Хороший прихожанин или не очень
Как и положено провинциалам, здесь все живут, можно сказать, почти дружно, ведь факт узнаваемости в лицо и даже по имени кое-что да может значить в противоположность столичному образу жизни, кстати. Приход как приход, но с особенностями и собственным колоритом. Автор может сравнивать московских прихожан и местных не понаслышке, а потому и выводы напрашиваются как-то сами собой и без мучительного анализа. Первым и главным достоинством прихода храма «Живоначальной Троицы» (Находкинская епархия, Центральное благочиние п. Врангель) является высокая посещаемость в сравнении с прочими известными автору многочисленными местами, за исключением, пожалуй, горячо любимой столицы нашей Родины. Судите сами, в приходе около двухсот человек на общее количество жителей менее двадцати тысяч (цифры специально округлены для удобства подсчета), что говорит об однопроцентном представительстве. Согласитесь, что это совсем неплохо. Просто посчитайте сами для своей местности, и все станет очевидно. Причем важно понимать, что речь идет не о случайных посетителях, которые приходят в церковь пару раз в году (Пасха и Рождество), а именно о воцерковленных.
Далее хочется продолжить перечень преимущественных характеристик, тем более что они показательны для провинции вообще. В данном контексте предлагаю вспомнить одну цитату от классика «В глуши легко верить в Бога, также как просто любить красивую женщину». Верят здесь очень прилежно, чему свидетельством служат и особая любовь прихожан к своему батюшке, и наличие прекрасной библиотеки (многие прихожане достаточно хорошо подкованы в духовном плане) и воскресной школы, и готовность многих делать пожертвования на богоугодные дела, и много чего еще. Даже внутреннее убранство храма и прилежащей территории пропитано заботой и любовью. Это важно, ведь ухоженность дома божьего является важным показателем общей духовной атмосферы в данной местности.
Но не все так безмятежно в приходе, ведь данное эссе появилось не по причине полной идиллии, а именно из-за наличия некоторых проблем. И речь идет исключительно о храмовой дисциплине прихожан. В глаза бросается сразу ряд вещей, которые очень даже портят общую позитивную картину в данном контексте. В нашей церкви у многих прихожан сложилась традиция – по приходу в нее прикладываться к аналою и обходить по периметру средней части храма все иконы, висящие по стенам, прикладываясь к ним. Но одно дело, когда ты приходишь сюда перед началом литургии и совершаешь данный обряд, и совсем другое дело, когда прихожанин совершает все перечисленное во время службы. Автор сначала даже не поверил, что такое возможно, когда увидел, что этой «болезнью» страдают даже самые достойные представители прихода (по этическим соображениям не будем переходить на личности). Представьте себе, например, торжественный момент литургии, когда читается Евангелие (сам Дух Святый невидимо присутствует в храме). И в этот момент, пришедший вдруг, прихожанин начинает протискиваться сквозь толпу людей для «церемонии прикладывания» к ликам святых отцов. Сразу же возникает масса вопросов, среди которых следующие. Почему именно сейчас, а не перед или после службы? Зачем мешать людям, присутствующим здесь? Неужели на самом деле не понятно, что Бог выше ликов святых на иконах? Почему ты не боишься навредить себе и тому, кому помешал? Есть и прочие, касающиеся уровня интеллекта и гордыни, но и перечисленных уже достаточно.
Вторым уникальным событием прихода является особый родительский пыл. Речь идет о поведении детей в церкви во время литургии. Ясно, что эти ангелочки, пришедшие с родителями для причастия, ведут себя соответственно своему возрасту. Их, кстати, каждый раз очень много (не менее половины от всех причастников – только вдумайтесь!). Это не только положительно характеризует их заботливых родителей, но и должно накладывать на них особую ответственность за поведение своих чад. Однако дети разбредаются по всему храму и очень сильно влияют на настроение умиротворенных ходом службы прихожан. Почему родители позволяют происходить подобным вещам лично мне не совсем понятно. Ведь, повторюсь, приход очень дружный и достаточно хорошо знаком с укладом церковной жизни.
Ну и, конечно же, беда всех приходов православных церквей страны – здесь очень много говорят, особенно во время причастия и проповеди. Складывается впечатление, что страх божий некоторым людям просто неведом. А ведь с этого и начинается вера. То есть, прихожане знают многие правила духовной жизни, но совершенно позабыли то, с чего собственно она и начинается?! Кстати, борьба с мобильными телефонами завершилась успешно. Может быть, и посторонние разговоры станут следующим этапом в оздоровительной программе нашего прихода? Вопрос не риторического толка м. п.
Все эти авторские замечания по поводу правил поведения в церкви не новы, но очень актуальны. Лично мне кажется, что устраняются они на раз - по пять минут посвятить данной проблеме на нескольких проповедях, и от них останутся только воспоминания. Не мне судить о прихожанах нашего храма, но ведь подобное поведение мешает получать благодать Духа Святого, как самим участникам «действа», так и тем, кому они непосредственно мешают. В данном случае такое поведение имеет двойную негативную силу. Не буду цитировать Святое Писание, чтобы обойтись без пафоса, но совершенно очевидно то, что бороться по этим фронтам необходимо. Итак, формула посещения православного храма такова: приходишь со страхом божьим, а уходишь с любовью и благодатью.
Да благословит вас Господь наш Иисус Христос, братья и сестры!
Свидетельство о публикации №216090700605
Спаси Господи.
Калерия Павлова 26.04.2017 15:11 Заявить о нарушении