Ч. 18 Обречённые на гибель
По замыслу, две армии, высадившись одновременно в районе Керчи и Феодосии, вместе уничтожали немецкую группировку на Керченском полуострове, затем одна группа войск отрезала немцам выход из Крыма, а другая наносила удар в тыл севастопольской группировке противника, и совместно с гарнизоном и кораблями флота уничтожала её.
Погода в период высадки десанта стояла штормовая, шли холодные проливные дожди, сменявшиеся мощными снегопадами. Керченская военно-морская база высаживала десант в районе Камыш-Буруна.
Азовской военной флотилии поручалось высадить десант в Ак-Монае, у мысов Зюк, Тархан, Хрони и Еникале.
Капитан 2 ранга В.С. Грозный-Афонин, под руководством которого провели ночные учения по высадке частей 398-й стрелковой дивизии, выбрал место, полностью соответствующее тому, где придётся высаживаться. Условия были максимально приближены к реальным, кроме одного – в высаживающиеся войска с берега не стреляли.
После учения капитан 2 ранга положил на стол командующего флотилией рапорт, в котором написал, что части дивизии не готовы для десантной операции. Он перечислил почему: дивизия на 99 процентов укомплектована мобилизованными запасниками 2-й очереди, плохо обученными.
Никто из них ни разу не был в боях. На семьдесят процентов личный состав состоял из уроженцев Кавказа и Закавказья, которые не знали русского языка, не понимали друг друга, а на все приказания отвечали: «Моя нэ понимает».
При высадке на берег этих красноармейцев командирам и морякам приходилось за рукав вытаскивать из шлюпок и байд. Многие говорили, что они «больные» и страдают водобоязнью.
После высадки бойцы кучками стояли на берегу или бродили вдоль него, командиры сухопутных частей не командовали, потому что были совершенно неграмотными в тактическом отношении, и не управляли своими людьми.
С.Г. Горшков потребовал заменить дивизию. Её заменили на 224-ю дивизию, которая имела боевой опыт, но не участвовала в десантах. Чтобы учить людей, не было ни времени, ни топлива для судов.
Операцию наметили на 5 часов утра 26 декабря. Из воспоминаний С.Г. Горшкова: «Посадку десанта начали утром 25 декабря. Погода портилась на глазах. Морозный ветер набирал силу. Волны разламывали лёд у берега и бросали его со страшной силой, грозя проломить борта судов.
Страшно было смотреть на заполненные людьми баржи, байды, баркасы. Волны заливали низко осевшие посудины, съёжившиеся от холода люди, не успевали котелками вычерпывать воду.
Я заикнулся было о переносе времени высадки. Получил категорический отказ – нарушился бы весь план операции, а в ней задействовано столько сил».
Люди шли на бессмысленную и страшную гибель.
Спустя полвека адмирал вспоминал: «Северный ветер взбудоражил мелководное Азовское море, волны захлёстывали остатки дошедших до цели шлюпок и других высадочных средств. Низкая температура, штормовой ветер действовали угнетающе на личный состав десантируемых частей.
Кроме того, они приводили к обледенению корпусов и механизмов кораблей, а на тральщиках - к обледенению и выходу из строя пушек. События развёртывались в условиях, более свойственным морям сурового севера.
Время от времени свирепствовала пурга, корабли и суда преодолевали лёд, некоторые из них приходилось спасать с помощью ледокола».
Четыре отряда грузились в Темрюке, а пятый – в Кучугурах. Северный ветер усилился до 7 баллов. Шедшие на буксире сейнеры, байды и лодки, отрывались. Их захлёстывали волны, они переворачивались, и люди в шинелях, с рюкзаками и оружием, попав в ледяную воду, камнем шли на дно.
Утром 26 декабря четыре отряда с уцелевшими во время перехода десантниками собрались в районе мысов Зюк и Хрони. Пятый отряд капитан-лейтенанта В.А. Иосса вернулся в Кучугуры.
Командир 2-го отряда капитан 2 ранга Грозный-Афонин в семь часов утра приступил к высадке десанта у мыса Зюк под прикрытием дымовой завесы сторожевого катера и артиллерийского огня канонерской лодки «Дон».
Через три с половиной часа к нему присоединился первый отряд капитан-лейтенанта Шиповникова.
Десант атаковали самолёты противника. В шаланду «Фанагория» попала бомба, судно затонуло, а с ним сто человек, находившиеся на шаланде. Пароходы «Красный флот» и «Пенай» получили тяжёлые повреждения, но остались на плаву.
Сильной волной выбросило на берег катер-тральщик «Акула». Сейнер «Декабрист» с пропоротым о камни днищем наполовину затонул и был оставлен командой. Из-за шторма, артобстрела и бомбёжки высадку у мыса Зюк пришлось прекратить. Успели высадить 1378 красноармейцев и командиров с 13 орудиями, миномётами и тремя танками.
У мыса Хрони в бухте Булганак высадились 1452 человека с четырьмя орудиями и двумя танками.
К мысу Тархан подошёл отряд капитан-лейтенанта Николаева на земснаряде «Ворошилов» и катере-тральщике «Ураган». Но из-за сильного прибоя и огня противника высадиться не смогли. Земснаряд потопила авиация.
Командир «Урагана» подобрал немногих, кто плавал в ледяной воде, и возвратился на базу. На земснаряде погибли 450 человек.
Из семи тысяч пятисот десантников, которых должны были высадить у мыса Хрони, сражались на берегу около трёх тысяч человек, остальные погибли на переходе и при высадке.
Ночью высадка продолжилась. Удалось утром высадить с тральщика у мыса Хрони
252 человека. Но из-за огня противника высадку там пришлось прекратить. Немецкие самолёты потопили баржу № 59, на ней погибли четыреста человек. Пароход «Пенай» получил тяжёлые повреждения и выбросился на берег. На нём погибли ещё сто десять человек.
Но людей продолжали посылать на верную смерть. Второй эшелон десанта смогли организовать к вечеру 28 декабря 1941 года.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/09/08/1262
Свидетельство о публикации №216090701853
Как раз накануне я прочитал один материал, посвященный теме описываемого Вами десанта, и пока мы плыли, представлял ужас и предсмертные страдания людей, которых бравые начальнички погрузили на деревянные баркасы и отправили в декабрьскую морозную ночь при 6-7 бальном шторме фактически на верную гибель. Они попросту утонули, не вступив в боестолкновение с противником. Здесь ссылка на прочитанное мной, если любопытно, загляните
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=439252
Там где-то был упомянут даже колёсный пароход дореволюционной постройки, который катал дам с собачками на курорте в Батуми.
Сергей Омельченко 04.04.2021 03:21 Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку, прочитал всё внимательно. Что касается начала кораблестроительной части, то всё написано верно. А вот остальное довольно сумбурно, надёргано из разных изданий. Сомневаюсь, что автор работал с архивными документами, не относящимися к судостроительной части.
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 04.04.2021 11:55 Заявить о нарушении