюнилась на проводе, ведущим в дом свет, и повисший в клювике червячок – никому теперь не нужный! – будто дорисовал опустившие вниз уголки губ – как на трагической маске театрального символа. Горе горькое!
Много лет прошло после этого события. Только из памяти не стирается убитая горем мать-птица. И кто только мог подумать, что ласточка может спалить дом? Как? Отзвуки старой легенды, смысл которой давно опровергла первая русская православная княгиня Ольга? «Привяжите горящую паклю к ногам птицы – разве полетит она к родному гнезду?»
Для нашего дома семейство ласточек – святое. Радостно оттого, что птицы поселились во дворе, устроив свои гнёздышки под навесом летней кухни. Настоящий праздник для всей семьи – возвращение птиц весной. Для меня всегда останется загадкой: как они ориентируются на огромном пространстве – вокруг степь без конца и края! – и находят своё гнёздышко, по-птичьи благоустраивают его, ремонтируют и вновь выводят потомство.
А как заботятся родители о малышах-желторотиках! Как-то наблюдала за пернатой семейкой и подумала: вот бы их законы да в человеческую жизнь! Нам, существам разумным, ещё учиться и учиться у детей природы – у братьев наших меньших!
Ласточки учили птенцов летать. По очереди, по одному из троих, «выводили» из гнезда и летели к натянутой во дворе проволоке для белья. Оставшиеся сидели тихо, даже не пытаясь выбраться, ждали своей очереди. Родители же дали малышу время отдохнуть, а потом показывали, как надо держаться в воздухе, махая крылышками, и, видимо, учитывая, куда дует ветер. После недолгого урока птенца возвращали домой и продолжали занятие со следующим. Так повторялось несколько раз. Малыши чувствовали себя увереннее от урока к уроку.
Когда птенцы подросли, семейка стала летать высоко-высоко. Птицы старались сопротивляться сильному ветру, тренируя крылышки перед долгим перелётом в южные тёплые края. Если же они снижались и стремительно носились за насекомыми, люди говорили:
- Многие приметы сегодня не сбываются, а вот ласточки низко над землёй – к дождю – работает безотказно!
Сентябрьским днём вернулась с работы и не увидела на проводах ласточек, заботливо чистящих пёрышки. Отправились в дальний, нелёгкий путь. Только бы долетели, чтобы на следующий год вернуться на родину снова…

                НЕГЛАСНЫЙ ДОГОВОР
Под сарайчиком ежиха устроила жильё для своей будущей колючей семейки. Днём её не слышали, а по вечерам, когда темнело, она шумно шуршала, перебирая лапками, выбиралась из укрытия и отправлялась на охоту. Благо, мышей водилось вволю: они воровали зёрна в кормушке у цыплят.
С ежихой подружился муж. Как они с «колючкой» договаривались, непонятно, но то, что между ними существовал негласный договор о… сотрудничестве, было очевидно.
Куры, решив обзавестись потомством, стали прятать яйца под сарайчиком. Ежиха, заметив лишнее в интерьере, стала выкатывать их и укладывать рядком – так, чтобы их заметили и забрали. Себе она постоянно оставляла одно яйцо, делала в нём дырочку и выпивала.
Муж, собирая урожай, приговаривал:
- Вот какая помощница у меня!
Как-то пробовала возразить:
- Воришка она…
- Нет, она яйцо честно зарабатывает. Не самим же нам по-пластунски лазить под сараем, да ещё и с фонариком. А так – и нам удобно, и ей сытно.
Что тут возразишь?

                СЕКРЕТ ЧАПЫ
С этим рыжим котом я встретилась в гостях у моей тётушки на Урале. Чапа запросто заходил к нам, чувствовал себя как дома, хотя жил он в квартире на втором этаже. Несмотря на свою упитанную комплекцию, он по-молодецки заскакивал на комод и дремал там. Тётушка иногда его незлобно бранила:
- Лодырюга ты, Чапа. Пошёл бы мышей половил. Знаешь, они такие маленькие, серенькие, с четырьмя лапками и длинным хвостом…
Но совесть Чапы спала крепким сном. Каким-то своим кошачьим чутьём он чувствовал, что – любимец. А любимцам многое сходит с рук, то есть с лап.
Иногда доходило до смеха. Как-то заглянула соседка. Приоткрыла дверь и через порог спрашивает:
- Чапа не у вас? Я тут ему мышку принесла, – и разворачивает салфетку…
Вот так! Пусть не на блюдечке с голубой каёмочкой, но всё же на салфеточке котофею обед преподнесли!
Секрет Чапы раскрыл его маленький хозяин Валерка, большой любитель розыгрышей. Встретил во дворе своего дружка Толяна и тут же присел ему на уши:
- Слышь, Толян, а я тут Чапку нашего видел. Он мыша поймал во-о-от такого.
- Врёшь!
- Нисколечко!
- И какой он был, мыш тот?
- Рыжий!
-Так это ж кот рыжий, а мыш?
- И мыш был рыжий!
- Неужели такие бывают? Не верю!
- Говорю тебе – рыжий! – Валерка хитро прищурился и добавил, – а на спине написано «Голландский»!
И ничего Чапе за это не было. Потому что – всеобщий любимец.

                ЦЫПЛЯТА-ДЕКАБРЯТА
Сельскими жителями мы стали поздней осенью прошлого года. Но о том, что мы хуторяне, напоминали лишь семь курочек, приехавших вместе с нами из города (где жили на окраине в частном доме), чаще – кукареканье соседского петуха и стаи привольно разгуливавших гусей и индюков. А так хотелось побыстрее завести какую-нибудь живность! И вот привезли из магазина инкубатор, купили на рынке яиц (свои-то несушки без петуха несут только диетические), сделали всё по инструкции и стали ждать.
Первые звоночки появились за несколько дней до нового года. Мы потеряли покой и сон, следили, как в пенопластовом ковчеге просыпается новая жизнь. На свет появились семь пушистых пищащих комочков. Мы были в восторге, с умилением наблюдая, как малыши помогают новорождённым согреться у лампы, поправляют пушок, чтобы быстрее обсох. Вот у кого надо учиться братству и взаимопомощи!
Восторг очень скоро уступил место озабоченности: чем кормить? Ведь чтобы цыплята превратились в тружениц-несушек и голосистых петушков, требуется ой как много. А проверенного многими премикса «Солнышка» в продаже не оказалось. В ветаптеке только удивлённо развели руками и посоветовали заглянуть… весной.
И тут я вспомнила: в аптеке есть крапива, а это—кладезь витаминов и микроэлементов! Витамин роста А—в рыбьем жире! Жёлтые комочки одобрили мою смекалку, весело переговариваясь у блюдца с кормом—желтком, приправленным крапивой.
В начале февраля, когда пригрело солнце, вывела свой отряд на прогулку. Наблюдая за цыплятами, сделала открытие: не такие уж у них куриные мозги—в том смысле, какой мы вкладываем в эти слова, говоря о человеке недалёкого ума.
Под прошлогодней листвой раздобыли уснувшую божью коровку. Очень хотелось полакомиться! Но жучок, несмотря на свою привлекательность, оказался совершенно несъедобным, как его ни поворачивали клювиками и лапками. После такой неудачи цыплята даже не захотели связываться с ползавшей особой: встали вокруг неё и, словно таинственное заклинание, дружно произнесли: «Чур!». Тут же бросились врассыпную по другим важным делам.
Весной малыши гуляли уже по шесть-семь часов. Выпускала, как только солнце пригревать начинало. А вечером, набегавшись, они любили забираться ко мне на колени, прятаться в рукаве-реглане. Видимо, считали меня своей квочкой.
Получается, что испытание инкубатора подарило нам много положительных эмоций. Летом забот прибавляется, и уже не будет возможности так пристально наблюдать за забавными птенцами.
                АНТОШКИНЫ МЕТАМОРФОЗЫ
Его подарили нам маленьким рыжим комочком будто в утешение: под колёсами машины погиб любимец Бориска. Долго не могли придумать, как назвать. Как-то сели с дочкой смотреть мультики, а там – любимый «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку!» Так и стал рыжик Антошкой.
В городской квартире он вёл в основном лежачий образ жизни. Но, как ни странно, не толстел, всегда оставался поджарым и с лёгкостью забирался на шкаф. Там, по его понятиям, он был недосягаем ни для кого.
Но вот однажды дочь принесла домой лабораторную крысу. Сказала, что подруга попросила присмотреть, пока та у бабушки в деревне гостить будет.
Подруга вернулась, но о крыске даже не вспомнила. Так Мейсон и остался у нас. Поначалу опасались: как бы Антошка не слопал его на обед. Но рыжий, насытившись рыбкой из ухи, на белого длиннохвоста даже внимания не обращал, и тот спокойно разгуливал по квартире.
Заглянувшая однажды соседка, увидев Мейсона, посочувствовала ему:
-Скучно тебе, маленький, – и обратилась к нам, – вы бы ему подружку завели…
Дочка как будто ждала этого сигнала. В ближайший выходной съездила на птичий рынок и привезла Мейсону подружку. На пару они устроили целую Санта-Барбару! И разбудили в дочери бизнес-вумен. Она выращивала малышей-крысят до поры до времени, а потом сплавляла на том же птичьем рынке, зарабатывая на тетради-ручки и карманные расходы.
Крысы подружились с Антошкой. Они могли гулять по нему, даже чистили ему зубы, добывая остатки застрявших лакомств.
Но вот как-то наскучила нам сугубо городская жизнь, и мы обменяли квартиру на дом в частном секторе города. От Мейсона и его подружки избавились – вернули-таки дочкиной подружке.
Антошка на какое-то время пропал из виду. Мы даже запереживали: не ушёл ли на прежнюю квартиру, так ведь недолго и под машину попасть. А он, нагулявшись по крыше, обнюхал всё и пришёл в комнату с чувством хозяина.
Дочка съездила на птичий рынок и привезла оттуда голубую крыску, поместила её в аквариум.
И тут произошло невероятное. Антошка прыгнул в новый домик крыски и быстро расправился с нею. Только хвостик остался. Дочь рыдала, угрожала коту, обещала больше никогда не дружить с ним. С трудом удалось ей объяснить, что в нашем рыжике, наконец-то, проснулся хищник. Грызунам в доме больше места не будет!
Во дворе установили столик со стульями. В тёплое время можно и обедать, и гостей принимать. Антошка и это учёл.
Как-то собралась мужская компания. Кто-то предложил сбегать за пивком. Пока гонец ходил за покупкой в магазин, котик старался изо всех сил. Когда решили сесть за стол, увидели рядом с ним рядком уложенных мышек. Антошка к пиву преподнёс угощение.
Так перемена места жительства превратила лежебоку в охотника.

                ПРИШЕЛИЦА СОНЯ
Осенью, откуда ни возьмись, к крайним домам хуторка сбегаются кошки всех мастей, породистые и двортерьеры. Жалко их, брошенных хозяевами-предателями. Зиму они проводят вблизи жилищ, рассчитывая на людское участие. Но не доверяют до конца: еду принимают и тут же убегают. С приходом тепла разбегаются. И это уже закономерность.
Вот так же осенью пришла к нам дымчатая кошечка. Каждый раз, когда я выходила «на раздачу слонов» – покормить «пришельцев», она, как и все, старалась схватить кусок, но не убегала, а смотрела прямо в глаза. И взгляд этот был особенный – не то чтобы просящий, по-человечески это – мольба.
Со временем, месяца через два, уже в конце ноября, она позволила себя погладить. И тут я поняла, почему у неё прыгающая походка. Бедолага где-то угодила в капкан, и левая лапка отсохла, болталась на тоненькой ниточке, а потом и вовсе отпала.
Однажды вынесла я еду. Вся честная компания собралась, а дымчатой моей не было. Потом она появилась, заспанная.
- Что же ты, Соня, проспала завтрак? Ладно, сейчас я тебя покормлю.
Так и стала она Соней. Весной не сбежала, а в июне в благодарность за заботу подарила троих замечательных рыжих котят.
Какой заботливой мамой она была! Её малыши росли в ласке и строгости. Выражая восторг успехами своих крох, она вставала на задние лапы, а передние поднимала вверх – прямо, как мы! Ну, а уж если бедокурили, с родительской точки зрения, мало не казалось: своей култышкой такую оплеуху отвешивала, что проказники убегали и прятались в ожидании, пока мамаша не меняла гнев на милость.
Потом Соня пропала. Мы долго ждали её возвращения, надеялись, что вернётся… Внук, когда ходил на рыбалку через соседний хутор, встречал там похожую дымчатую кошечку. Вот только на «Соню» она не отозвалась…

                КАК СПАСАЛИ ЕЖА
Утром спешила на электричку. Бежала, не разбирая пути. И тут прямо на дороге увидела свернувшийся комочек – ёжик! Наверное, кто-то близко подходил к нему недавно, вот он и принял защитную позу.
«Надо убрать его» – подумала я. Хотела отнести его подальше от проезжей части. Но как? Вспомнила: в сумке есть пакет. Достала, сделала «варежку» т протянула руки к ежу. Он будто сделал колючки ещё длиннее, они только проткнули пакет.
Я уж было начала паниковать: на станции объявили прибытие электрички, а я ёжика не могу спасти!
И тут услышала мужской голос:
- Надо убрать его с дороги, а то ещё машиной переедут…
Мужчина наклонился к ежу и обратился ко мне:
- Вот так, под брюшком их надо брать осторожно, так они не колются.
И быстренько отнёс колючий клубочек под деревья, ближе к домам.
- Там он найдёт дорогу в своё укрытие.
И сразу же прибавил шагу – торопился на работу.
У меня весь день было солнечное настроение – ведь жизнь ёжику спасли!


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.