Жизнь и творчество Пушкина ч. 2

К этой дате Пушкин всегда относился с особенным трепетом и был искренне верен лицейским друзьям. В 1817 г. состоялся их первый выпуск. Сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, среди которых - латынь, право, российская, немецкая и французская словесность, всеобщая история, математика, физика, география, Пушкин и его друзья получили аттестаты об окончании Лицея. Поэт оказался по успеваемости 19-м (из 29 выпускников), показав «весьма хорошие» успехи в гос. экономии и финансах, латинской словесности. По российской и французской словесности, также в фехтовании его успехи были «превосходны». Окончив лицей, Пушкин получил чин коллежского секретаря (10-го класса, по табели о рангах) и был определён на службу в Коллегию иностранных дел. Однако в то время молодые дворяне, как правило, только числились чиновниками, на службу ходили редко и денег за неё не получали. Молодой поэт вплотную занимается литературным творчеством. Около 1817 г. он стал членом литературного кружка «Арзамас», познакомился с А.С. Грибоедовым, служившим, как и Пушкин, в одном ведомстве и уже известным как автор нескольких пьес. В доме братьев Тургеневых Александр Сергеевич написал оду «Вольность», принесшую ему славу поэта-вольнолюбца. Один из Тургеневых - Николай - состоял в «вольном обществе любителей российской словесности». Его председателем был будущий декабрист Ф.Н. Глинка, а членами общества числились его единомышленники - братья А.А. и Н.А. Бестужевы, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер и др., что также способствовало утверждению авторитета Пушкина, как поборника свободы и справедливости.

Его стихи публиковались в журнале общества. С осени 1819 г. по лето 1820 г. Пушкин был завсегдатаем в собраниях литературно-театрального общества «Зелёная лампа», в котором свободолюбие и серьёзные интересы соединялись с атмосферой бурного веселья. Вольнолюбивые мотивы присущи были поэту и в написанных им тогда стихотворениях «К Чаадаеву» и «Деревня». В марте 1820 г. Пушкин закончил начатую ещё в лицее поэму «Руслан и Людмила». Новизна этой сказки была проникнута духом вольницы. Замечательный русский поэт В.А. Жуковский подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя...». Между тем судьба готовила молодому поэту первое испытание. 14 апреля 1820 г. его вызвали к военному ген.-губернатору Петербурга графу М.А. Милорадовичу, герою войны с Наполеоном, для объяснения по поводу содержания его «противуправительственных стихов» (в том числе эпиграмм на А.А. Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом гос. чиновника и получивших широкую известность в обществе. Родом из сербской знати, храбрый и мужественный Милорадович был весьма популярным среди современников и особенно в рядах русской армии. От государя он не раз получал «личные» поручения, которые становились достоянием отечественной истории. Официальное пушкиноведение утверждает, что гнев Александра I был вызван одой «Вольность». В итоге следствия поэту - выразителю взглядов передовой молодежи, грозила «исправительная» высылка в Сибирь или заточение в Соловецкий монастырь, что означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни и строгий надзор.

Лишь благодаря заступничеству, хлопотам друзей и прежде всего Н.М. Карамзина, П.Я. Чаадаева, В.А. Жуковского, А.И. Крылова, Ф.Н. Глинки и Гнедича удалось добиться смягчения наказания. Александра Сергеевича выслали (а формально перевели по службе) на юг России, в Екатеринослав, бывший Днепропетровск. «Петербург душен для поэта, — писал Пушкин. – Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу». 6 мая 1820 г. (ст. стиль) из Петербурга, через царскосельскую заставу выехали двое: молодой человек, быстрый и бойкий, уже заслуживший известность и признание не только в кругу друзей и сопровождавший его степенный, чуть постарше крепостной дядька Никита Тимофеевич Козлов. И здесь кратко о "дядьках", которые заменяли нянь. В дворянских семьях каждого члена семьи сызмальства окружал целый отряд прислуги, среди которой на особом положении были кормилицы, няни и дядьки. Эту категорию помощников остальные слуги называли дворовой аристократией, и были обязаны обращаться к ним по имени-отчеству. Такие привилегии они заслужили ролью, которую играли в жизни и воспитании хозяйских детей. Кормилицы – кормили младенцев, няни – заботились о повседневных нуждах малышей обоих полов, а вот «дядьки» появлялись только у пятилетних мальчиков. В обязанности дядьки входило мужское воспитание мальчиков, которым они полностью заменяли нянь. Считалось, что женщины, своей мягкостью и излишней опекой портят будущих служителей Отечества. Для мальчиков дядька - обычный крепостной мужик, становился проводником по взрослению, физическому развитию и духовному становлению.

Он будил и укладывал спать своего воспитанника, следил за его гигиеной и внешним видом, заботился о его здоровье и отводил на родительскую половину дома. Дядьки были первыми педагогами мальчиков, они разъясняли им азы грамотности, закладывали основы русского языка и быта, а также учили молитвам. Львиную долю времени в образовательном процессе дядьки уделяли выработке у подопечного мужской закалки и патриотизма. С малых лет мальчики должны были понимать, что они будущие защитники Родины - храбрые воины, имеющие чёткие понятия о чести и долге дворянина. Формируя психологическую устойчивость юноши, дядька приучал его к сдержанности чувств, преодолению страха, выносливости и дисциплине. Дядька должен был увлечь воспитанника, чтобы обучение не превратилось в муку. Поэтому, к примеру, ловкость и координацию движения он развивал в игровой форме, а умение держаться в седле оттачивал на охоте. Всем этим навыкам дядька обязан был научить воспитанника до того возраста, пока к нему не приставляли гувернёра. На этом воспитательная миссия дядьки считалась оконченной, но он зачастую не покидал своего подопечного, оставаясь при нём в качестве управляющего. К слову, дядька проводил со своим опекуном больше времени, чем его родной отец, а потому между ним и мальчиком зачастую складывались очень тёплые, почти родственные отношения. Ярким примером искренней дружбы ученика и «дядьки» являются взаимоотношения между А.С. Пушкиным и Н.Т. Козловым. Увековечив своего «дядьку» в образе Савельича в романе «Капитанская дочка», Пушкин, таким образом, выразил благодарность преданному воспитателю.

Козлов, который был старше поэта на 20 лет, любил его отеческой любовью и ездил вместе с ним не только в Петербург, но и по местам его ссылок. Пушкин посвящал своему дядьке стихи и едва не вызвал из-за него на дуэль своего лицейского друга Корфа. До последних земных дней писателя Козлов жил с ним в одном доме, а в день злополучной дуэли с Дантесом, именно он на своих руках внёс в особняк истекавшего кровью Пушкина. Но вернёмся к судьбоносному путешествию 1820 г. Путники, проехав Псковскую, Витебскую и Могилевскую губ., повернули на юго-восток и покатили по Украине, где была другая природа, быт и говор. Далее проследовали через города Чернигов, Нежин, Киев до Кременчуга, где по наплавному мосту через Днепр переехали на другой берег. Коллежский секретарь из Ведомства Гос. коллегии иностранных дел А.С. Пушкин был отправлен по надобностям службы в канцелярию к главному попечителю колонистов Южного края России, участнику Отечественной войны 1812 г. ген. от инфантерии И. Инзову (был начштаба у командующего 3-й Западной армии ген. Тормасова). 17 мая, проехав 1600 верст, Пушкин со своим слугой, прибыли в Екатеринослав. Городу, основанному князем Г.А. Потёмкиным, было немногим больше 30 лет. В нём проживало до 4-х тысяч жителей, большинство которых ютилось в небольших домиках («мазанках»), утопающих в садах. Несколько в стороне от них, среди запущенного сада, высились развалины дворца графа Потёмкина. В одном из присутственных зданий помещалась контора иностранных поселенцев, которая с 1818 г. управляла колониями трёх новороссийских губерний.

Сюда и явился в форменном мундире, в треуголке, при шпаге Александр Пушкин для вручения своему новому начальнику казённого синего пакета с пятью печатями от графа Нессельроде К.В. (40 лет возглавлял МИД Российской империи). Его принял  52-х летний ген.-л-нт, сухощавый, высокого роста, с крупной седой шарообразной головой, «с большими мечтательно - голубыми глазами и необыкновенно симпатичным выражением лица». И.Н. Инзов был в близких служебных отношениях с целой плеядой военных знаменитостей, участвовал в ряде исторических сражений. Он был человеком скромным, редких достоинств и просвещённого ума. Ген. Инзов после нескольких бесед с молодым поэтом Пушкиным, разобравшись с сопроводительными документами на него, понял свою задачу - сохранить России вверенный его попечению драгоценный талант. 21 мая 1820 г. он сообщает в Петербург благоприятный отзыв, указывая, что «погрешности» Пушкина не от «испорченности сердца», а объясняются исключительно «пылкостью его ума». Итак, к юношеским увлечениям Александра Сергеевича, генерал отнесся снисходительно; он не стал сразу обременять поэта канцелярской работой и предоставил ему время обжиться на новом месте. Поэт оставил заезжий трактир (ныне ул. Караимская д. № 2) и поселился в одной из многочисленных еврейских хаток в Мандрыковке. Ему нравились прогулки на лодке, песчаные островки среди завораживающего Днепра. Здесь Пушкин наблюдал первый примечательный эпизод своих странствий, отразившийся в его творчестве. Арестанты «смирительного дома» собирали на улицах подаяния, на которые и содержались заключенные.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2017/03/14/764


Рецензии